АвиаСоюз
5 марта 2013, 11:10
Безопасность полетов в российском небе
Единой системе организации воздушного движения России - 40 лет
История создания структуры системы управления воздушным движением (УВД) в нашей стране началась еще в 1918 г. по мере возникновения необходимости организации воздушных линий. В 1921 г. утверждается декрет Совета народных комиссаров "О воздушных передвижениях", в котором были установлены порядок и условия функционирования авиации того времени, система руководства и определены условия полетов иностранных самолетов над территорией России. Впервые элементы авиадиспетчерской службы появились в 1929 г. во время опытной эксплуатации воздушной линии магистрального назначения Москва-Иркутск, а первое "Положение о диспетчерской службе на воздушных линиях СССР" было разработано к 1930 г. Именно тогда авиадиспетчерские службы получили нормативные обоснования своей профессиональной деятельности.
В период Великой Отечественной войны диспетчерские службы обеспечивали контроль за выполнением полетов авиации всех фронтовых частей. В послевоенный период в связи с началом интенсивного строительства самолетов и повышением загрузки воздушного пространства возникла острая потребность в его упорядочении и разделении на районы и сектора. Управление воздушным движением стали осуществлять так называемые районные авиадиспетчерские службы. В те годы для предотвращения опасных сближений и столкновений воздушных судов разрабатывается система вертикального эшелонирования. В стране развернулось бурное строительство аэродромной сети, ежегодно прирастала протяженность воздушных трасс, возникла необходимость в расширении диапазона высот эшелонов воздушных судов, появились пассажирские самолеты с газотурбинными двигателями. Все эти изменения повысили требования к оперативности во взаимодействии между различными ведомственными органами управления полетами. Однако управление вне аэродромов по воздушным трассам оставалось ведомственным и осуществлялось гражданскими и военными секторами. Авиадиспетчеры работали с информацией о местонахождении воздушных судов, получаемой из разных источников.
В 1952 г. Постановлением Правительства СССР № 018484-52 впервые была поставлена задача развития единой (военной и гражданской) государственной авиадиспетчерской службы и установлен единый режим полетов в воздушном пространстве страны. С этого момента организация управления полетами ВС была избавлена от ведомственной принадлежности и осуществлялась с единого пункта.
Наряду с организационными изменениями отечественная наука и промышленность освоила производство передовых для того времени средств аэронавигации. В 1954 г. принята в эксплуатацию первая отечественная радиолокационная система посадки РСП-4, разработаны подвижные и высокомобильные радиолокационные комплексы с использованием средств вторичной радиолокации. Советские ученые и инженеры разработали радиотехническую систему ближней навигации РСБН-1, которой оснащались наиболее значимые аэропорты гражданской авиации - Внуково, Свердловск, Киев, Харьков, а также базовые военные аэродромы. РСБН-1 позволяла экипажам воздушных судов с высокой точностью определять свое местоположение. Значительно увеличилось количество радиостанций с дистанционным управлением, получила дальнейшее развитие проводная телеграфная связь, поступили в эксплуатацию автономные автоматические УКВ-радиопеленгаторы.
В 1956 г. была создана Служба аэронавигационной информации, основной задачей которой являлось обеспечение всех экипажей воздушных судов (ВС), совершающих полеты в воздушном пространстве страны, информацией о состоянии аэродромов, воздушных трасс, диспетчерских зон, радиотехнических средств, погоде и других важных факторах, влияющих на безопасность полетов.
В 70-е г.г. прошлого века значительно увеличилась интенсивность полетов как в гражданской, так и в военной авиации. В практике управления воздушным движением стали наблюдаться случаи нарушения установленных режимов полетов и возникновения предпосылок к тяжелым летным происшествиям, связанным с опасными сближениями ВС.
Потребовалось срочное принятие адекватных мер с целью преодоления сложившейся ситуации. 16 февраля 1973 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 130-49 "О мерах по повышению безопасности полетов гражданской авиации". В Министерстве гражданской авиации был создан Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением, который в 1979 г. получил статус Международного научного центра управления воздушным движением. С 1991 г. он переименован в Государственный научно-исследовательский институт
"Аэронавигация" с возложением на него функций головной научно-исследовательской организации в области управления воздушным движением. В том же году создаются Межведомственная комиссия Единой системы управления воздушным движением и ее рабочий аппарат - Управление Межведомственной комиссией Единой системы управления воздушным движением, представленное гражданскими и военными специалистами Министерства гражданской авиации, Военно-воздушных сил, противовоздушной обороны, Министерства радиопромышленности, Министерства авиационной промышленности и ряда других ведомств. Именно тогда была создана стройная система с иерархической трехуровневой структурой, которая включала в себя Главный центр Единой системы управления воздушным движением в Москве, шесть зональных центров в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Ростове-на-Дону и Куйбышеве, а также 22 районных центра, каждый из них состоял из совместно размещенных гражданского и военного секторов. При этом зональные центры были созданы на основе командных пунктов объединений, подведомственных Министерству обороны, а районные центры как районные авиадиспетчерские пункты находились в подчинении Министерства гражданской авиации.
Эти меры позволили в рекордно короткие сроки оптимизировать плотность полетов в 1,6 раза, сократить в 2 раза количество опасных сближений, а также в 2,5 раза снизить число нарушений режима полетов.
На практике Единая система управления воздушным движением стала функционировать с 1983 г. К этому времени она состояла из Главного центра, 20 зональных и 189 районных центров, в которых были задействованы более 40 тыс. гражданских специалистов, включая персонал электрорадиотехнического обеспечения полетов и более 5 тыс. военных специалистов.
Анализ функционирования советской Единой системы управления воздушным движением показал, что в результате реформирования структуры количество опасных сближений воздушных судов с 1973 по 1991 г.г. сократилось в 3,7 раза, число нарушений порядка использования воздушного пространства снизилось в 8 раз, среднесуточное время вводимых ограничений на его использование уменьшилось в 4 раза.
Существенным позитивным фактором стала возможность экономии авиационного топлива за счет эффективного использования спрямления маршрутов воздушных трасс и дополнительного эшелонирования полетов.
Вместе с тем, к началу 90-х г.г. прошлого века стала наблюдаться стагнация показателей безопасности полетов и их экономичности без динамического позитивного развития. Существующая система исчерпала свои возможности и нуждалась в дальнейшем совершенствовании.
В 1992 г. была образована Комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Правительстве РФ. Указом Президента России Б.Н. Ельцина в 1996 г. было создано Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", флагман отечественного аэронавигационного комплекса. В настоящее время Государственная корпорация является основным хозяйственным субъектом системы аэронавигационного обслуживания России. Предприятие осуществляет размещение государственных заказов на технические аэронавигационные средства, взимание аэронавигационного сбора с пользователей воздушного пространства, обеспечивает контроль за деятельностью филиалов, расположенных на территории от Калининграда до Курильских островов, реализует их модернизацию, отвечает за безопасность полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ.
90-е г.г. прошлого века характеризовались мучительным поиском оптимальной модели управления гражданской авиацией в условиях становления новой демократической России. Не до конца продуманные демократические преобразования зачастую понижали уровень высшего руководящего органа исполнительной власти гражданской авиации в управленческой иерархии.
Наконец, Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 314 от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" были образованы три ведомства - Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Позднее от Росавиации были обособлены аэронавигационные структуры, а в 2005 г. Указом Президента Российской Федерации и Постановлением Правительства была образована Федеральная аэронавигационная служба. 4 октября 2006 г. на заседании Правительства получила одобрение Концепция создания и развития аэронавигационной системы России, разработанная специалистами Росаэронавигации. Она на долгие годы стала основополагающей стратегией развития отрасли. Исторической вехой в совершенствовании Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) явилось принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка использования воздушного пространства", согласно которому получило свое окончательное оформление объединение гражданских и военных органов управления воздушным движением России. С 20 декабря 2007 г. была прекращена деятельность и расформированы военные секторы Главного центра, зональных и районных центров Единой системы организации воздушного движения. Были приняты меры по сохранению уникального кадрового потенциала военных секторов, переподготовке специалистов и их трудоустройству в Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации. Для выполнения функций организации воздушного движения при внетрассовых полетах и полетах воздушных судов государственной авиации подготовлено более 2000 специалистов гражданских секторов Единой системы организации воздушного движения.
Практическим испытанием эффективности функционирования в особый период для однофрагментарной аэронавигационной системы стало обеспечение полетов государственной авиации в период проведения операции по принуждению к миру Грузии в августе 2008 г. Профессионализм и четкость взаимодействия специалистов Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации получили высокие оценки руководства Министерства обороны страны.
Организация воздушного движения и его обслуживание в настоящее время осуществляется 61 центром единой системы федерального, регионального и местного уровней (1 Главный центр, 7 зональных центров и 53 районных центра). Аэронавигационная система России является крупнейшей в мире - воздушное пространство страны простирается на 26 млн. кв. км. Протяженность воздушных маршрутов составляет 532 тыс. км, из которых 150 тыс. км приходится на международные воздушные трассы. Всеми пользователями воздушного пространства России ежегодно выполняется более 1 млн. полетов. Высокие темпы роста интенсивности полетов, более чем в 2 раза, требуют соответствующего технического обеспечения, введения в эксплуатацию в максимально сжатые сроки принципиально новых технологий, бортовых, наземных и космических средств и систем аэронавигации.
В ходе решения этой задачи реализуются мероприятия по укрупнению центров Единой системы организации воздушного движения, модернизации Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, совершенствованию аэронавигационного обслуживания в районе аэродромов и на воздушных трассах, модернизации сети авиационной электросвязи и передачи данных.
В рамках реализации Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения (2009-2015 г.г.)" в 2011 г. реализованы мероприятия по созданию Хабаровского и Калининградского укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения. Введены в строй более 160 новейших средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и связи для оснащения гражданских аэропортов. В ближайшей перспективе будут созданы 13 укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения. В текущем году завершается строительство и оснащение передовыми технологиями аэронавигации Московского центра автоматизированного управления воздушным движением с переходом московской воздушной зоны на новую структуру воздушного пространства.
При реализации Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" в 2011 г. 20 аэропортов гражданской авиации оснащены 37 наземными средствами функциональных дополнений, которые позволяют обеспечить заходы на посадку с использованием сигналов спутниковых навигационных систем.
Специалисты Единой системы организации воздушного движения решают задачи отработки перспективных технологий обслуживания воздушного движения в части организации опытных районов внедрения автоматического зависимого наблюдения вещательного и контактного типов. Для безопасного и эффективного авиационного обеспечения разработки и эксплуатации газоконденсатных месторождений на полу-острове Ямал установлены наземные станции автоматического зависимого наблюдения в аэропорту города Сургут и районе населенного пункта Бованенкова. Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" реализован международный проект "Балтика - автоматическое зависимое наблюдение". Авиакомпании ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" и SAS (Королевство Швеция) участвуют в создании и апробации бесшовного маршрута с использованием вещательного автоматического зависимого наблюдения Стокгольм - Санкт-Петербург - Москва. В основе вышеназванных передовых систем аэронавигации заложена идея передачи информации о точном местоположении с борта воздушного судна. Эта информация поступает при помощи глобальной навигационной спутниковой системы по цифровым каналам авиационной связи "борт-земля". Сегмент автоматического зависимого наблюдения позволяет определять местоположение воздушных судов в любой точке с точностью "в пределах собственной тени". При этом их местоположение наблюдают не только авиадиспетчер, но и сами экипажи. Это способствует своевременному обнаружению развития опасной ситуации и в максимально короткие сроки позволяет предотвратить опасное сближение, тем самым минимизировать риски вероятного авиационного происшествия.
В системах связи в отношении многих аспектов управления воздушным движением осуществляется переход от использования речевой связи к передаче цифровой информации, что наряду с использованием новейших спутниковых технологий аэронавигации повысит качество аэронавигационного обслуживания от "перрона" до "перрона". Запланированные этапы полета воздушного судна в ближайшей перспективе будут определяться группой 4-х мерных точек, включающих три пространственных измерения и время для каждого этапа полета от взлета до посадки, в том числе этап маневрирования воздушного судна на земной поверхности аэродрома. Принцип организации полетов на основе расчета их траекторий к 2018 г. позволит снизить количество задержек авиарейсов на 35-40%, повысить пропускную способность аэропортов. Авиаперевозчики получат возможность экономии авиационного топлива, при этом будут созданы условия для минимизации негативного влияния авиации на окружающую среду. Спрямленные маршруты, более эффективные заходы на посадку и вылеты в зоне аэродрома существенно уменьшат эмиссию углекислого газа и уровень шумов авиационных двигателей.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" осуществило ряд проектов в интересах обеспечения обороноспособности страны по реконструкции трассовых радиолокационных позиций двойного назначения в Астрахани, Могоче, Светлограде, Красноярске, Киренске, Котласе, Уфе и оснащению системами информационно-техниче-ского взаимодействия Калининградского и Иркутского центров Единой системы организации воздушного движения с пунктами управления Министерства обороны Российской Федерации.
Эпохальным событием в истории отечественной Единой системы организации воздушного движения стало установление в ноябре 2011 г. в воздушном пространстве Российской Федерации новой системы эшелонирования воздушных судов, использующей сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. Это позволило в 2 раза увеличить пропускную способность воздушных судов на трассах, существенно сократить задержки вылетов, связанных с занятостью эшелонов. В результате реформирования системы эшелонирования удалось достичь экономии авиационного топлива на маршрутах протяженностью более 2000 км в объеме до 1000 кг на 1 воздушное судно, существенно снизить количество полетов на невыгодных эшелонах, создать "бесшовное" воздушное пространство с сопредельными государствами.
Специалисты Единой системы организации воздушного движения осуществляют многогранную деятельность по созданию и развертыванию Международной аэронавигационной службы "Восток". Эта работа направлена на реализацию "Соглашения о создании в восточной части Европейского региона ИКАО, включая государства Центральной Азии, Международной аэронавигационной службы "Восток", подписанного главами авиационных администраций Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Реализовано подписание Договора об обеспечении функционирования Международной аэронавигационной службы "Восток", предусмотрена правовая форма Службы - консорциум, с его центральным офисом на базе Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в Москве.
В результате проведенной специалистами предприятия работы, ИКАО (Международная организация гражданской авиации) выделила, зарегистрировала и включила в документ Doc.8585 трехбуквенное условное обозначение для Международной аэронавигационной системы "Восток".
Аэронавигация России прошла вековой путь своего развития, в качестве объединенной в Единую систему организации воздушного движения она функционирует уже 40 лет. За этот период удалось выйти на приемлемый уровень безопасности полетов воздушных судов в нашем воздушном пространстве. В настоящее время мы готовы к технологическим вызовам современности в условиях глобализации мировой экономики.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации" гармонизирует свою деятельность с требованиями международного авиационного сообщества, ИКАО и ИАТА, аэронавигационными системами США NEXTGEN и Европы SESAR, оставляя приоритеты за развитием отечественной аэронавигационной технологической базы и всесторонней подготовкой корпуса российских специалистов.
Указом Президента РФ от 2 февраля 2013 г. генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" И.Н. Моисеенко удостоен ордена Дружбы за особые заслуги и большой личный вклад в совершенствование сотрудничества с ведущими иностранными партнерами в сфере развития инновационных технологий и достигнутые трудовые успехи.
Редакция журнала "Авиасоюз" поздравляет Игоря Николаевича Моисеенко с высокой наградой и желает ему успехов во благо отечественной авиации!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали