Военно-промышленный курьер
21 мая 2019, 09:52
Невидимый авиаполк Су-57
До 2028 года российские Воздушно-космические силы получат 76 истребителей пятого поколения Су-57. Такое решение принял лично президент Владимир Путин в ходе традиционных "военных" совещаний
Программа российского истребителя пятого поколения уже давно вызывает неоднозначные комментарии. В частности, ее критикуют за медленную реализацию. До исторического решения Владимира Путина военные согласовали с авиастроителями покупку только одной эскадрильи Су-57 из двенадцати машин. При этом до конца не отработаны штатные авиадвигатели, которые должны устанавливаться на серийных истребителях пятого поколения.
Шесть прототипов
Портят репутацию Су-57 и проблемы с индийскими авиастроителями. Как известно, Москва и Нью-Дели уже давно затеяли совместную программу создания истребителя пятого поколения на базе проекта Т-50. Проект получил название FGFA - Fifth Generation Fighter Aircraft. Но в индийских СМИ постоянно появляются сообщения о претензиях к самолету: машина-де несовременна, не отвечает требованиям соразработчика, делается слишком медленно. В 2018 году Нью-Дели даже якобы покинул проект. Но позже Объединенная авиастроительная корпорация сообщила, что стороны продолжают сотрудничество по FGFA.
Потому нет ничего удивительного, что решение о закупке Су-57 было встречено в наших СМИ и экспертном сообществе довольно критично. Интересно разобраться, что же представляет собой Су-57.
На прошлой неделе шесть новейших "пятьдесят седьмых" сопровождали самолет Владимира Путина при посадке на аэродроме в Ахтубинске. Фотографии и видеохроника приземления "борта номер один" активно размещались в российских и зарубежных средствах массовой информации. Но если внимательно рассмотреть фото и видео посадки, хорошо заметно, что все шесть российских истребителей серьезно отличаются друг от друга. Фактически во всей шестерке не было двух одинаковых бортов - различаются конфигурации носовых обтекателей, элементы конструкции фюзеляжа и крыльев.
И это неудивительно, ведь формально пока не выпущено ни одного серийного Су-57. А все машины, которые имеются в наличии, - опытные, с индексом Т-50. Судя по всему, пока даже не определен так называемый эталонный борт - машина, чье оборудование и внешний облик будут эталоном для серийных истребителей.
Поставка Су-57 уже несколько раз откладывалась. Серия в несколько машин ожидалась в прошлом году, но тогда работы остановили недоработанные двигатели АЛ-41Ф-1. В апреле стало известно, что их испытания прошли успешно. И первые 12 машин, ранее заказанных Минобороны, должны были сразу получить штатные двигатели. Но в связи с решением закупить 76 новых машин, распоряжение о поставке эскадрильи Су-57 скорее всего будет отменено.
Сирийский невидимка
Хотя Воздушно-космические силы России еще не получили ни одного серийного Су-57, опытные Т-50 уже приняли участие в боевых действиях. Известно как минимум о двух командировках машин в Сирию. Одна состоялась весной, вторая осенью прошлого года.
Первый визит Т-50 на авиабазу "Хмеймим" занял всего несколько дней. Позже Минобороны признало, что истребители провели боевые пуски крылатых ракет. Но по данным источников "Военно-промышленного курьера", помимо этого самолеты нанесли несколько ударов по позициям боевиков. Применялись высокоточные авиационные средства поражения.
Про вторую командировку стало известно совершенно случайно. На одном из коммерческих космических снимков авиабазы "Хмеймим" был запечатлен Т-50. Российское военное ведомство вынужденно признало, что прошли еще одни боевые испытания новейших истребителей. По данным "Военно-промышленного курьера", вторая командировка была продолжительнее предыдущей. Помимо вооружения и прицельных систем, проверялась работа бортового оборудования новейшего истребителя.
Можно сделать выводы, что как минимум комплекс вооружения, оптико-электронные системы, а также авиационные средства поражения прошли проверку на борту Т-50. Также следует отметить вторую командировку "пятидесятых" в Сирию. Машины совершили перелет до Арабской Республики и действовали там скрытно. В иностранных средствах массовой информации не появилось ни одного сообщения о повторном развертывании на авиабазе "Хмеймим" новейших истребителей. А также не было информации и о их боевой работе.
И это несмотря на то, что в районе действуют американские и израильские самолеты ДРЛО, наземные и воздушные средства радиотехнической разведки.
Все это говорит о том, что возможности российского истребителя быть невидимым вовсе не фантазия: новейшая боевая машина оказалась крепким орешком для современных радиоэлектронных средств обнаружения.
Также в прошлом году стало известно, что испытания прошел уникальный радиолокационный комплекс, установленный на борту Т-50. Речь идет о нескольких антеннах, размещенных на фюзеляже и крыльях истребителя, которые обеспечивают полный круговой обзор. При этом противника истребитель может видеть на расстоянии сотни километров.
Точное местоположение антенн не разглашается. Известно, что они плотно вписаны в обводы машины и не снижают аэродинамические качества фюзеляжа и крыльев. Предположительно одна антенна находится в хвостовой части между двигателями и отвечает за обзор задней полусферы.
Две другие антенны размещены в законцовках крыльев истребителя. Их задача - вести наблюдение с боковых направлений.
Не исключено, что в Сирии при наличии в воздухе иностранных боевых самолетов и бортов дальнего радиолокационного обнаружения прошел реальную проверку и радиолокационный комплекс.
Допущенные к ручке
В настоящее время нет точной информации, какие авиационные полки будут укомплектованы Су-57. Есть информация, что планируется перевооружить на истребители пятого поколения две уже существующие воинские части, а одну сформировать заново.
Скорее всего на Су-57 будет перевооружен 23-й ИАП, находящийся рядом с авиационным заводом в Комсомольске-на-Амуре - там, где начнут выпускать Су-57. Именно этот полк стал пилотным при освоении Су-35. Его летчики проделали большую работу по доводке "тридцать пятых". Скорее всего ИАП передаст свои Су-35 другим воинским частям и начнет планово получать Су-57. Тем более что система переучивания и ввода в эксплуатацию новых машин уже отлажена.
Между тем бортовое оборудование Су-57 требует изменения организационно-штатной структуры истребительных авиационных полков. В первую очередь речь идет о наземных подразделениях. Перед появлением Т-50 в Сирии на авиабазе "Хмеймим" было возведено специально тентомобильное укрытие, которое, по данным "Военно-промышленного курьера", использовалось для работы на наиболее сложных системах истребителей. Это разбросанные по корпусу радиолокационные антенны, а также обшивка самолета. Скорее всего специалисты с помощью специального оборудования проверяли, исходит ли от самолета постороннее радиоэлектронное излучение. Это крайне необходимо для того, чтобы Су-57 оставался невидимым для вероятного противника, а малейшая неисправность или наличие проблем на обшивке моментально сделают машину заметной мишенью.
Важно понимать, что для такой работы нужно не только оборудование, но и хорошо подготовленные специалисты. С учетом количества закупаемых машин подготовка технического состава займет не менее пяти лет. В идеале в Военно-воздушной академии уже сейчас надо начать набор курсантов для обучения специально на Су-57.
Без форсажей
Подведем итоги. Как минимум основные и наиболее важные радиоэлектронные и бортовые системы Су-57 уже испытаны и прошли проверку в боевых условиях. Проблемой остаются только двигатели АЛ-41Ф-1. Но в Сирии Т-50 выполняли боевые задачи и на старых АЛ-41.
Как быстро ВКС России начнут получать новые самолеты? Судя по всему, Минобороны возьмет некоторую паузу. Основные работы будут идти в лидерном авиационном полку, личный состав которого первым получит Су-57.
Помимо ввода в строй и освоения машин, как уже было сказано выше, нужно существенно менять организационно-штатную структуру полка. Для специалистов, работающих со сложным радиоэлектронным оборудованием, надо будет разработать и отладить программу обучения.
Также необходимо протестировать наземное оборудование. А это различные ремонтные станции и мастерские, комплексы обслуживания двигателей и радиоэлектронного оборудования, подвижные авиаремонтные мастерские. При этом речь идет не только о стационарном оборудовании, но и о мобильных изделиях, установленных на машинах и прицепах.
Потому с большой долей вероятности можно говорить, что массовые поставки начнутся не раньше 2022 года, а скорее всего и позже. Но пока у ВКС России достаточно современных и надежных истребителей Су-30СМ и Су-35. Поэтому с вводом в строй Су-57 можно не спешить, а выполнить все работы максимально аккуратно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"