О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом"

Глава Минпромторга Денис Мантуров - о перспективах "Суперджетов", импортозамещении и значении ПМЭФ

На Петербургском международном экономическом форуме планируется достичь договоренностей о заключении специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в различных отраслях промышленности. Это позволит иностранным компаниям локализовать производство в России, сообщил в интервью "Известиям" глава Минпромторга Денис Мантуров. На сегодняшний день уже одобрено 40 СПИК, предусматривающих инвестиции более чем на 1 трлн рублей. Руководитель ведомства также рассказал о будущем "Суперджетов" после недавней катастрофы в Шереметьево, импортозамещении и разработке новых ГОСТов.

- Какой объем соглашений и в каких сферах планируется заключить на ПМЭФ при участии Минпромторга?

- ПМЭФ - традиционная площадка для заключения различных соглашений и меморандумов между компаниями в разных отраслях промышленности. В этом году с нашим участием планируют подписать такие бумаги предприятия химической и фармацевтической промышленности, представители геологической и нефтяной отрасли.

В этой части программы ПМЭФ предусмотрены и международные соглашения о сотрудничестве (что касается в первую очередь наших экспортно ориентированных компаний), подписание меморандумов о взаимопонимании в отношении специальных инвестконтрактов по строительству производств, а также соглашений о работе сотрудников российских компаний в составе торгпредств в иностранных государствах.

- С кем вы планируете подписать СПИК?

- На сегодняшний день одобрено 40 федеральных СПИК, предусматривающих инвестиции в объеме более 1 трлн рублей в различных отраслях промышленности. Отмечу, что реализация специальных инвестиционных контрактов позволит обеспечить новыми рабочими местами более 20 тыс. человек.

Среди заявителей - предприятия автопрома, фармы, химии, металлургии и других отраслей. На рассмотрение Минпромторга поступали заявки со стороны участников рынка легпрома, биотехнологий, сельскохозяйственного машиностроения, радиоэлектронной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Не могу не сказать, что в сегодняшних нестабильных реалиях глобального рынка юридическое закрепление условий реализации промышленных проектов дает определенность как для российских, так и для зарубежных инвесторов. В рамках действующего механизма СПИК компания в обмен на инвестиции в создание или модернизацию промпроизводства на территории России получает предусмотренные законодательством меры стимулирования и гарантии ведения бизнеса по предсказуемым правилам.

СПИК - это эффективный, работающий инструмент, привлекательный для компаний, готовых локализовать производство на территории России. Его цель - привлечение долгосрочных частных инвестиций в высокотехнологичные проекты. Но при этом сейчас акцент смещается в сторону разработки и внедрения передовых технологий, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках.

- Сегодня у всех на устах тема нацпроектов. Поможет ли их реализация, на ваш взгляд, увеличить темпы роста российской промышленности?

- Отечественное производство, даже при неблагоприятной внешней конъюнктуре, продемонстрировало в I квартале рост примерно на 3% к аналогичному периоду прошлого года, но сегодня перед нами, конечно, стоит вопрос о выявлении и развитии самых перспективных направлений экономики.

К наиболее быстрорастущим секторам в 2019 году - с темпами роста более 5% - можно отнести железнодорожное машиностроение, деревообработку, фармацевтику. Кроме того, умеренными темпами будет расти производство одежды, строительных материалов и стекла, мебели, а также непродовольственных потребительских товаров.

Признаком того, что многие компании видят открывающиеся для них возможности, служит быстрый рост инвестиций в основной капитал в предшествующие годы, который наблюдался в условиях медленного увеличения объемов инвестиций по экономике в целом.

Наращивание несырьевого экспорта и выход на новые рынки планируются за счет реализации мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Ключевой механизм поддержки экспортеров - предоставление льготного банковского кредитования. Лидеры по потенциалу наращивания поставок за рубеж к 2024 году - машиностроение, химическая промышленность, металлургия, фарма, легпром и лесопромышленный комплекс, который в прошлом году показал наибольшие темпы роста экспорта - выше 20%.

На сегодняшний день консолидированный спрос на технику, оборудование и технологии в рамках нацпроектов оценивается в 6,2 трлн рублей. Это порядка 6 тыс. номенклатурных позиций, из которых как минимум две трети -- продукция отечественного производства. Спрос на нее составляет 3,8 трлн рублей.

Когда мы составляли этот перечень, то ориентировались не только на продукцию, которая предполагается к поставке или закупке в рамках нацпроектов напрямую (например, мобильные медицинские комплексы), но и на товары, которые потенциально могут быть использованы для оснащения создаваемых объектов (оборудование для школ и геронтологических центров).

Ресурсы, которые выделяются на реализацию национальных целей развития, коснутся всех ключевых направлений промышленной политики. В первую очередь я имею в виду наращивание объемов несырьевого экспорта, продолжение программы импортозамещения, локализацию высокотехнологичных производств и диверсификацию ОПК.

- После катастрофы самолета SSJ-100 в Шереметьево некоторые авиакомпании, например "Руслайн" и "Ямал", отказались от закупок воздушных судов этого типа. Тем не менее, согласно первым итогам расследования, проблема была вовсе не в самолете. Как, на ваш взгляд, эта ситуация может повлиять на проект SSJ-100? Каковы его перспективы?

- Прежде всего подчеркну - делать сейчас какие-либо оценки, выводы, предположения по случившемуся с бортом Москва-Мурманск некорректно и преждевременно. Работает специальная комиссия по расследованию.

Что касается проекта в целом, то SSJ-100 - первый в истории современной России гражданский самолет, получивший не только российский, но и европейский сертификат типа. Он с успехом прошел 200 испытательных программ, больше 1 тыс. испытательных полетов продолжительностью 2,5 тыс. летных часов. Все системы и агрегаты самолета SSJ-100, включая фюзеляж, крыло, двигатели, шасси, были испытаны на соответствие жестким требованиям по прочности, надежности и безопасности.

На сегодняшний день общий коммерческий налет самолетов SSJ-100 составил более 570 тыс. часов, перевезено порядка 40 млн пассажиров. Сейчас в эксплуатации находится свыше 130 самолетов. Предприятие продолжает работать, постоянно совершенствовать продукт и развивать его. Рыночный спрос в этой нише также остается стабильным, поэтому мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом.

- Сейчас в России активно разрабатываются новые ГОСТы. Но стандарт на школьную форму обсуждается уже несколько лет и так и не появился. Вы считаете, что законодательное закрепление этого термина не требуется?

- На сегодняшний день национальный стандарт на школьную форму в Российской Федерации отсутствует, но его разработка и принятие предусмотрены Росстандартом уже в 2020 году. Стандарт будет носить добровольный характер и определит общие рекомендации к одежде школьников. Это позволит администрациям учебных заведений лучше ориентироваться при выборе требований к форме для конкретных образовательных учреждений.

В свою очередь, наше ведомство совместно с Роскачеством с 2016 года - в преддверии начала учебного года - проводит исследования качества одежды для обучающихся. Речь, в частности, о брюках для мальчиков, сарафанах для девочек. Например, в этом году мы планируем исследовать качество пиджаков.

Результаты исследований уже подтвердили снижение доли некачественной продукции по сравнению с 2016 годом - на 20%, однако отсутствие массового контроля поступающих на производство тканей часто становится причиной нарушения обязательных требований.

- Недавно стало известно, что Минпромторг хочет запретить госорганам закупать системы хранения данных (СХД) иностранного производства. Какого еще оборудования могут коснуться меры, направленные на поддержку отечественного производителя?

- В целом мы стремимся обеспечить доминирование отечественных производителей на внутреннем рынке. Понятно, что невозможно заменить все и сразу, но в критических сферах будем двигаться в этом направлении. В первую очередь речь идет о телеком-оборудовании, вычислительной технике и других решениях, которые будут использоваться в рамках национального проекта "Цифровая экономика".

- Ваше ведомство разрабатывает целевую программу "Развитие производства промышленной продукции сетей пятого поколения и интернета вещей в РФ на 2019-2024 годы". Говорят, что государство готово потратить на это 28 млрд рублей. Какое оборудование для 5G, на ваш взгляд, можно производить в России?

- В настоящий момент разрабатывается перечень взаимоувязанных мер, обеспечивающих внедрение перспективных отечественных решений для сетей связи 5G/IMT-2020. Речь в том числе о мерах экономического стимулирования операторов связи. На данном этапе перечень открыто прорабатывается отраслевым сообществом. Что касается оборудования, то производителей, которые имеют необходимые мощности и компетенции, много. Это предприятия, входящие в контур "Ростеха", консорциум "Телми" и другие отечественные компании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка