Известия
29 апреля 2019, 07:49
Повелители морей: чем опасны современные авианосцы
Не самое дипломатичное заявление посла США в России Джона Хантсмана по поводу "200 тыс. т плавучей дипломатии", заключенной в двух атомных авианосцах ВМС США, собравшихся в Средиземном море, пробудило интерес к боевым возможностям этих кораблей
Плавучий аэродром
Собственно, это суть современного авианосца, представляющего собой мобильную авиабазу, способную оперативно перемещаться в океане и обеспечивать американской военной машине ударные возможности в нужное время в нужном месте. Эволюция авианосцев после Второй мировой шла двумя путями: флот требовал обеспечить базирование все более крупных самолетов, со все большей дальностью и нагрузкой, и одновременно - повысить автономность авианосцев, с целью сокращения нагрузки на силы обеспечения.
30-тысячетонные корабли типа "Эссекс", с которыми США закончили Вторую мировую войну, прослужили еще несколько десятков лет, но уже в 1950-х стало ясно, что они, даже с учетом модернизации, не смогут обеспечить нормальное базирование и эксплуатацию ударных машин нового поколения - просто из-за недостаточных габаритов ангарной и полетной палуб.
С 45-тысячетонными "Мидуэями", построенными сразу после войны, было попроще, однако для таких машин, как А-3 "Скайуорриор" или А-5 "Виджиленти", места на их палубах все равно остро не хватало. Это несколько ограничивало возможности "Мидуэев", в частности, так и не получивших в 1970-х годах истребители-перехватчики F-14, но прослужить до конца холодной войны не помешало. В конечном итоге ВМС США создали концепцию "суперавианосца", главным качеством которого стала способность нести крупные боевые самолеты - при этом в большом количестве.
Первыми "суперами", еще не атомными, стали построенные в конце 1950-х авианосцы типа "Форрестол". Прослужившие до конца 1990-х они принимали участие практически во всех серьезных конфликтах и обострениях времен холодной войны и участвовали в ряде интересных экспериментов, включая посадку и взлет с палубы четырехмоторного военно-транспортного самолета С-130.
"Улучшенным и дополненным" вариантом "Форрестолов" стали корабли типа "Китти Хок", построенные в конце 1950-х - начале 1960-х годов, и их архитектура фактически стала образцом для следующего поколения кораблей - уже атомных авианосцев типа "Нимиц". Первым атомным авианосцем, впрочем, стал знаменитый "Энтерпрайз", но в своем типе он остался единственным - постройку серийных кораблей "зарубили" из-за цены и сложности - чего стоила хотя бы энергетическая установка из восьми "лодочных" реакторов.
"Нимицы" же оказались "тем, что нужно": большие корабли, способные принимать крупные боевые самолеты, обладающие большой автономностью - как по дальности плавания, так и по запасам: они способны поддерживать интенсивное применение авиации в течение месяца, вместо 8-10 дней у предшественников.
Что может авиация
Если посмотреть на состав палубных авиакрыльев ВМС США в ретроспективе, то можно отметить их заметное усыхание по сравнению с 1970-1980-ми годами: из эксплуатации выведены не просто отдельные типы, а целые классы самолетов. Так, ушли в прошлое перехватчики F-14, бомбардировщики А-6, штурмовики А-7, противолодочные самолеты S-3...
Часть нагрузки взяли на себя машины других классов, так, считается, что противолодочная оборона в достаточной степени обеспечивается вертолетами (хотя не все с этим согласны), что-то возложено на принципиально иные системы - за ПВО и ПРО авианосного соединения теперь целиком отвечает система боевого управления "Иджис", ключевые элементы которой - радары и зенитные ракеты на тех же кораблях эскорта, а вопросы завоевания господства в воздухе в сочетании с задачами ударов по наземным и морским целям целиком возложены на многоцелевые истребители. По сути, на "монотип" в лице F/A-18 "Хорнет" в его последних версиях "Суперхорнета" с дополнением в виде выполненного на той же платформе самолета РЭБ и прорыва ПВО EA-18G "Гроулер".
Что собой представляет палубное авиакрыло сегодня? Возьмем для примера девятое авиакрыло, Carrier Air Wing Nine, приписанное сейчас к авианосцу "Джон Стеннис", одному из "героев" средиземноморского скандала.
В сумме это девять авиационных частей. Ядро - истребительные эскадрильи - три на одноместных "Супер Хорнетах" F/A-18E (VFA-14 Top Hatters, VFA-97 Warhawks, VFA-151 Vigilantes) и одна на двухместных F/A-18F (VFA-41 Black Aces). Формально все эти эскадрильи истребительные, однако те части, что оснащены двухместными машинами, имеют бОльшую ударную подготовку и чаще используются для соответствующих задач.
Обеспечивать действия истребителей призвана одна эскадрилья упомянутых выше "Граулеров", в данном случае это VAQ-133 Wizards, одна эскадрилья самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2C "Хокай" (на "Стеннисе" базируется VAW-117 Wallbringers) и, наконец, две вертолетные эскадрильи - противолодочная и транспортная - и звено палубных военно-транспортных самолетов.
В общей сложности это чуть более 70 летательных аппаратов, ядро которых составляют 40 с лишним многоцелевых истребителей.
Много это или мало?
По меркам ВВС России 70 летательных аппаратов это смешанная авиадивизия, соединение, способное решать серьезные оперативные задачи на театре военных действий. 40 с лишним многоцелевых истребителей сами по себе конечно погоды не сделают и войны не выиграют, но это та сила, с которой придется считаться в случае боевых действий на любом направлении. Всего в составе ВМС США на сегодня девять активных авиакрыльев.
Цена мобильности
На первый взгляд, возможности палубных авиакрыльев ВМС США бледнеют в сравнении с мощью их ВВС, имеющих многократно больше самолетов. Вместе с тем, способность авианосцев быстро прибыть в нужную точку океана дает им куда большие возможности по сравнению с соединениями ВВС, переброска которых требует куда большего времени и соответствующей наземной инфраструктуры.
Куда больший вес авиация флота приобретает в конфликтах над морем, где противников с сопоставимым потенциалом палубной авиации у ВМС США не было со времен марианского сражения летом 1944 года, когда были уничтожены основные силы японской морской авиации.
В случае гипотетического конфликта с Россией авиационный потенциал ВМС США представляет собой большую угрозу для любых действий российского флота за пределами радиуса действия его собственной авиации и ВВС РФ с береговых аэродромов, а также может использоваться для атак против прибрежных баз. Стоимость эксплуатации палубной авиации, разумеется, значительно выше, чем у идентичного числа самолетов ВВС, но в данном случае это оправдывается большими оперативными возможностями.
Главная проблема в данном случае заключается в том, что авианосная ударная группа сама по себе представляет собой весьма защищенную цель - требующую для своего уничтожения сосредоточения серьезных сил разных родов оружия - подводных лодок, надводных кораблей, авиации, наличия соответствующей спутниковой группировки. Компенсировать нехватку этих сил в случае необходимости можно, например, использованием ядерного оружия, что гарантирует поражение цели единичным попаданием, обеспечить которое куда проще, чем требуемые для обычных боеприпасов пять-шесть, но такая замена сразу ставит вопрос о пороге возможной ядерной войны.
В итоге авианосные ударные группы ВМС США являются лучшим аргументом в пользу строительства сильного и сбалансированного Российского флота - оставлять на случай возможного конфликта только ядерные варианты реакции было бы слишком опрометчиво со всех точек зрения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы