Реальное время
17 августа 2016, 12:38
Аэропортовые сборы: сколько авиакомпании платят 45 крупнейшим воздушным вокзалам России
Аналитическая служба "Реального времени" посчитала, во сколько авиакомпаниям обходятся рейсы в 45 крупнейших аэропортах России
За что авиакомпании отдают 15% своих затрат аэропортам?
На пассажиропоток, который изучало "Реальное время" , влияет не только привлекательность города, но и привлекательность самого аэропорта для авиакомпаний. По данным минэкономразвития, расходы на аэропортовое обслуживание составляют около 15% всех затрат авиакомпаний. Эта статья расходов занимает третье место среди всех затрат перевозчиков после горюче-смазочных материалов и платежей за лизинг или аренду флота. Кроме того, издержки, которые несут перевозчики, напрямую влияют на стоимость билетов, а, соответственно, и на удобство аэропорта для пассажиров. Размер сборов практически полностью зависит от аппетитов аэропорта, в котором самолет осуществляет взлет и посадку. Даже в тарифах, регулируемых государством, аэропорт может лавировать в установленных пределах, которые достаточно широки.
Понятия "аэропортовый" или "топливный сбор" хорошо знакомы авиапассажирам. Аэропортовых сборов огромное количество, начиная от сбора за обеспечение авиационной безопасности и заканчивая заливкой жидкого мыла в дозаторы в туалете самолета. Перечень этих услуг может отличаться в зависимости от конкретного аэропорта. Все сборы указываются на сайте каждого аэропорта в специальном разделе. Однако есть и тарифы, обязательно определяемые каждой авиагаванью. К ним мы и обратились в своем исследовании. В большинстве случаев есть четыре стандартных сервисных сбора, без них не обходится прилет или вылет ни в один аэропорт ни одной авиакомпании. Это сбор за взлет и посадку (взимается за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, суммы отличаются в зависимости от того, внутренний перелет или международный), сбор за авиационную безопасность (начисляется или также за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, или за каждого убывающего пассажира), сбор за предоставление аэровокзального комплекса (считается за каждого пассажира, различается для внутренних и международных рейсов), сбор за обслуживание пассажиров (за каждого человека, также различается для рейсов внутри страны и за границу). Все эти сборы устанавливаются отдельно для российских и иностранных авиакомпаний. Помимо этого, существуют и дополнительные сборы: например, некоторые аэропорты повышают стоимость взлета и посадки с 22 до 6 часов, значительно может отличаться стоимость авиационного топлива, стоимость использования транспорта до самолета - телетрапа или автобуса. Параметров много, но основных - четыре. Это абсолютно не означает, что на этих четырех сборах заканчивается плата аэропорту, но из стоимости этих сборов можно понять, насколько аэропорт является дорогим для авиакомпании.
Российский Airbus и иностранный Boeing
Так как тарифы для российских и иностранных авиакомпаний сильно разнятся, мы сделали расчет по двум вариантам. Первый - один из самых распространенных самолетов, среднемагистральный Airbus A321, заполненный на 80% (такова средняя загрузка рейсов в России согласно данным вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина) - для расчета тарифов для российских авиакомпаний, осуществляющих перелет внутри России. Стандартный A321 в двух классах вмещает в себя около 170 пассажиров. Предположив, что борт заполнен на 80%, условимся, что на рейсе летит 135 человек. Максимальная взлетная масса такого самолета составляет 89 тонн. Второй - широкофюзеляжный Boeing 767, на которых, к примеру, осуществляется чартерная авиаперевозка Казань - Бангкок, - для иностранных. Предположим, что такой самолет заполнен на 90% (например, это пик туристического сезона). Boeing 767-300er обладает максимальной взлетной массой в 186 тонн, пассажировместимость - до 260 человек, соответственно, на "нашем рейсе" летит около 210 человек.
"Бегишево" для иностранцев выгоднее "Казани"
Сопоставлять тарифы для иностранных компаний оказалось тяжелее, так как они измеряются большинством аэропортов в долларах США, но, к примеру, "Симферополь" указывает их в рублях, а "Пулково" и вовсе решило указывать тарифы сборов в евро. По этой причине, для универсальности значений, мы перевели все получившиеся тарифы в рубли по официальным курсам Центробанка. Как оказалось, достаточно большое количество аэропортов в городах с населением около полумиллиона человек могут предложить выгодные для авиакомпаний тарифы. К примеру, аэропорты Белгорода, Архангельска, Симферополя и Нижнекамска оказались более выгодными для зарубежных авиакомпаний, чем московские аэропорты, даже чем московское "Домодедово". Правда, стоит оговориться, что, учитывая санкции против Крыма, на практике международные рейсы из Симферополя не осуществляются. Как можно увидеть в расписании аэропорта, на данный момент из Симферополя не вылетает ни один рейс за пределы России. В Белгороде зарубежная авиакомпания заплатит за "Боинг" около 164 тыс. рублей Это примерно на 80% меньше, чем за аналогичный самолет пришлось бы заплатить в самом дешевом московском аэропорту "Домодедово". Находящийся на втором месте по этому показателю аэропорт Архангельска возьмет 208,8 тыс. рублей сборов - на 27% больше, чем белгородский аэропорт, но на 40% меньше, чем "Домодедово". В Нижнекамском "Бегишево", который расположился на 4-м месте (но фактически вошел в тройку), сборы чуть дороже, но все равно выгоднее московских, 260 тыс. рублей. Замкнул пятерку "регионалов" крупный красноярский аэропорт "Емельяново". В нем сборы для указанного "Боинга" стоят 285 тыс. рублей.
Следом в рейтинге идут три московских аэропорта, через один "разбавленные" региональными аэропортами из третьего десятка рейтинга по пассажиропотоку. Самый дешевый из столичных - "Домодедово". Здесь сборы для иностранной авиакомпании составляют 293 тыс. рублей. Аэропорт Анапы (333 тыс. рублей) незначительно проиграл московскому "Домодедово", но все равно оказался выгоднее, чем московские "Внуково" (345 тыс. рублей) и "Шереметьево" (355 тыс. рублей). Между "Внуково" и "Шереметьево" затесался челябинский аэропорт "Баландино" (350 тыс. рублей). Лишь на 17-м месте расположился аэропорт Казани. Однако по размеру сборов он на 5% отличается от находящегося рядом аэропорта "Уфа" (398 тыс. рублей). В Казани они составляют 420 тыс.рублей. Это, отметим, на 43% больше, чем в самом дешевом московском аэропорту "Домодедово". В то же время, больше, чем в Казани, сборы в таких крупных аэропортах, как "Ростов-на-Дону", петербургском "Пулково", самарском "Курумоче", новосибирском "Толмачево", екатеринбургском "Кольцово".
Сибирь и Дальний Восток оказались дорогими для российских авиакомпаний
Для российских же авиакомпаний самое выгодное направление - московское "Шереметьево". Мы рассматривали терминал D - базовый для крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот". Здесь стоимость сбора за взлет и посадку, обеспечение авиабезопасности, предоставление аэровокзального комплекса, а также за обслуживание пассажиров для "российского" Airbus A321 составила 46,4 тыс. рублей за борт. В тройке - еще один московский аэропорт, "Внуково", который находился, по данным за 2015 год, на третьем месте по пассажиропотоку. Здесь стоимость сборов за A321 составляет 61,3 тысячи рублей - на треть больше, чем в "Шереметьево". Однако на втором месте неожиданно оказался аэропорт Махачкалы. Стоимость сборов для аэропорта Махачкалы составляет 60,3 тыс. рублей в случае российских авиакомпаний. Это на треть дороже, чем сборы в"Шереметьево", но на 1,5% дешевле, чем во "Внуково". В списке самых недорогих аэропортов также московский "Внуково", аэропорт Архангельска, Саратова, Перми, Владивостока, Уфы. Третий столичный аэропорт "Домодедово" оказался лишь 10-м. Казань (83,2 тыс. рублей) стала лишь 15-й, правда, аэропорт столицы РТ оказался выгоднее самарского и нижегородского. Еще хуже положение нижнекамского "Бегишево" (124,4 тысячи рублей) - только 30-е место.
Большинство аэропортов небольших городов вообще не могут похвастать низкими тарифами для авиакомпаний, выполняющих рейсы внутри страны. Так, заметна тенденция - небольшие аэропорты в Сибири и на Дальнем Востоке оказываются откровенно дорогими. Самые дорогие из исследуемых аэропортов для российских авиакомпаний - аэропорты сибирских и дальневосточных городов, таких, как Сургут, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Нижневартовск, Барнаул, Якутск и Новый Уренгой. Несмотря на высокие тарифы, многие из аэропортов малых городов России практически не функционируют. Так, к примеру, дорогой аэропорт Южно-Сахалинска не работает по понедельникам и четвергам до конца ноября в связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы. Аэропорт Астрахани, обладающий статусом международного, во вторник, 16 августа, выполнил лишь один рейс. Впрочем, и аэропорты более крупных городов не отличаются частотой и разнообразием полетов: в тот же день, 16 августа, например, аэропорт Челябинска отправил только 9 рейсов в Москву и по одному - в Санкт-Петербург и Симферополь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Реальное время». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 19, 2024
"РТ-Техприемка" проведет ежегодную конференцию по качеству
Ноябрь 19, 2024
Red Wings возобновит полеты из Екатеринбурга в Горно-Алтайск с 21 ноября