Северный край
5 октября 2009, 14:01
Из первых рук
В канун Дня машиностроителя управляющий директор НПО "Сатурн" И.Федоров рассказал о том, как он видит задачи, стоящие сегодня перед предприятием
В канун Дня машиностроителя Илья Федоров в интервью "Северному краю" рассказал о том, как он видит задачи, стоящие сегодня перед предприятием.
- НПО "Сатурн" - крупнейшее предприятие Ярославской области, с которым связаны судьбы десятков тысяч людей. Поэтому "Северный край" много писал на своих страницах о всех достижениях "Сатурна" и о его главных двигателестроительных программах: создании новых двигателей для военной и гражданской авиации, двигателей для Военно-морского флота, газовых турбин для электростанций. Как сегодня реализуются эти программы? Планируются ли какие-то перемены в работе предприятия?
- Кардинально на предприятии ничего не меняется и в ближайшее время меняться не будет. С Юрием Васильевичем и его командой у меня отношения, можно сказать, идеальные. Мы часто встречаемся, Юрий Васильевич вводит меня в курс дела по каким-то вопросам, в свою очередь мы обсуждаем, что можно было бы сделать "Сатурну" вместе с городом для улучшения жизни наших работников. Взаимопонимание у нас полное. Соответственно, есть некая преемственность, которая будет продолжаться. Те люди из руководства предприятия, которые ушли вместе с Юрием Васильевичем, сами приняли такое решение, их никто не выдавливал. Они ушли по просьбе Юрия Васильевича, поскольку ему сейчас нужны высококлассные специалисты для решения множества важных вопросов. Освободившиеся места заняли их заместители, практически все они заводские, со мной пришла только одна помощница.
Если говорить о стратегии предприятия в рамках "ОДК", то пока корпорация еще формируется, только что собраны активы предприятий, которые в него вошли. Больше активов "ОДК" собирать не планирует.
- Какие проблемы есть сегодня в "ОДК"?
- Первое, это перенасыщенность людьми. Это главным образом касается двигателестроительных предприятий Самары, где сегодня слишком мало заказов. Там с людьми придется расставаться. Сокращения согласовываются с местной администрацией, прорабатываются вопросы дальнейшего трудоустройства и переобучения рабочих. Вторая проблема - необходимость технического перевооружения практически всех предприятий, которые вошли в "ОДК". Они сегодня находятся в разном технологическом состоянии. Если говорить о самарском кусте, то там придется сделать очень много, на "Сатурне" и в Уфимском МПО процесс перевооружения идет уже несколько лет. Важно также, чтобы на предприятиях "ОДК" не было дублирования. Серьезная внутренняя кооперация позволит устранить лишние затраты. И даже сокращение работников будет проходить менее болезненно, поскольку в Уфе, где население 1,2 миллиона человек, найти работу сокращаемым специалистам гораздо проще, чем в двухсоттысячном Рыбинске.
Это что касается ситуации в "ОДК" в целом. Если же говорить о "Сатурне", то здесь сегодня самое современное конструкторское бюро в России, и в то же время - модернизируемое, а во многом и вновь создаваемое новейшее производство двигателей. Предприятие находится в процессе перевооружения, смены модельного ряда. Какое-то производство от нас уходит, параллельно мы приступаем к производству двигателей SaM-146, совместно с Уфой двигателей типа 117С для Су-35, есть закрытые программы, морская тематика, газотурбинные установки - и все это новое. Строится новый сборочный цех для производства ГТУ. Так что решать приходится в основном технические вопросы. Проблем с людьми нет - их достаточно, они переучены и могут спокойно работать, поскольку резких перемен на предприятии не планируется, никаких временщиков сюда никто назначать не собирается, ситуация стабильная.
- Какие первоочередные задачи вы ставите перед коллективом?
- Самое главное, чем будет жить предприятие в ближайшие четыре-пять лет, - это внедрение бережливого производства. Мы сегодня на порядок отстаем по производительности труда и выработке на одного человека от западных компаний, таких, как "Снекма", "Дженерал Электрик" и других. Если мы этого не сделаем, то двигателестроение в России будет потеряно.
Соответствующий приказ по внедрению бережливого производства подписан, работа уже началась. На базе в "Демино" мы организовали семинар на эту тему для специалистов всех предприятий "ОДК" с участием руководителей "Оборонпрома". Конечно, за год-два всех проблем не решить, поэтому нас ждет долгая и непростая работа. Выработка будет расти постепенно, сначала на 40 - 50 процентов, потом более плавно - на 8 - 10 процентов в год. Основное здесь - изменить сознание людей. Еще с советских времен у нас было принято наказывать человека за брак или какую-то недоработку. Это неправильно. На страхе бизнеса не сделаешь. Человек должен откровенно сказать, что ему мешает работать с полной отдачей, а задача руководителей - изменить условия труда так, чтобы работник мог трудиться эффективнее. И при этом подольше прожил.
- Одним из главных зарубежных партнеров "Сатурна" стала в последние годы французская корпорация "Снекма". Французы готовы делиться с нами своими технологиями и секретами организации труда?
- Я только что вернулся из Франции, где провел неделю на "Снекме", что было очень тяжко...
- Почему - тяжко?
- Потому что неделя отсутствия директора на заводе - это серьезно. У нас огромный фонд заработной платы, масса других расходов, поэтому нужно ежедневно обеспечивать поступление денег. Тем не менее эта командировка была очень полезной. Французы ничего от нас не скрывают. Вообще ничего. Мы видели все, что есть сегодня на "Снекме", на всех трех заводах, даже закрытые вещи. "Сатурн" во многом повторяет путь "Снекмы", начатый двенадцать лет назад при работе с "Дженерал Электрик". Тогда это была рядовая французская компания, отстававшая от "Дженерал Электрик" по производительности труда в 2 - 3 раза. В результате работы с американцами они сравнялись с ними по цене производства двигателя. Думаю, в ближайшее время мы сможем их поздравить с тем, что они превзошли американцев. Поэтому мы будем переносить французскую систему бережливого производства в Рыбинск. Начнется это с производства SaM-146, а затем будет распространяться дальше и дальше. Нам в этом будут помогать и французы, и консалтинговые компании, которые проводили подобное перевооружение и на "Снекме", и на "Сафране", и на "Пежо", и на других производствах. Французы достаточно требовательны, но они в то же время понимают силу нашего конструкторского бюро и людей, которые работают в Рыбинске. Они в восторге от того, что уже сделано здесь. Результаты сертификации - а это очень тяжелое дело - их поражают. Когда кирпичи изо льда перемалываются в двигателе, как в мясорубке, и ничего не происходит - это факт, когда отрывает лопатку (ее специально взрывают) и тоже ничего не происходит - они понимают и признают наши заслуги. Пока, правда, у нас нет серийного производства, но в следующем году в марте-апреле мы подойдем к серии два двигателя в месяц.
- А как вы считаете, сами работники готовы к тому, чтобы перейти на новую технологию и систему бережливого производства?
- "Сатурн" - это современная компания. Многие наши сотрудники побывали во Франции, видели, как там работают, и они хотят у себя дома тоже жить и работать нормально. Приходить домой в разбитом состоянии, согласитесь, не очень приятно. А те условия, которые мы хотим создать, позволят работнику в свободное время не просто приходить в себя, а активно отдыхать. Простой пример: человек, проехавший от Москвы до Рыбинска на "Жигулях", будет разбит и морально, и физически, а если он проедет на хорошей машине, то выйдет и с удовольствием пойдет гулять по городу. И здесь история та же самая. Нас ждет ежедневная кропотливая работа с людьми. Но другого пути нет.
- Кстати, в советское время Рыбинск по многим позициям превосходил Ярославль, город был абсолютно самодостаточным не только в экономике, но и в культуре, медицине, спорте. Огромную роль в этом играло Рыбинское производственное объединение моторостроения. Завод построил полгорода, содержал громадную социальную сферу. Сегодня как вы видите роль "Сатурна" в жизни Рыбинска?
- Внутри "Сатурна" уровень инфраструктуры таков, что это уже даже не Москва, это - Европа. Вокруг "Сатурна" - не хочу обижать родных для меня рыбинцев, но нужно смотреть правде в глаза - это захолустье. Дороги неважные (хотя в Самаре - еще хуже), нет инфраструктуры для отдыха, на улицах темно. И еще очень важно, чтобы здесь и зимой было так же хорошо, как и летом. Нужно сделать так, чтобы Рыбинск не ощущал себя провинциальным городом. И об этом мы тоже говорили с Юрием Васильевичем. В его программе на этот счет большие планы.
- Долгое время город, если так можно выразиться, висел на заводе. На каких принципах будут строиться отношения в дальнейшем?
- Город и завод - неразделимы. Но даже ресурса "Сатурна" не хватит, чтобы держать на себе город. Конечно, мы будем работать вместе. А вопроса "кто круче" - мэр или директор, не будет. Я вообще считаю, что мэр - "круче", потому что он избирается народом.
- В минувшие годы "Сатурн" обеспечивал город теплом, но городские власти не спешили с оплатой…
- Сейчас бюджет города действительно не покрывает его потребности. Но, думаю, это временно. С развитием инфраструктуры изменятся и доходы бюджета. Еще Юрий Васильевич Ласточкин и губернатор Сергей Алексеевич Вахруков подготовили программу развития энергетики области, мы ее только подхватили - это тоже источник дохода и экономии бюджетных средств. Две первые станции планируется построить в Ярославле и Рыбинске, стоимость гигакалории тепла на них значительно ниже - это подтверждает и пример станции, уже несколько лет работающей на "Сатурне", и пример других станций, построенных нашими специалистами на нашем оборудовании. Всего по этой программе только в Ярославской области планируется построить двенадцать станций разной мощности. Я убежден, что и мы основные деньги в ближайшей перспективе будем делать на наземной тематике.
- Илья Николаевич, вы в области человек новый, расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей семье.
- Я родился в Дубне - тогда это был поселок Иваньково Калининской области. Туда приехали специалисты строить авиационный завод - среди них был и мой отец. Детство и юность я провел в Дубне, получив очень хорошее базовое образование. Потом поступил в Серпуховское военное училище, в 1978 году окончил его по специальности "Эксплуатация летательных аппаратов". Позднее мне не раз приходилось убеждаться, насколько блестящее образование давалось курсантам. Это и великолепные фундаментальные знания, и летная практика. Преподаватели с нами очень много занимались индивидуально, что редко бывает в гражданских вузах. Затем вся жизнь была отдана Военно-воздушным силам. Почти всем, что сегодня летает и стреляет, приходилось заниматься. Испытаниями военной техники мне довелось заниматься еще со старшего лейтенанта. Моими учителями были генеральные конструкторы Туполев, Селезнев, Симонов. В 45 лет у меня была довольно большая должность в Военно-воздушных силах, но я решил уйти из армии, потому что понял, что реально не могу прокормить семью. Тогда многие бывшие военные шли по "нестандартным" путям заработка, но это был не мой путь. Я сначала занялся бизнесом, неплохо получалось, но вскоре понял, что авиация не отпустит никогда. А тут еще мне предложили приехать в Дубну и заняться Дубнинским машзаводом, который двадцать лет возглавлял мой отец - сейчас завод носит его имя. С этого и началась директорская практика. Потом меня пригласили участвовать в создании "ОДК", а когда Юрий Васильевич решил баллотироваться в мэры, направили на "Сатурн". Жена работала преподавателем, сейчас занимается домом. Дочери взрослые: младшая заканчивает институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии, старшая уже закончила институт менеджмента, работает менеджером в серьезной организации. В свободное время люблю заниматься фотографией, у меня отличная аппаратура (Илья Николаевич показал одну из своих работ - профессиональный и одновременно художественный портрет жены - авт.). Мой любимый писатель - Лев Толстой. С детства увлекаюсь лыжами. Любое дело, за которое берусь, довожу до конца. И в Рыбинск приехал с серьезными намерениями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Северный край». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2024
В аэропорту Алматы появился новый въезд в зону вылета
Декабрь 4, 2024
Рейсы, ножницы, тарифы. Пермский аэропорт перешел на зимнее расписание
Декабрь 4, 2024
В трех аэропортах Сибири из-за непогоды ожидают вылета более 900 пассажиров
Декабрь 4, 2024
В Приморье прогулочный вертолет совершил жесткую посадку