Факты и комментарии
31 августа 2017, 10:17
"Увидев, как "Аннушка" приземлилась поперек полосы в Жулянах, Хрущев воскликнул: "Да эта стрекоза может даже на шляпу мне сесть!.."
Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Юрий Курлин рассказал "ФАКТАМ" о полетах на первенце семейства самолетов Олега Антонова Ан-2
Мысль создать небольшой самолет для обработки полей и для местных перевозок родилась у молодого авиаконструктора Олега Антонова еще в начале 40-х годов прошлого столетия. Но помешала война, и Олегу Константиновичу, работавшему заместителем главного конструктора Александра Яковлева, несколько лет пришлось строить истребители для фронта. И лишь в 1946 году в далеком Новосибирске Антонов создал из группы выпускников авиационного техникума небольшое КБ и начал воплощать мечту в чертежах и металле. Вскоре, 31 августа 1947 года, в небо поднялся опытный образец самолета Ан-2.
За семь десятилетий серийного производства на заводах Украины, России и Польши выпущены более 17 тысяч "Жеребят" - такова кодификация "Аннушки" в НАТО. В Китае этот самолет продолжают строить и сейчас. Почему? Об этом накануне 70-летия крылатой лошадки "ФАКТЫ" попросили рассказать человека, много летавшего на этом самолете, -заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Юрия Курлина.
- Юрий Владимирович, вы называете Ан-2 одним из самых любимых вами самолетов… Почему после войны возникла необходимость в создании именно такой машины, уже тогда казавшейся кое-кому несовременной?
- Генеральный конструктор Олег Антонов хорошо знал важнейшую для производственного коллектива истину - надо строить только те самолеты, которые нужны народному хозяйству. Самым популярным на тот период грузовиком была полуторка ГАЗ-АА, в кузове которой помещалось до полутора тонн груза. Антонов взял за основу такую же грузоподъемность. Он хотел создать транспортное средство, которое перевозило бы самые необходимые грузы в условиях бездорожья.
Самолетом, который выполнял эту роль после войны, поначалу был маленький биплан По-2. Он поднимал 300 килограммов груза и развивал скорость 100 километров в час. Часовая производительность самолета (груз, умноженный на скорость) составляла 30 тонно-километров. При этом полуторка брала 1,5 тонны груза и везла его со скоростью 50 километров в час. То есть ее часовая производительность достигала 75 тонно-километров - в два с половиной раза больше, чем у биплана По-2. А если спроектировать и построить самолет, который сможет перевозить те же полторы тонны, что и массовый грузовик, только со скоростью около 200 километров в час, то производительность достигнет 300 тонно-километров, то есть в 10 (!) раз больше, чем у По-2. Так у Олега Антонова возникла идея создать Ан-2, и в этом проявился его талант: конструктор нашел то, что было необходимо, и оно живо по сей день.
Чтобы самолет стал массовым, он должен был уметь взлетать с необорудованных аэродромов, в частности, с проселочных дорог и лесных просек в малозаселенных регионах. Конструкция оказалось удачной: для взлета и посадки требуется очень короткая дистанция, Ан-2 неприхотлив в эксплуатации. Ветеран нашего ОКБ Виктор Гаврилович Анисенко, начинавший работать с Олегом Константиновичем Антоновым еще в Новосибирске, рассказывал, что руководитель Украины Никита Хрущев, увидев, как "Аннушка" во время первой ее демонстрации в Киеве приземлилась поперек полосы в Жулянах, с восторгом воскликнул: "Эта стрекоза может даже мне на шляпу сесть!"
Ну, на шляпу садиться мы не пробовали. Но на любую, даже неподготовленную, площадку - пожалуйста. Однажды наш холостой начальник летно-испытательной станции, у которого катастрофически не хватало времени на личную жизнь, попросил меня помочь ему повидаться с женщиной, отдыхавшей в районе Канева. Отказать я не смог, и утром мы прилетели туда на Ан-2, сели на поле недалеко от дома отдыха. Мой начальник встретился с любимой (вскоре, кстати, они поженились). Но о нашем путешествии стало известно руководству, и шефа отстранили от работы, перевели в другой отдел. Жаль, специалист он был высококлассный…
Сорок лет назад Ан-2 - самый грузоподъемный из легких самолетов - вышел на первое место в мире по применению сельхозавиации: с помощью "Аннушек" только в Советском Союзе обработали 32,1 миллиона гектаров посевов. Кроме того, на Ан-2 перевозили около половины всех пассажиров отечественных авиалиний - он берет на борт 12 человек. На нем осваивали Заполярье и преодолевали пустыню Сахару. Его модификации используются для охраны лесов, санитарной авиации, аэрофотосъемок.
Но, пожалуй, самое необычное применение в 1990-х годах придумали для Ан-2 англичане. "Спина" одной из закупленных Великобританией машин стала сценой для "Летающего московского балета", базирующегося в Англии. Артисты исполняют свои пируэты и фуэте прямо на летящем самолете, а зрители наблюдают за ними из вертолета Ми-8, идущего параллельным курсом. Вы такое видели когда-нибудь?
- После учебы вы начинали свой трудовой путь именно с этого самолета. Случались ли у вас нестандартные ситуации на "Аннушке"?
- Командир эскадрильи назначил меня вторым пилотом на Ан-2 в очень нестандартной ситуации. Командир экипажа Анна Гуринова (жена инструктора Ивана Гуринова), которая всю войну провоевала на знаменитом ночном бомбардировщике По-2, в то время была на пятом месяце беременности! А у меня - нулевой производственный налет. Правда, я учился заочно на третьем курсе Киевского института инженеров гражданского воздушного флота (ГВФ), и таких летчиков на весь "Аэрофлот" оказалось только двое.
Я летал с Гуриновой до ее декретного отпуска (тогда давали всего месяц). Командир экипажа доверяла мне управлять самолетом, и мне удалось быстро его освоить. А Анна Андреевна вскоре родила двойню!
Позже командир эскадрильи назначил меня вторым пилотом к Клавдии Безуглой (ее муж летал командиром экипажа Ли-2 в Жулянах). Видимо, мне "доверили" Клавдию Николаевну, поскольку я прошел проверку с Анной Андреевной. Безуглая, как и Гуринова, тоже воевала на По-2. Приближаясь ночью к цели, эти маленькие самолетики набирали высоту, летчик выключал двигатель и бесшумно пикировал, штурман производил бомбометание. Спящий противник приходил в ужас…
Как-то мы с Клавдией Николаевной летели на Ан-2 из Мариуполя в Киев. Вдруг видим перед нами мощное кучевое облако. И я говорю: "Давайте нырнем в облако". Безуглая в ответ: "Так ведь нельзя!" "Но мы же одни", - продолжаю уговаривать. Согласилась. Когда вошли в облако, начало так кидать, что совершенно невозможно было понять, где верх, а где низ. Я с трудом вывел машину, даже пришлось сесть в Каневе. И, только переждав два часа, полетели дальше…
Такими были методы освоения полетов в облаках на машинах, предназначенных только для визуальных полетов. Знаю случай, когда два молодых пилота в Средней Азии, решившие проскочить вихрь, очнулись на… обломках самолета. Такова сила стихии.
- Какие перспективы видите для самолета-долгожителя Ан-2?
- Он не исчерпал своих возможностей, его ниша пополняется самолетами с более мощными и экономичными турбовинтовыми двигателями.
- Не кажется ли вам, что дальновидность Антонова, в свое время взявшего в качестве критерия грузоподъемность полуторки, в наши дни подтверждается тем фактом, что нынче весьма популярным грузовиком является современная полуторка "Газель" и созданные на ее базе грузовые и пассажирские микроавтобусы?
- Да, создание в России, Украине и на Западе автотранспорта такого класса говорит о том, что при ближних городских или сельских перевозках по-прежнему наиболее востребована именно такая грузоподъемность или пассажировместимость. И поэтому не случайно у нашей "Аннушки" появились конкуренты. Использование Ан-2 приостановилось сразу после развала Союза, когда бензин подорожал в десять (!) раз. Вместо поршневого двигателя потребовался работающий на более дешевом керосине турбовинтовой мотор. Специалисты подсчитали, что затраты на модификацию Ан-2−100 в три-четыре раза увеличат стоимость одного тонно-километра, а планируемые доходы не покроют расходов.
Российские конструкторы создали на базе "Аннушки" турбовинтовой самолет "Грач" без нижнего крыла. Небольшой опыт его эксплуатации показывает, что замена нижнего крыла Ан-2 на подкосы может снизить расходы до требуемого уровня. Конкурентом "Аннушки" является самолет "Твин Оттер" канадской фирмы "Де Хэвиленд". Он способен вытеснить наш самолет с рынка, если Ан-2 не будет совершенствоваться. Знаете поговорку: "Природа любит сильных, а сильные любят спать"? Нам спать нельзя, мы и так в последние годы много проспали....
Авторские права на данный материал принадлежат «Факты и комментарии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ