Стартовый отсчет пойдет с триллионов
Вхождение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в "Ростех" создаст гигантский авиастроительный кластер, объем выручки которого превысит 1 трлн руб.
Передача "Ростеху" от Росимущества 92,31% акций ОАК, на которую указ президента отводит 18 месяцев, консолидирует в руках госкорпорации почти весь отечественный авиапром. Официальные комментарии чиновников, топ-менеджеров и самих госструктур весьма оптимистичны: они говорят о синергетическом эффекте, сокращении административных издержек и, как выразился глава "Ростеха" Сергей Чемезов, "концентрации усилий государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач".
При этом признается, что интеграция ОАК потребует значительных усилий и средств. Госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов, говорят в "Ростехе", в первую очередь среднемагистрального самолета МС-21. В него "Ростех" готов инвестировать более 50 млрд руб. до 2025 года.
С одной стороны, с ОАК выручка авиакластера "Ростеха" ("Вертолеты России", концерн "Радиоэлектронные технологии", Объединенная двигателестроительная корпорация, "Технодинамика") превысит 1 трлн руб., чем, по словам источника "Ъ" в отрасли, "удобно оперировать перед потенциальным инвестором". Это один из крупнейших промышленных государственных конгломератов в РФ, сопоставимый по объему выручки, например, с "Росатомом". По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в "Ростех" в период до 2025 года "может достигнуть около 120 млрд руб.", уточнил "Ъ" вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.
С другой стороны, только МС-21 потребует сотен миллиардов рублей. Как сообщал "Ъ" 5 октября, по данным СП, общие затраты по МС-21 составят 284 млрд руб., дефицит финансирования - 107 млрд руб., еще 197 млрд руб.- дефицит по операционной деятельности корпорации "Иркут". По оценкам СП, на 1 сентября в проект предстояло вложить еще 279 млрд руб. и инвестировать 258 млрд руб. в переоборудование предприятий и ОКР.
По данным "Ъ", "Ростех" рассматривается в Белом доме как источник внебюджетного финансирования ключевых проектов ОАК, прежде всего гражданских. Кроме МС-21, это российско-китайский CRC-929 и новые модификации SSJ 100, говорит топ-менеджер авиапрома. Источник в правительстве заявил "Ъ", что "Ростех", конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их ему придется преимущественно самостоятельно". В госкорпорации признают, что "ОАК - актив непростой, ряд процессов нуждается в перенастройке", в частности оптимизация процессов управления и производства, исключение дублирования функций и оптимальная загрузка мощностей.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что интерес "Ростеха" - в росте доли комплектующих, производимых дочерними холдингами, в продукции российского самолетостроения. Важен баланс между импортозамещением, поддержкой отечественных комплектаторов и сохранением привлекательных характеристик самолетов для потенциальных эксплуатантов, в том числе зарубежных, считает эксперт. Потенциал роста эффективности связан, в частности, с кооперацией между самолето- и вертолетостроителями, говорит господин Пантелеев, приводя в пример Airbus с гражданским и военным самолетостроением, производством вертолетов, вооружения, космической тематикой.
Но проблем добавят и санкции, которые могут затронуть активы ОАК. Так, корпорации принадлежит 81,9% ПАО "Компания "Сухой", владеющего разработчиком SSJ 100 АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Подсанкционная госкорпорация может получить над активами ОАК эффективный контроль, который определяется в том числе через владение долями, поясняет партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. "Ростех" получает 92% ОАК, которой принадлежит ГСС, то есть будет контролировать ГСС. "В таком случае "Сухой", даже без его прямого включения в SDN-лист (черный список Минфина США.- "Ъ"), будет фактически приравнен к лицам, находящимся в нем. Это может повлиять как на будущие проекты ГСС, так и на текущие",- поясняет юрист....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Март 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Стамбулом
Март 19, 2025
Елена Арбатская переизбрана Председателем профсоюза аэропорта Сочи
Март 19, 2025
СТАН импортозаместил производство ключевых компонентов для авиационных станков
Март 19, 2025
Уральская авиакомпания переходит на отечественные IT-технологии