Коммерсантъ
29 ноября 2018, 07:56
МС-21 увяз в узлах
Как выяснил "Ъ", среднемагистральные российские самолеты МС-21 из-за неготовности отдельных узлов поступят на российский рынок не в 2019 году, а во второй половине 2020 года
Сертификация самолета МС-21 Росавиацией перенесена с мая 2019 года на июль 2020 года, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией, и подтвердили в агентстве. Сертификация самолета в EASA сдвинута на декабрь 2021 года. По данным "Ъ", инициаторами переноса стал разработчик МС-21 - АО "Корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК), - объявивший об этом представителям Росавиации и EASA на встрече менеджеров проекта.
"Росавиация проинформирована о сдвиге письмом корпорации "Иркут",- сказали в ведомстве.- Сроки получения сертификата определяет заявитель, задача сертифицирующего органа - дать оценку соответствия нормам типовой конструкции воздушного судна". Два топ-менеджера авиапрома уточнили, что причина опоздания "в чисто производственной плоскости". "Нужно чуть больше времени на комплексные испытания отдельных узлов и агрегатов машины", - добавил один из них.
Речь идет о выдаче сертификата типа - базового документа, подтверждающего соответствие воздушного судна нормам летной годности. Без сертификата корпорация "Иркут" не может выпустить МС-21 на рынок.
Согласно ноябрьскому отчету Счетной палаты, на создание МС-21 потрачено 158 млрд руб. Общая стоимость проекта до 2025 года оценивается в 437,4 млрд руб. и может дополнительно вырасти ("Ъ" писал об этом 5 октября).
Источник в Росавиации подчеркнул, что "Иркут" не выдерживает сроки, исходно зафиксированные в графике. Другой источник "Ъ", знакомый с ходом сертификации, рассказал, что 20 ноября в Минпромторге прошло совещание по новым срокам испытаний и работ (там не ответили "Ъ").
В самом "Иркуте" говорят, что сейчас два МС-21 проходят летные сертификационные испытания, сборка и монтаж систем третьего самолета завершены. В ОАК уточняют, что поставка первых МС-21 будет произведена в 2020 году (раньше речь шла о 2019 годе). "Испытания скомплексированы так, чтобы обеспечить необходимый темп, в плановые сроки получить сертификат типа и начать поставки, как предусматривает контракт со стартовым заказчиком", - сообщили там. Якорный заказчик - "Аэрофлот", который должен получить 50 МС-21 за $5 млрд через лизинговую компанию "Авиакапитал-Сервис" (входит в "Ростех"). В "Аэрофлоте" не ответили на вопросы "Ъ".
Возможны и другие задержки: источник "Ъ" в отрасли утверждает, что на сентябрьской встрече EASA заявило об отказе признавать результаты сертификации Росавиации. Если EASA не изменит решение, "Иркуту" придется оплачивать цикл испытаний (несколько сотен вылетов) в Европе, поясняет он. Но в Росавиации говорят, что "оснований для таких заявлений нет". "Российская сторона продолжает работать по правилам, хорошо известным EASA, - отметили в агентстве. - 14 ноября в Тулузе на встрече руководства Росавиации и EASA были заявлены принципы сотрудничества - применение симметричного подхода при сертификации (валидации) российских воздушных судов в EASA и европейских воздушных судов в РФ с максимальным признанием результатов работ по первоначальной сертификации". По мнению Росавиации, перепроверки и дополнительные испытания должны касаться только "дельты" - различий российских и европейских требований. Источник "Ъ" в ведомстве утверждает, что в случае отказа EASA учитывать результаты работ Росавиация применит зеркальный подход при валидации в РФ европейской авиатехники.
В EASA и Межгосударственном авиационном комитете, до 2016 года занимавшемся сертификацией авиатехники, не ответили "Ъ". Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что сдвиг сроков ввода в эксплуатацию - нормальное явление при создании новых воздушных судов. Он согласен, что отсутствие признания EASA сертификационных правил Росавиации приведет к необходимости проводить сертификацию МС-21 в Европе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов