АвиаСоюз
1 ноября 2019, 14:26
Поделиться
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!
Чем человек выше занимает пост в табеле о рангах, тем ответственней каждое сказанное им слово и тем большее внимание оно вызывает у окружающих
Чем человек выше занимает пост в табеле о рангах, тем ответственней каждое сказанное им слово и тем большее внимание оно вызывает у окружающих. К тому же, если столь интригующе звучит заголовок публикации в СМИ от этого человека - "Три вопроса Минтрансу". Именно так озаглавлено интервью с заместителем министра транспорта РФ Александром Юрчиком в журнале "Гражданская авиация" (№ 8-9, август 2019 г.). С определенным подтекстом и вопрос корреспондента: "Александр Алексеевич, в последнее время у общественности много вопросов к профессионализму российских летных экипажей. Кто-то связывает это с изъянами в самой системе их подготовки. Какова позиция Минтранса, что в этой системе стоит изменить?"
Хотел бы сразу отметить, что таким вопросом, на мой взгляд, уже задан утверждающий посыл о неудовлетворительном профессионализме летных экипажей, изъянах в системе их подготовки, о необходимости изменений этой системы. К тому же, этот посыл искусно прячется за якобы мнением общественности. Следует напомнить, что именно по предложению общественности экипаж самолета А-321 "Уральских авиалиний" за грамотные действия в аварийной ситуации и благополучную вынужденную посадку, что предотвратило гибель людей, Указом Президента РФ был удостоен высоких государственных наград, а командиру Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоено звание Героя России. Оба они - выпускники Бугурусланского летного училища гражданской авиации, которому в 2020 г. исполнится 80 лет. За свою историю это учебное заведение подготовило тысячи пилотов, среди которых Герои Советского Союза, Герои России, Заслуженные пилоты СССР и России, видные руководители отрасли.
Подобными результатами в своей работе гордятся и все другие летные учебные заведения гражданской авиации в Сасово, Красном Куте, Омске, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Стоит ли так революционно менять эту систему, которая складывалась десятилетиями и совершенствовалась с учетом требований времени?
Подобная новая попытка изменения системы первоначальной подготовки пилотов предпринималась и ранее, особенно в 90-е гг., когда горячие головы предлагали вовсе закрыть летные училища. Один из руководителей авиакомпании "Аэрофлот" в то время публично заявлял, что за воротами его компании стоят в очередь 300 пилотов и в выпускниках училищ он не нуждается. Прошло какое-то время, и эта же авиакомпания из-за нехватки пилотов "пробила" через Госдуму разрешение принимать на работу иностранных пилотов. Прошло еще время, вновь осечка. Решили комплектовать экипажи из числа летчиков ВВС… Сейчас новое веяние - "создавать в крупных авиакомпаниях свои Авиационные учебные центры (АУЦ) и готовить "с нуля" в соответствии со всеми требованиями" (?!).
Именно такая идея озвучена Александром Юрчиком в интервью. Это что, новая политика Минтранса в подготовке пилотов для гражданской авиации? Видимо те, кто готовил исходный материал для интервью (есть такой департамент в Минтрансе), не представляют вовсе, что значит готовить коммерческого пилота "с нуля". Пилота-любителя - пожалуйста. А вот тех, у которых за плечами будут сотни пассажиров - извините! Это, прежде всего, ответственность за жизни людей. Она формируется у будущего пилота на всем протяжении его обучения всей атмосферой учебного заведения - преподавателями, летными командирами, пилотами-инструкторами, которые составляют золотой фонд училища. Благодаря их кропотливому труду, будущий пилот получает не только знания и навыки пилотирования, но и нравственное воспитание, столь необходимое в летной профессии. Для этого нужны не скоротечные курсы АУЦ, а вдумчивая и методическая работа по формированию облика пилота. Справедливо следует отметить, что будущих Героев России, курсантов Бугурусланского летного училища Дамира Юсупова и Георгия Мурзина обучали летному делу пилоты-инструкторы Виктор Николаевич Сычев и Валерий Николаевич Ромашин. Честь им и хвала! Как и всем тем, кто трудится на этом благородном поприще!
И еще о скоротечности обучения. Известный авиатор - писатель Джимми Коллинз в своей книге "Наши крылья" по этому поводу высказался так: "Быстро научить летать можно и медведя. Вопрос состоит в том, как долго он будет летать…"
К сожалению, эта истина реально нашла свое подтверждение в начале 70-х гг., когда при всей плановости советской системы, был допущен просчет в потребностях пилотов гражданской авиации. Компенсировать этот дефицит было принято путем ускоренной их подготовки из числа выпускников курсов ДОСААФ. Результат не заставил себя долго ждать: из 500 таких пилотов каждый второй стал участником авиационного происшествия (!). От подобной затеи обучения пришлось срочно отказаться. Так зачем ныне вновь наступать на одни и те же грабли?
И еще один посыл в том же интервью: "Мы видим, что в перспективе все пилоты должны быть с высшим образованием. Будем вносить скоро в правительство предложение". И далее: "Не всегда хватает ресурсов. Мы хотим, чтобы подготовка пилотов была на высоком уровне - как государственная, так и частная".
Простите, как это все следует понимать? С одной стороны - хотим, чтобы подготовка пилотов была на высшем уровне, а с другой - не всегда хватает ресурсов; с одной - давайте создавать АУЦ, а с другой - всех пилотов надо готовить с высшим образованием. Более того, еще совсем недавно тот же Минтранс предлагал "прорывной проект" - объединить все летные училища и создать на базе Бугурусланского училища Единый суперцентр по подготовке пилотов гражданской авиации.
В конце концов, надо определиться в государственной политике и направлениях подготовки наших пилотов, а не раскачивать качели из одной стороны в другую, что ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и распылению усилий, направленных на качество их обучения.
И еще, в этом же номере журнала с интервью с Александром Юрчиком приведена таблица "Потребность в пилотах гражданской авиации в России". Но что примечательно: приведенные цифры относятся к 2013-2019 гг. как уже случившийся факт. Возникает вопрос: а сколько же пилотов реально потребуется на ближайшие 3-5 лет, исходя из предстоящих сроков обучения курсантов. Ведь учебный процесс - это не гармошка, меха которой сегодня можно растянуть во всю ширь, а завтра вновь сжать вместе. За этим стоит все то, что обеспечивает учебно-летный процесс.
Изначально обучение пилотов всегда было весьма затратным, что обусловлено необходимостью наличия в летных училищах самолетов, вертолетов и соответствующих тренажеров, баз горюче-смазочных материалов и всей цепочки инженерно-технического обеспечения, включая сеть учебных аэродромов, выделенного воздушного пространства и службы управления полетами... В конечном итоге: на средства, затраченные на подготовку одного пилота, можно обучить до 20 инженеров-эксплуатационников гражданской авиации.
Следует также учесть, что вся инфраструктура летных училищ была создана еще в системе МГА СССР и ныне нуждается в больших вложениях на текущий и капитальный ремонт, не говоря уже о капитальном строительстве. Стыдно сказать, в то время, когда общеобразовательные школы уже имеют плавательные бассейны, в наших летных училищах они отсутствуют вовсе. Требуют обновления существующие спортивные сооружения, а ведь это важнейший фактор поддержания здоровья будущей элиты гражданской авиации.
Так что, готовя подобные "прогнозы" и предложения по революционному изменению системы подготовки пилотов, следовало бы прислушаться к совету Михаила Жванецкого: "Тщательнее надо ребята, тщательнее..." А главное, помнить: за всем этим стоят коллективы людей, для которых подобные публикации не сулят ничего хорошего, а лишь вносят сумбур и сумятицу в настроениях.
Учредителем учебных заведений гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Это ведомство, в конечном итоге, отвечает за качество подготовки пилотов. Для этого в его структуре есть Управление летной эксплуатации и отдел, курирующий деятельность учебных заведений отрасли. Следует прислушаться к их мнению и позиции руководителей летных училищ отрасли и дать возможность Росавиации полноправно заниматься этим процессом, а Минтрансу обеспечить его всеми необходимыми ресурсами. Именно это, в первую очередь, хотелось услышать из уст одного из руководителей Минтранса. Не лишним был бы и комментарий по той злосчастной таблице, добавив в ней еще одну колонку: недофинансирование летных училищ за прошедшие 2013-2019 гг. Может быть, тогда станет понятным: в каком направлении следует принимать усилия, а не предлагать в качестве мер экономии средств сомнительные проекты по подготовке пилотов "с нуля" в частных авиационных учебных центрах.
Иначе говоря, на мечту юноши учиться на летчика из стихотворения Владимира Маяковского Минтранс отвечает - пожалуйста, но плати деньги!...