АвиаСоюз
2 марта 2011, 15:57
Полеты без угрозы жизни и здоровью
В.Шелковников - один из самых авторитетных специалистов в вопросах безопасности полетов в российском и международном авиационном сообществе
"АС": Валерий Георгиевич, что в Вашем понимании является безопасностью полетов?
В.Ш.: Это многогранное понятие, включающее в себя комплексную характеристику деятельности авиации, в результате чего обеспечивается способность выполнения полетов без угрозы жизни и здоровью людей. Безопасность полетов не возникает только за счет появления новых приказов и распоряжений, в которых сплошь и рядом говорится о необходимости "повысить" и "усилить". В нашем понимании безопасность полетов - это культура мышления каждого, кто имеет отношение к авиации, вне зависимости от занимаемой должности. А культура, как известно, строится на жизненных примерах, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.
Воспитание культуры безопасности на положительных примерах дает понимание, почему следует поступать в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Однако, если не приводить примеров отрицательных, то человек не сможет осознать, к чему могут привести не завернутая до конца гайка, использование нестандартной фразеологии радиообмена, пренебрежение данными метеосводок, расположенный около аварийной двери багаж… Поэтому необходимы не только приказы, а повседневная работа по сбору и распространению информации по безопасности полетов. Многие проблемы уже решены в других странах мира, однако мы не знаем об этом из-за недостатка информации о серьезных разработках в этой области.
"АС": Но такой подход, очевидно, требует серьезного финансирования. Если на авиапредприятии нет никаких нарушений, то вряд ли их руководители будут тратить деньги на то, что и так хорошо.
В.Ш.: Вы правы. К сожалению, статьи расходов на обучение и безопасность полетов страдают в первую очередь. Однако не надо забывать одну из мудростей, приведенных в документе ИКАО "Руководство по предотвращению авиационных происшествий": "Если вы считаете, что безопасность полетов обходится слишком дорого, значит, вы не знаете, что такое авиационное происшествие". Ситуации, "когда ничего плохого не происходит", тоже бывают двух видов. Одно дело, когда действительно на предприятии установлены приоритеты безопасности, другое - когда факты нарушений скрываются и замалчиваются.
"АС": Что следует делать в таких случаях?
В.Ш.: Приведу пример. В прошлом году Федеральное управление гражданской авиации США приняло новые правила, в соответствии с которыми диспетчер, сообщивший о своей ошибке при управлении воздушным движением, не подлежит наказанию. Эта мера направлена на то, чтобы выявить причины таких ошибок и устранить их. Начиная со времени принятия новых правил, в США резко возросло количество опасных сближений между воздушными судами. Однако руководители диспетчерской службы не стали бить тревогу, понимая, что теперь некоторые факты сближений не скрываются, а обсуждаются открыто. Нет никаких сомнений, что благодаря такому грамотному подходу количество опасных сближений в США уменьшится, а система обслуживания воздушного движения станет безопаснее.
"АС": Вы говорите, что некоторые острые вопросы безопасности полетов уже решены где-то за рубежом, но российская авиация не применяет этих решений. У Вас есть примеры?
В.Ш.: Конечно. Буквально за несколько дней до нашей беседы в Калмыкии упал вертолет Ми-2, погибли люди. Самое печальное - это то, что сообщения о катастрофах вертолетов перестали быть редкостью. Статистика происшествий с вертолетами обширна и не знает границ. В течение 2005-2009 годов в странах СНГ произошло 62 авиационных происшествия с вертолетами. Ситуация кардинально, в лучшую сторону, не меняется. Что можно сделать, чтобы остановить гибель людей и потерю техники? В 2005 г. ведущие авиационные страны мира создали Международную группу по безопасности полетов вертолетов (International Helicopter Safety Team), которая, проанализировав 197 катастроф, разработала "Руководство по системе управления безопасностью для эксплуатантов вертолетов". Ставится задача, при условии выполнения Руководства, за 10 лет снизить количество авиационных происшествий вертолетов на 80%. И результаты использования нового документа уже ощутимы за рубежом. Нет сомнений, что те, кто использует данное Руководство в своей повседневной деятельности, с задачей справятся.
"АС": Как можно ознакомиться с этим документом?
В.Ш.: Проанализировав ситуацию с недостаточным количеством материалов по этой важной тематике, мы несколько лет тому назад учредили Консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов". Его главные задачи - воспитание культуры безопасности и информирование профессионалов, законодателей и широких общественных кругов о проблемах, которые могут негативно сказаться на безопасности авиаперевозок. Помимо "Руководства по системе управления безопасностью для эксплуатантов вертолетов" мы перевели на русский язык и подготовили самостоятельно значительное количество документов и материалов, которые могут реально улучшить ситуацию в различных направлениях авиационной деятельности: выполнение полетов при использовании разных установок давления, изучение и совершенствование авиационного английского, информация о старых и стареющих воздушных судах и т.п.
"АС": Каким образом вы знакомите авиационное сообщество со своими продуктами?
В.Ш.: Наш сайт aviasafety.ru по праву считается среди профессионалов одним из наиболее информативных авиационных порталов в регионе государств СНГ, - и не только. Посмотрите на географию посещений: у нас есть читатели на всех континентах, притом, что поддерживается только версия на русском языке. Сайт выполнен не только удобно для пользователя, но и с большим вкусом. На нем вы найдете и ежедневную информацию об авиационных событиях, и воспоминания о трагедиях прошлых лет, а также анализы и расследования авиационных происшествий, множество других полезных сведений.
"АС": Наверняка многих авиаторов интересует то, что происходит в мире авиации сегодня. Владеете ли вы такими данными?
В.Ш.: Уже третий год мы распространяем по подписке выпуски информационного бюллетеня "Только Факты". Это очень интересный проект, разработанный для того, чтобы авиаторы учились на ошибках других. Все авиационные события в мире с гражданскими воздушными судами, которые произошли сегодня, будут на столе у руководителя завтра утром. Он разработан в рамках присоединения к Глобальной Сети Авиационной Информации (GAIN) и в соответствии с решением Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий. Эта информация помогает многим профессионалам при составлении анализов по безопасности полетов. Кроме этого, на сайте в открытом доступе выходит ежемесячный "Индикатор безопасности полетов мировой авиации", который, по имеющимся отзывам, с нетерпением ждут как руководители предприятий, так и рядовые авиаторы.
Хотел бы отметить, что наш небольшой коллектив - это абсолютные профессионалы, бесконечно преданные делу, которое касается каждого, кто хоть однажды летал на самолете или вертолете. В качестве экспертов мы привлекаем специалистов с мировым именем из ИКАО, ИАТА, Всемирного фонда безопасности полетов, известных авиационных специалистов из России и стран СНГ.
"АС": В чем вы видите основные цели и задачи деятельности в сфере безопасности полетов?
В.Ш.: Мы взяли на себя обязательство в память о погибших в авиакатастрофах честно и беспристрастно говорить о безопасности полетов, чтобы не допускать самоуспокоенности и высокомерия в авиации. Помимо воспитания культуры безопасности, любая организация, занимающаяся этими вопросами, должна выявлять факторы риска и разрабатывать меры по их устранению. Мы выступаем за ознакомление широких кругов общественности с состоянием безопасности полетов в мире, за использование лучших образцов международного опыта в России и СНГ, за поощрение добровольного и ненаказуемого обмена информацией о состоянии безопасности полетов.
Сначала мы хотели стать популяризаторами простых и мудрых постулатов одного из основоположников управления безопасностью, американского ученого Дана Петерсена. В 70-х годах прошлого столетия этот ученый выиграл конкурс президента США на лучшую разработку концепции и методов предотвращения катастроф, которые могли бы применяться во многих видах человеческой деятельности. Его идеи, развитые другими учеными, применяются сегодня во многих отраслях. Они вошли в "Руководство по предотвращению авиационных происшествий" и в "Руководство по управлению безопасностью полетов" ИКАО. Но мы попробовали пойти дальше.
"АС": Каким образом?
В.Ш.: Целая серия наших продуктов выходит под рубрикой "Убийцы в авиации". Это глубокие исследования причин, из-за которых происходит большинство катастроф, забирающих человеческие жизни. Консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов" намерено и дальше публиковать материалы по актуальным проблемам безопасности в авиации, которые, как мы надеемся, помогут решить застарелые проблемы, мешающие нормальному развитию отрасли. Вы прекрасно знаете, что нерешенность многих вопросов напрямую влияет на качество выполнения и обслуживания полетов, а иногда приводит к просто опасным ситуациям. Мы надеемся добиться повышения культуры безопасности, анализировать риски и определять угрозы, находить способы решения проблем и претворять их на практике.
"АС": Валерий Георгиевич, в разных государствах имеются свои первоочередные проблемы, и они отличаются друг от друга. Что важно сейчас для России в области обеспечения безопасности полетов?
В.Ш.: Международные авиационные организации периодически меняют приоритеты - но списки проблем существуют и обновляются. Для России и стран СНГ сегодня реальными опасностями являются "двойные стандарты" при установке давления ниже эшелона перехода (QFE и QNH); отсутствие отвечающих международным нормам бортовых систем предупреждения столкновений на воздушных судах, выполняющих внутренние рейсы; большое количество авиационных происшествий при выполнении захода на посадку и посадки; столкновение управляемого воздушного судна с препятствиями; выведение воздушных судов из нештатных ситуаций; большое количество катастроф вертолетов; проблема реального овладения общим и авиационным английским языком; усталость пилотов и специалистов УВД; стареющие и старые воздушные суда, - и это еще не полный перечень…
Хотел бы особо отметить, что мы в своей деятельности не стремимся комментировать то или иное публично значимое событие (как, например, катастрофа самолета польского президента) без достаточной фактической информации только для того, чтобы лишний раз "засветиться", чтобы, например, по-дилетантски рассуждать, что мог иметь в виду диспетчер, произнеся слово "молодец". Наш анализ основан на действующих документах и фактических данных. Мы отслеживаем повторяющуюся цепь событий в авиакомпаниях и диспетчерских центрах, отрицательно влияющих на состояние безопасности полетов. Наш продукт под названием "Кассандра" подскажет руководителю, отвечающему за безопасность, где назревает беда в зоне его ответственности. И неважно, какова эта зона, - вся отрасль или небольшая авиакомпания.
"АС": Валерий Георгиевич, благодарю Вас за интересное и обстоятельное интервью! ...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 3, 2024
В Копенгагене задержали несколько человек из-за дрона над аэропортом
Декабрь 3, 2024
Минтранс разрабатывает поправки для защиты прав граждан при овербукинге
Декабрь 3, 2024
Московский аэропорт Домодедово модернизировал систему централизованной заправки самолетов
Декабрь 3, 2024
Авиасообщение с островом Кунашир наладят и в темное время суток