Накануне.Ру
23 июля 2019, 10:02
"Схватка нешуточная". Зачем Китаю украинский производитель двигателей "Мотор Сич"?
Китай в очередной раз пытается купить запорожское предприятие по производству и обслуживанию газотурбинных авиационных двигателей "Мотор Сич", заявка пекинской компании Beijing Tianjiao Aviation Industry Investment Company находится на рассмотрении
В советское время предприятие носило название Запорожский моторостроительный завод № 29, в 1991 году авиакомпания была преобразована в "Мотор Сич". Основным партнером предприятия была Россия, но после 2014 года, когда Украина сама для себя закрыла российский рынок, возросла доля экспорта в Китай.
Как известно, Китай - всемирная мастерская - не любит закупать готовый продукт, как это предпочитает делать нефтяная держава Россия, потому китайцы начали в 2017 году строить свое предприятие по производству авиадвигателей, "Мотор Сич" якобы только принимала в строительстве участие. Внезапно власти Украины арестовали и заморозили акции компании - руководство "Мотор Сич" считает, что произошел рейдерский захват. А вот в СБУ уверяли, что предотвратили незаконную продажу со стороны директора и генерального конструктора "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева. По имеющимся данным, он уже якобы продал на тот момент китайским инвестором 56% акций.
Богуслаев при этом не только Герой Украины с 2000 года, также он был внештатным советником Леонида Кравчука, доверенным лицом Кучмы, потом доверенным лицом Януковича на выборах президента Украины 2010 года. Несколько раз становился народным депутатом. С ноября 2007 года был известен как заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, а также как член групп по межпарламентским связям с Китайской Народной Республикой. Он входит в топ-25 самых богатых людей Украины по оценкам на 2018 год.
Почему же сделка была названа незаконной? Разве владелец не может продать предприятие, если того хочет? При этом на Украине писали, что Богуслаев в силу возраста давно собирался передать за хорошие деньги предприятие в надежные руки. До 2014 года наиболее вероятным покупателем был бы представитель российского бизнеса - 40% всей продукции завода поставлялось к нам.
"У "Мотора" многолетний опыт взаимовыгодного сотрудничества с российскими партнерами, - их по праву я называю первыми, - рассказывал в сентябре 2007 года президент ПАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев в интервью "Укринформу. - Производство вертолетов с нашими двигателями ТВЗ-117 ведется на пяти заводах России, которые расположены в Казани, Ростове, Улан-Удэ, Кумертау и Арсеньеве. Вместе с московским "Салютом" и Уфимским МПО мы выпускаем двигатели для самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-148 и Як-130. В свою очередь, эти самолеты производят в Казани, Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде".
В СБУ продолжают придерживаться официальной версии, что, мол, китайцы могли нанести урон государственной безопасности, завладев технологиями "Мотор Сич" - они якобы собирались после этого уничтожить предприятие. Тогда государство вдруг решило, что должно участвовать в управлении "Мотор Сич", невзирая на правила свободного рынка. Еще рассматривали версию "контрразведчиков", которые считали, что за китайским предложением скрываются российские интересы, искали связи с филиалом "Мотор Сичи" в ДНР.
Американские СМИ, в том числе The Washington Times, тоже пристально следили за тем, что происходит в протекторате - писали, что покупка украинского предприятия даст возможность ускоренного наращивания глобальных аэромобильных возможностей Народно-освободительной армии Китая, что не может не вызывать обеспокоенность Вашингтона. Может быть, препоны, которые чинит государство в отношении продажи "Мотор Сич", обусловлены американским давлением? "Американцы нам этого не простят", - писали тогда украинские политические аналитики.
Но вот в феврале этого года стало известно, что государство намерено стать акционером АО "Мотор Сич", как раз для того, чтобы вместе с китайскими инвесторами более активно развивать авиастроение и вертолетостроение, а в июле компетентный орган должен решить продавать или не продавать "Мотор Сич". У кого-то может сложиться впечатление, что чиновники и сами оказались не против нажиться на продаже предприятия китайцам, подвинув старика Богуслаева.
На вопрос журналиста Delo.UA о том, что государство не имеет доли в уставном капитале "Мотор Сичи", заместитель министра экономразвития и торговли Юрий Бровченко ответил: "Не все акции этого предприятия реализованы. И я думаю, что сейчас проводится работа в направлении возможного участия государства в акционировании "Мотор Сич".
Самое поразительное - зачем высокотехнологичной мастерской мира КНР нужны какие-то "сверхсекретные" разработки запорожского завода, на котором от былого в советские времена величия за 20 лет практически ничего не осталось - задается вопросом военный эксперт, полковник запаса (ВВС) Александр Жилин. В беседе с Накануне.RU он рассказывает, что колоссальный задел советского периода 30 лет помогал украинскому авиапрому существовать за счет распродажи советских технологий, в Китае украинские конструкторы разработали не один самолет, но сегодня в "Мотор Сич" вряд ли осталось хоть что-то ценного в плане технологий.
- Александр Иванович, пекинская компания в очередной раз пытается купить украинскую "Мотор сич", и сейчас заявка находится на рассмотрении антимонопольной комиссии. Почему Китай так агрессивно и давно хочет купить "Мотор Сич", какие возможности сулят Китаю активы украинского предприятия?
- Дело в том, что сразу после развала Советского Союза, еще со времен Кучмы, в Китай уехало очень много специалистов с Украины - конструкторов, инженеров советского уровня, то есть очень высокого уровня. Тем самым был сделан вклад в науку Китая, и вклад оказался большой. Китай хотел бы, на мой взгляд, закрепиться на Украине, в том числе на "Мотор Сич", который прозябает в совершенно ужасном состоянии, для того, чтобы продолжать разработки компании. Но и не только из-за этого. Китай давно поставил задачу - об этом так или иначе говорят высказывания политиков Китая - с Украиной разобраться в свою пользу. Что имеется в виду? Сначала они планировали работать с землями на Украине и таким образом выполнять продовольственную программу, кормить свой народ - не получилось, вмешались американцы, которые контролируют Украину, и еврейская община, которая тоже претендует на эти земли.
- То есть им нужно закрепиться просто? Взять то, что плохо лежит?
- Китайцы работают по принципу "коготок увяз - птичке конец". Это всего лишь один из проектов, который позволит им, я так думаю, обосноваться там надолго, поскольку вы совершенно правильно сказали - они работают очень агрессивно. Не в том смысле, что жестоко, а быстро и целенаправленно, у них много денег и они быстро добиваются тех целей, которые ставят.
Дело здесь не в уникальности "Мотор Сич", дело в многоходовке. Китай - фабрика 21 века, им скопировать то, что этот "колхоз" "Мотор Сич" сейчас делает, стоит копейки. Здесь речь идет о проникновении. Если вы внимательно посмотрите, вы узнаете, что Украина входит в новый Шелковый путь. Входит - я перепроверял много раз. Они рассматривают Украину не как стратегического партнера, а как плацдарм. Они же видят, чем Украина стала для американцев - там с кем договариваться? Поэтому это просто "площадка", за которую можно подраться, и Китай будет добиваться успехов там, хотя на пути у них не только американцы, у них там на пути еврейский капитал. Я не думаю, что дело тут в уникальности производства.
- Да, но вот в СБУ испугались, что технологию украдут, а "Мотор Сич" уничтожат?
- Сейчас что в "Мотор Сич" остались не блестящие умы, что в СБУ идиоты. Скажите пожалуйста, много ли надо денег Китаю, чтобы дать взятки тем, кто там остался, и забрать технологии, вообще не спрашивая разрешения и не связываясь с этой Украиной? Да вообще это ни для кого не проблема.
Сверхзадача для них - это все-таки земли, площадка. И они будут активно себя вести. На Украине же никто не говорит, что при Порошенко значительная часть плодородных земель Украины была заложена под кредиты. Потенциально земли проданы, осталось их оформить - отдать за долги. Пока ждут, из-за закона о запрете продажи земель все застопорилось, но они продавят свои интересы. Китайцы не хотят терять это, потому что продовольственная задача у них сверхактуальна.
- С 2017 года акции заморожены, тогда СБУ уличила президента и генконструктора Богуслаева в незаконной продаже китайским инвесторам 56% акций, суд арестовал акции, потому что якобы компанию собираются перевести, забрать технологии на собственные заводы… Что там за технологии такие?
- Когда поехала первая волна украинских специалистов ракетной отрасли в Китай - это были носители технологий вот тех, которые разрабатывались у нас - перспективные советские технологии. Проходит определенное время, скажите, пожалуйста, есть ли на Украине полноценные конструкторские бюро? Есть ли полноценные инженерные центры, которые могли бы что-то разрабатывать? Есть ли на Украине в конце концов хотя бы профтехучилища, которые готовят специалистов, молодежь для работы на станках с цифровым управлением? Есть ли станки с цифровым управлением? Все сдано на металлолом.
О каких технологиях речь? Это все фикция, надувание щек. Да, может быть, осталось несколько людей с советской ментальностью, которые никуда не поехали, но это не система, которая могла бы обеспечивать высокие технологии, как система Сикорского в США, где я был. Я разговаривал с сыном Сикорского, брал интервью - вот там да, технологии. А что на Украине? Ничего этого нет. Я думаю, что все, что можно было перекупить, китайцы уже перекупили. Но вдумайтесь - если даже хваленые американские гаджеты - "айфоны" - не смогли обеспечить технологическую секретность от "Хуавей", то о чем мы говорим? Во-вторых, в Китае и так все производится. Для них секретов не существует.
- Тем более Китай никогда не заморачивался официальной покупкой и патентами, раньше было известно, что просто даже брались какие-то советские журналы типа "Юный техник" и из писем читателей черпались идеи для собственных технических новинок?
- Ну, если они берут английский "Рэндж Ровер" и выпускают его точную копию под другим названием, и все молчат... Сейчас все гораздо круче. Я никогда не забуду, как "Сони" делала целую паир-кампанию своего ноутбка: сделали пышную презентацию условно десятого числа, а одиннадцатого китайцы выпустили свой точно такой же ноутбук, потому что тот, который презентовали "Сони", производили в Китае. И Китай презентовал свой на порядок дешевле.
- Но почему же Украина сопротивляется так отчаянно? Ведь "Мотор Сич" в основном сотрудничал с Россией, мы даже подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, но весной 2014 года правительство Украины запретило военно-техническое сотрудничество с Россией. При закрытом рынке России Китай - единственный выход?
- Украина находится под протекторатом США, и не в Киеве (или не только в Киеве) принимаются решения. Почему в 2014 году Украина зарезала курицу, которая несет золотые яйца - это даже не назло России. Это американцы купили фактически площадку, которая при нахождении инвесторов, допустим, даже китайских или даже российских, могла представлять определенную конкуренцию. Зачем какому-нибудь, допустим Pratt & Whitney, корпорации по производству авиационных двигателей, продукция "Мотор Сич"?
Точно так же у нас во времена президентства Медведева было разрушено авиастроение в России, и нас посадили на эти "Боинги", а потом появился этот "урод" под названием "Суперджет". Так что поверьте мне, никаких технологий, которые не были бы доступны китайцам, у "Мотор Сич" нет, все было, если не "стырено", то выкуплено - через предателей, через стимулирование коррупции и прочие пути. Этот процесс шел весь постсоветский период.
Я помню времена, когда мы делали материал о ВПК Украины, мы встретились с человеком в подворотне буквально - в подворотне, слово офицера. Человек был одним из замов в структуре ВПК, рассказали ему легенду, что нас алжирцы попросили, чтобы мы на Украине нашли 20 вертолетов Ми-8 для того, чтобы поставить их в Алжир под видом металлолома. Он губу закусил и в голове начал прикидывать: "Так, так, так, я не знаю, 20 мы найдем или нет, но надо попробовать"… То есть это решается в подворотне. Мы сами удивились, думали, что будут перепроверять нас, но нет. В тот же день мы уехали, написали материал - это песня была.
- Если Китай все же перекупит "Мотор Сич", то тогда ничего не помешает новым владельцам заключить договоры со старыми партнерами, то есть поставлять свою продукцию в Россию?
- Конечно, но надо понимать, что если Китай покупает "Мотор Сич", то там духу украинского не будет на этой площадке, особенно если речь идет о каких-то секретных китайских производствах. У нас не принято об этом говорить, ведь мы союзники с Китаем, хотя у нас всего лишь договор о добрососедстве с КНР (пока они творят, что хотят, на наших границах, мы - добрые соседи, если мы завтра что-то скажем - не будем добрыми). Так вот когда мы проводили совместные учения с китайцами, даже небольшие, то все было организовано так (причем даже если на нашей территории), что наших солдат, офицеров не подпускали вообще к их технике.
- То есть Украина мнит себя очень важной для США, для Китая, а на самом деле и те, и другие просто хотят разделить и хоть что-то себе там получить?
- Понимаете, США и Китай после крайнего визита Трампа в Пекин подписали контрактов на 300 миллиардов. Итого, вышли на триллион товарооборота. У нас с Китаем от 80 до 100 миллиардов оборот - никак эту планку не перейдем, и при этом наши "политолухи" говорят, что скоро-скоро Китай откажется от доллара ради интересов России, и прочий бред. Вот этот триллион долларов товарооборота - представляете, сколько рабочих мест, и кто будет это все рушить, ради чего? И все это нагнетание о торговых войнах у нас идет только для того, чтобы прикрывать то, что творится у нас внутри. Нет никакой торговой войны, идет притирка, они вышли на заключение прямого договора о партнерстве с Штатами, старый договор себя изжил, сроки прошли, а в новом будет указано, что Китай - стратегический союзник США, а США - стратегический союзник Китая. Можете себе представить, что это значит для мира и для нас в том числе? Украинский вопрос они могут решить в 40 секунд, потому что на кону такие отношения, рабочие места, товарооборот, переход в новый валютный мир, такие задачи! Разве будут они заморачиваться по поводу "Мотор Сич"? Поэтому схватка там такая - не шуточная....
Авторские права на данный материал принадлежат «Накануне.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
"Уральские авиалинии" предоставляют детям скидку 50% на авиабилеты по России с сегодняшнего дня
Декабрь 23, 2024
Геоскан поставил 13 тысяч образовательных дронов в российские школы и колледжи по нацпроекту "БАС"
Декабрь 23, 2024
Новогодний праздник для воспитанников детского дома