Коммерсантъ
25 октября 2018, 08:35
Стартовый отсчет пойдет с триллионов
Вхождение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в "Ростех" создаст гигантский авиастроительный кластер, объем выручки которого превысит 1 трлн руб.
Передача "Ростеху" от Росимущества 92,31% акций ОАК, на которую указ президента отводит 18 месяцев, консолидирует в руках госкорпорации почти весь отечественный авиапром. Официальные комментарии чиновников, топ-менеджеров и самих госструктур весьма оптимистичны: они говорят о синергетическом эффекте, сокращении административных издержек и, как выразился глава "Ростеха" Сергей Чемезов, "концентрации усилий государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач".
При этом признается, что интеграция ОАК потребует значительных усилий и средств. Госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов, говорят в "Ростехе", в первую очередь среднемагистрального самолета МС-21. В него "Ростех" готов инвестировать более 50 млрд руб. до 2025 года.
С одной стороны, с ОАК выручка авиакластера "Ростеха" ("Вертолеты России", концерн "Радиоэлектронные технологии", Объединенная двигателестроительная корпорация, "Технодинамика") превысит 1 трлн руб., чем, по словам источника "Ъ" в отрасли, "удобно оперировать перед потенциальным инвестором". Это один из крупнейших промышленных государственных конгломератов в РФ, сопоставимый по объему выручки, например, с "Росатомом". По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в "Ростех" в период до 2025 года "может достигнуть около 120 млрд руб.", уточнил "Ъ" вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.
С другой стороны, только МС-21 потребует сотен миллиардов рублей. Как сообщал "Ъ" 5 октября, по данным СП, общие затраты по МС-21 составят 284 млрд руб., дефицит финансирования - 107 млрд руб., еще 197 млрд руб.- дефицит по операционной деятельности корпорации "Иркут". По оценкам СП, на 1 сентября в проект предстояло вложить еще 279 млрд руб. и инвестировать 258 млрд руб. в переоборудование предприятий и ОКР.
По данным "Ъ", "Ростех" рассматривается в Белом доме как источник внебюджетного финансирования ключевых проектов ОАК, прежде всего гражданских. Кроме МС-21, это российско-китайский CRC-929 и новые модификации SSJ 100, говорит топ-менеджер авиапрома. Источник в правительстве заявил "Ъ", что "Ростех", конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их ему придется преимущественно самостоятельно". В госкорпорации признают, что "ОАК - актив непростой, ряд процессов нуждается в перенастройке", в частности оптимизация процессов управления и производства, исключение дублирования функций и оптимальная загрузка мощностей.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что интерес "Ростеха" - в росте доли комплектующих, производимых дочерними холдингами, в продукции российского самолетостроения. Важен баланс между импортозамещением, поддержкой отечественных комплектаторов и сохранением привлекательных характеристик самолетов для потенциальных эксплуатантов, в том числе зарубежных, считает эксперт. Потенциал роста эффективности связан, в частности, с кооперацией между самолето- и вертолетостроителями, говорит господин Пантелеев, приводя в пример Airbus с гражданским и военным самолетостроением, производством вертолетов, вооружения, космической тематикой.
Но проблем добавят и санкции, которые могут затронуть активы ОАК. Так, корпорации принадлежит 81,9% ПАО "Компания "Сухой", владеющего разработчиком SSJ 100 АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Подсанкционная госкорпорация может получить над активами ОАК эффективный контроль, который определяется в том числе через владение долями, поясняет партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. "Ростех" получает 92% ОАК, которой принадлежит ГСС, то есть будет контролировать ГСС. "В таком случае "Сухой", даже без его прямого включения в SDN-лист (черный список Минфина США.- "Ъ"), будет фактически приравнен к лицам, находящимся в нем. Это может повлиять как на будущие проекты ГСС, так и на текущие",- поясняет юрист....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов