Разработанные ПАО "ОДК-Сатурн" аддитивные материалы получат применение в морских газотурбинных двигателях
ПАО "ОДК-Сатурн" завершило работы по исследованию стойкости к морской коррозии синтезированных материалов из металлопорошковых композиций собственной разработки и их пригодности к использованию в изделиях морского назначения
ПАО "ОДК-Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) завершило работы по исследованию стойкости к морской коррозии синтезированных материалов из металлопорошковых композиций собственной разработки и их пригодности к использованию в изделиях морского назначения. Результаты данной работы послужили базисом для внесения рассматриваемых материалов в профильный отраслевой перечень, являющийся регламентирующим документом при выборе материалов для конструирования деталей и сборочных единиц газотурбинных двигателей морской тематики.
В декабре текущего года межведомственная комиссия при ФГУП НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей" приняла положительное решение о пригодности к использованию синтезированных материалов из кобальтового сплава марки КХ28М6 и стали марки Х15Н5Д4Б, разработанных ПАО "ОДК-Сатурн", в морских газотурбинных двигателях и судостроительной отрасли в целом и внесению в профильный отраслевой перечень.
"Заключения экспертов головной организации по материалам в судостроении свидетельствуют о том, что данные отечественные сплавы, синтезируемые из металлопорошковых композиций разработки ПАО "ОДК-Сатурн", по ряду характеристик превосходят уровень импортных аналогов, а также традиционно применяемых отечественных материалов, ранее разрешенных к применению в газотурбинных двигателях морского назначения. Безусловно это еще один большой шаг АО "ОДК" в развитии и внедрении аддитивных технологий в РФ", - отметил заместитель главного инженера опытного завода ПАО "ОДК-Сатурн" по аддитивным технологиям - руководитель проекта "Аддитивные технологии в АО "ОДК" Денис Федосеев.
ПАО "ОДК-Сатурн" является активным участником проекта АО "ОДК" по развитию аддитивных технологий. Компания внедряет в цепочку создания ценностей новейшее оборудование послойного синтеза, ведет по программе импортозамещения разработку отечественных металлопорошковых композиций, детали, полученные аддитивным способом, присутствуют в каждом новом двигателе, разрабатываемом предприятием.
Еще в конце 2017 года в ПАО "ОДК-Сатурн" прошел квалификационные испытания новый морской газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р, порядка 3 % от массы деталей которого были изготовлены аддитивным способом. Это событие стало знаковым в плане внедрения аддитивных технологий в конструкцию изделия. Применение импортных материалов в тот момент было обусловлено отсутствием на рынке отечественных аналогов.
Преследуя цели импортозамещения и развития конкурентных условий на рынке материалов для аддитивного производства, в 2019 - 2020 годах ПАО "ОДК-Сатурн" при участии ведущих российских компаний порошковой металлургии разработало и успешно паспортизировало отечественные материалы на основе кобальта, нержавеющей стали и титанового сплава для применения в авиационных газотурбинных двигателях.
Сдерживающим фактором для использования синтезированных материалов из кобальтового сплава марки КХ28М6 и стали марки Х15Н5Д4Б в ГТД морского назначения оставалось их отсутствие в профильном отраслевом перечне-ограничителе. Для снятия данного барьера в конце 2019 года ПАО "ОДК-Сатурн" совместно с ФГУП НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей" инициировало работы по исследованию стойкости материалов к морской коррозии, которые успешно завершились в октябре 2020 года.
Принимая во внимание возможности аддитивных технологий по снижению циклов производства деталей в 3-4 раза, увеличению коэффициента использования материала с 0,5 до 0,95, конструкторскими отделами ПАО "ОДК-Сатурн" сформирован перечень ремонтных деталей морских ГТД иностранного производства, эксплуатационные характеристики которых обеспечиваются свойствами разработанных материалов, отработаны технологии их изготовления.
Материалы из кобальтового сплава марки КХ28М6 и стали марки Х15Н5Д4Б, разработанные ПАО "ОДК-Сатурн", стали первыми российскими синтезируемыми материалами, вошедшими в ограничительные перечни материалов как для морского, так и авиадвигателестроения.
ПАО "ОДК-Сатурн" - двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов.
ПАО "ОДК-Сатурн" входит в состав АО "Объединенная двигателестроительная корпорация".
АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех) - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация Ростех - одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности - авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, "Вертолеты России", ОДК, Уралвагонзавод, "Швабе", Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий "Умного города", занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции....