Коммерсантъ
28 ноября 2003, 15:28
Авиастроительный перехват
Ил-76МФ является модернизированным аналогом самолета Ил-76. По сравнению с первоначальной версией новый самолет имеет удлиненный и более вместительный фюзеляж и новые двигатели ПС-90А. С нагрузкой 40 т Ил-76МФ способен пролететь 5,8 тыс. км (предел для Ил-76МД составляет 4,7 тыс. км). Ил-76МФ может применяться и в поисково-спасательный работах над морем. В настоящее время на базе Ил-76МФ ведется разработка гражданского варианта самолета, предназначенного для использования на коммерческих грузовых авиалиниях.
В 1995 году правительства России и Узбекистана подписали соглашение об объединении ОАО "Авиационный комплекс имени Ильюшина" (АК имени Ильюшина) с ТАПО в единую финансово-промышленную группу. Однако в 2001 году, когда близилось подписание контракта с Индией на поставку шести заправщиков Ил-78МК на сумму около $150 млн, представители ТАПО заявили, что "создание межгосударственной корпорации "Ильюшин" с участием ТАПО в настоящее время не рассматривается". Поэтому после подписания контракта по Ил-78 возникли серьезные разногласия о правах на выпускаемые узбекским предприятием самолеты и условиях их продажи третьим лицам. И хотя в марте этого года вопрос об участии российской стороны в контракте с Индией был улажен положительно, вопрос о создании межгосударственной корпорации "Ильюшин" с участием ТАПО оставался открытым. А в августе этого года в Воронеже была зарегистрирована Национальная авиационная корпорация, в которую вошли ВАСО, авиационный комплекс им. Илюшина, лизинговая компания "Ильюшин-Финанс", а также ряд российских банков во главе с Национальным резервным банком, которого в Ташкенте считают главным лоббистом этого решения.
В прошлом году ВВС России приступили к поиску российского предприятия, на котором можно выпускать такие военные самолеты, чтобы не покупать их у Узбекистана. Главком ВВС Владимир Михайлов стал присматриваться к ОАО "ВАСО", которое входит в корпорацию "Ильюшин". В прошлом году он несколько раз побывал на этом предприятии и в итоге согласился с доводами руководства корпорации "Ильюшин" о размещении серийного производства Ил-76МФ на воронежском авиазаводе. Как рассказал корреспонденту "Ъ" гендиректор ВАСО Вячеслав Саликов, для этого ВВС России нужно было изыскать $130 млн для перевода производства нового военного самолета из Ташкента в Воронеж.
Воронежский губернатор Владимир Кулаков и руководство корпорации "Ильюшин" на различных уровнях лоббировали выделение этих денег из федерального бюджета. Последний раз вопрос о размещении производства Ил-76МФ в Воронеже губернатор Кулаков поднимал на встрече с президентом России Владимиром Путиным 14 ноября. После этого в Воронеж прилетел полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко ("Ъ" рассказывал об этом 20 ноября), который изучил ситуацию на воронежском авиазаводе.
Сразу после посещения полпредом авиазавода в Москве 20 ноября экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при спикере Госдумы рассмотрел вопрос о запуске Ил-76МФ в серийное производство. На этом совете представители "Ильюшин" и ВВС России, а также воронежский губернатор убеждали депутатов в необходимости этого самолета для нужд обороны. В итоге комиссии была дана неделя на принятие решения по новому военно-транспортному самолету.
Вчера один из членов этого совета сообщил корреспонденту "Ъ", что комиссия приняла решение рекомендовать Госдуме профинансировать постановку серийного производства Ил-76МФ на базе ВАСО. Ожидается, что в ближайшие один-два дня проект соответствующего постановления будет подписан спикером Госдумы Геннадием Селезневым и отправлен на утверждение президенту России Владимиру Путину и председателю правительства Михаилу Касьянову.
Как рассказал корреспонденту "Ъ" гендиректор ОАО "Авиационный комплекс имени Ильюшина" Виктор Ливанов, физически никакого переноса производства из Ташкента не будет. То есть все оборудование для производства самолетов останется в Ташкенте. При этом он отметил, что "Ташкенту никто не может запретить выпускать эти самолеты". В то же время, по мнению господина Ливанова, ТАПО все равно по ряду параметров не сможет конкурировать с ВАСО. По его словам, воронежский авиазавод уже сейчас полностью готов к серийному производству Ил-76МФ, а $130 млн необходимы для изготовления оснастки производства. Планируется, что в серийное производство в Воронеже новый самолет может поступить уже в 2005 году. Как отметил господин Ливанов, Воронежу "достался лакомый кусочек", так как потребность внутреннего и внешнего рынка в самолетах типа Ил-76МФ до 2020 года оценивается в 200 машин на общую сумму $8 млрд.
Ташкентский завод уже давно "бескровно воюет" со своими воронежскими конкурентами, пытаясь оставить выгодный государственный заказ Министерства обороны России на производство самолетов Ил-76МФ у себя. Комментировать официально информацию о переносе производства Ил-76МФ на ВАСО ташкентские авиастроители отказались. Однако один из представителей руководства ТАПО отметил: "Периодически наши российские друзья подключают к решению этого вопроса в свою пользу различные государственные или парламентские структуры, как в случае с производством Ил-76МФ. Мы же предпочитаем работать на основе межгосударственных соглашений между Россией и Узбекистаном, не обращая внимания на мелкие выпады конкурентов". До настоящего времени официального извещения о переводе производства в Воронеж из ТАПО не было....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы