Самарское обозрение
4 октября 2004, 12:35
Дмитрий Федорченко: Конструкторский бизнес может быть высокорентабельным
Летом в ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" произошла смена руководства. О том, в каком направлении будет развиваться предприятие, рассказывает зам гендиректора Д. Федорченко
- Как развивается на СНТК производство двигателей для газоперекачивающих агрегатов? Планирует ли предприятие увеличивать выпуск этих двигателей, расширять рынок сбыта?
- СНТК - в первую очередь авиационное конструкторское бюро, и его основная тематика - создание авиационных двигателей. Однако сегодня реальные деньги можно получить от производства двигателей для ГПА и электростанций, и пока это основная статья доходов предприятия. Почти все двигатели семейства НК наземного применения конвертированы из авиационных двигателей (НК-38СТ, НК-36СТ, НК-37СТ, НК16СТ, НК-14СТ, НК-12СТ), и только один, НК-126, создан специально для наземной эксплуатации. Рынок "Газпрома" столь велик, что наших мощностей просто не хватит, чтобы его насытить. Сколько бы мы ни поставили двигателей для ГПА, они все будут востребованы. Полагаю, что конкуренции на этом рынке в ближайшие годы не предвидится. Специфика СНТК состоит в том, что это завод опытный. Здесь мощное КБ, которое занимается проектированием двигателей и изготовлением опытных образцов. Раньше после того, как образец прошел сертификационные государственные испытания, проект передавался на серийный завод, где начиналось производство. Сегодня мы планируем расширить выпуск товарной продукции, чтобы зарабатывать деньги на развитие инжиниринга, создание новых двигателей. СНТК занимается не только проектированием новых двигателей наземного применения, но и модернизацией уже эксплуатируемых агрегатов с целью повышения их экономичности, надежности, улучшения экологических характеристик.
- По техническим параметрам двигатели не уступают продукции других производителей?
- Продукция СНТК достаточно надежна. Могу сказать, что наработка НК-16СТ достигла 65 тысяч часов без съема со станции, наработка НК-36СТ достигла более 20 тысяч часов, и эти машины продолжают работать. Мы работаем в классе средней мощности - 6,3-12 и 16-25 МВт. КПД двигателя НК-16СТ - около 30%, НК-36СТ - 36%, НК-38СТ - 38%. Чем выше мощность, тем выше КПД. По этому параметру моторы СНТК обгоняют только двигатели существенно большей мощности, выше 100 МВт, которые производят ГП НПКГ "Зоря-Машпроект" (Украина), ОАО "ЛМЗ", ОАО НПО "Сатурн" и зарубежные фирмы.
На СНТК разработки таких мощных двигателей не ведутся: предприятие для этого не приспособлено, комплекс всегда специализировался на авиадвигателях, имеет соответствующее оборудование и квалификацию персонала. КПД двигателей большинства производителей находится в пределах 30-35%: "Сатурн" - 25-36%, Уральский турбинный завод - 25-31%, Alston Рower - 34-38%.
- Ранее руководство СНТК не-однократно заявляло о планах поставок ракетных двигателей НК-33 в США. Существует ли перспектива продажи этих двигателей за границу?
- Несколько дней назад генеральный директор СНТК Сергей Тресвятский был в фирме Аerojet, которой мы продавали двигатели ранее, и привез новый протокол о совместных работах. Но много ли ракетных двигателей продашь за границу? На наш взгляд, целесообразнее использовать НК-33 для создания нового российского ракетоносителя "Союз-2-3". Этот проект ведут РКК "Энергия" и "ЦСКБ-Прогресс". Особенностью этого проекта является то, что для его реализации требуются не очень большие деньги. Двигатель НК-33, установленный на ракетоноситель, позволит увеличить вес выводимого на орбиту груза примерно на 30%. Если американцы проектируют под этот двигатель совершенно новую ракету, значит, он конкурентоспособен до сих пор.
- А кто заинтересован инвестировать средства в подобный проект?
- Думаю, инвесторами могут выступать банки и другие коммерческие организации.
- Намерен ли комплекс возобновить производство НК-33?
- У нас есть довольно большой запас двигателей НК-33 с 1974-75 годов. Если будет спрос, возможно, и возобновим производство.
- Каковы перспективы новой разработки СНТК - авиационного двигателя НК-93? Когда НК-93 будет запущен в серийное производство?
- Двигатель НК-93 - одна из приоритетных тем нашего предприятия. Сейчас мы готовимся к установке двигателя НК-93 на летающую лабораторию: один опытный двигатель будет установлен на самолет Ил-76. Это один из обязательных пунктов программы сертификационных испытаний. Полное серийное производство таких двигателей мы освоить не сможем, разработка будет передана на серийные заводы, а наше ОКБ должно получать отчисления от продаж таких двигателей.
- Какие компании заинтересованы в применении НК-93?
- В этих двигателях заинтересованы КБ Антонова, КБ Илюшина, ОАО "Туполев". НК-93 может быть установлен на Ил-76, на новые разработки этих фирм Ту-330, Ил-96 и другие.
- Существуют ли перспективы поставок НК-93 на западный рынок?
- СНТК ведет переговоры по этому двигателю с Airbus Industries. Мы уже провели совместную работу по оценке возможности установки НК-93 на перспективном самолете Airbus Industries. В ближайшее время продолжим переговоры с этой компанией.
- Для Airbus Industries вы будете производить двигатели самостоятельно?
- Все зависит от объема заказа. Например, двигателей CFN-56 всех модификаций делалось до 1000 штук в год. Такую программу можно выполнить только в широкой кооперации с другими фирмами.
- Когда был спроектирован НК-93? Как долго эта разработка может быть актуальной?
- НК-93 был задуман в 90-х годах. Из-за отсутствия финансирования его внедрение задержалось. Но он не устарел, как и ракетный двигатель НК-33. Его потенциал позволит эксплуатировать двигатель еще лет 40.
- С какими компаниями СНТК конкурирует в области самолетных двигателей?
- Конкурентов много, как на Западе, так и в России. В нашей стране НК-93 будет конкурировать прежде всего с двигателем ПС-90, который выпускают в Перми.
- На СНТК ведутся разработки других авиационных двигателей?
- Планируем выходить с предложением о создании нового двигателя НК-112. Это двигатель для регионального самолета. Пока в России таких самолетов не выпускают. НК-112 - это работа на ближайшие пять лет. У этого двигателя общий газогенератор с НК-93. Газогенератор - ядро машины, самая тяжелая часть в плане разработки. Так что газогенератор для НК-112 уже существует. Этот двигатель может быть востребован как в России, так и за рубежом. Кроме разработки НК-112 начато проектирование перспективного двигателя со взлетной тягой 18-20 тонн. Этот двигатель не будет конкурировать с НК-93, у него своя ниша. Он будет разрабатываться на базе новых технологий проектирования и производства.
- Какие еще проекты связывают СНТК с западными компаниями?
- Мы поддерживаем деловые связи с крупнейшими двигателестроительными фирмами: американской компанией General Electric, французской Snecma и специализирующейся в области атомной энергетики GA (США).
- О какой сумме идет речь? Это существенный вклад в доходы СНТК?
- Годовой объем работ составляет около $500 тысяч. Это небольшая сумма, и цель этих работ - не только побочный заработок, но и освоение международных методов и стандартов проектирования. Основная работа - это проектирование газотурбинных двигателей семейства НК, конкурентоспособных и востребованных на рынке.
- СНТК не испытывает дефицита конструкторских кадров?
- Очень мало молодых специалистов. Сейчас в ОКБ работают в основном ветераны и очень небольшой слой молодых специалистов. Так что кадровая проблема есть. Будем возвращать тех специалистов, которые уехали работать за границу. Много наших конструкторов работает в Москве, Санкт-Петербурге. СНТК есть что предложить своим сотрудникам, мы планируем существенное повышение зарплаты.
- За счет чего?
- За счет внутренних ресурсов, за счет повышения производительности труда, за счет внедрения новых методов работы. Конструкторские предприятия - одна из наиболее рентабельных отраслей экономики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарское обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали