Известия
9 апреля 2021, 08:31
В "Сухом" поставки: в России появились новые покупатели Superjet 100
У Superjet 100 в России появились новые потенциальные заказчики. Но они не могут рассчитывать на поставку этих отечественных самолетов как минимум до конца 2022 года
Новые покупатели
У российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) появились новые потенциальные заказчики из числа российских авиакомпаний. Об этом "Известиям" рассказал источник в авиапроме. По словам собеседника "Известий", производитель SSJ-100 корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) сегодня ведет переговоры с двумя российскими авиакомпаниями, не эксплуатирующими эти самолеты. Представитель "Иркута" не стал опровергать эту информацию.
Однако новые заказчики SSJ-100 не могут рассчитывать на поставку этих самолетов как минимум до конца 2022 года, сообщил "Известиям" гендиректор принадлежащей экс-губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко авиакомпании "Ангара" Сергей Саламатов.
- До конца года ни одна новая авиакомпания не может получить SSJ-100 - все поставки уже расписаны между действующими эксплуатантами. Мы понимаем, что если завтра подадим заявку, то только к концу 2022 года, возможно, что-то нам поставят, - заявил Сергей Саламатов.
Встать в очередь
В 2021-2022 годах поставки SSJ-100 расписаны между компаниями, которые уже эксплуатируют этот самолет. В рамках поддержки авиационной отрасли в 2020 году была предоставлена беспрецедентная госгарантия по кредиту, привлекаемому для закупки 59 Superjet 100. Ее получила лизинговая "дочка" Промсвязьбанка - "ПСБ Лизинг", которая купит все эти самолеты у "Иркута" за 140 млрд рублей, писали СМИ. В число закупаемых машин входят в том числе самолеты, от которых отказались иностранные заказчики - ирландская Cityjet и мексиканская Interjet.
Сейчас "ПСБ Лизинг" ведет обсуждение закупок и поставок Superjet 100 только с теми авиакомпаниями, с которыми есть действующие договоры, - это группа "Аэрофлот", "Азимут" и "Ред Вингс", сообщил "Известиям" представитель Промсвязьбанка. Второй лизингодатель SSJ-100 - Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) не ведет переговоров с российскими авиакомпаниями, у которых нет этого самолета в парке, уточнили в там. ГТЛК закупила и поставила перевозчикам 46 SSJ-100, на это из федерального бюджета было выделено 46 млрд рублей, следует из презентации компании за IV квартал 2020 года.
Представитель "Иркута" сообщил "Известиям", что обычно поставка самолета осуществляется примерно через год с момента его заказа, но это зависит от конфигурации машины и производственной программы. Он уточнил: политика корпорации - выполнять обязательства перед действующими заказчиками, отвечая на вопрос "Известий" о возможности сдвинуть сроки поставки самолетов в пользу новых клиентов.
О том, что производственная программа по SSJ-100 сверстана на 2021-2022 годы, говорил глава Минпромторга Денис Мантуров. Он утверждал, что авиапром не будет наращивать мощности больше 22-23 самолетов в год, чтобы сохранить производство на рентабельном уровне. В 2021 году запланирована поставка 37 SSJ-100, указывал ранее Денис Мантуров.
Круг претендентов
Авиакомпания "Ангара" интересуется SSJ-100, но пока не начала переговоры с производителем, рассказал "Известиям" Сергей Саламатов.
- Мы пока не рассматриваем западную технику. Есть желание взять SSJ-100, мы рассматриваем его. У нас маршрутная сеть до конца не занята конкурентами. Но чтобы принять решение, необходимо просчитать все риски, о которых мы знаем и не знаем, - объяснил Сергей Саламатов.
В начале апреля Минпромторг, ГТЛК и "Аврора" подписали график поставки самолетов дальневосточной авиакомпании, в том числе Superjet 100. Источник "Известий", знакомый с графиком, уточнил, что до 2024 года включительно перевозчику будет поставлено восемь SSJ-100. "Известия" направили запрос в Минпромторг.
Сейчас на Дальнем Востоке SSJ-100 эксплуатирует только "Якутия" (четыре машины). Согласно концепции развития дальневосточной авиакомпании до 2025 года (есть у "Известий"), вторым эксплуатантом этих самолетов должны стать "Хабаровские авиалинии".
S7 Airlines и "РусЛайн", не летающие на SSJ-100, не планируют закупать SSJ-100, сообщили "Известиям" их представители. В "КрасАвиа" отметили, что перевозчик рассматривает приобретение российских региональных Ил-114-300 после того, как они выйдут в серийное производство. "ЮВТ Аэро" рассматривает увеличение парка воздушных судов, но сейчас обсуждение типа и количества машин находится в проработке, отметил представитель компании.
"Известия" направили запросы другим российским перевозчикам, не эксплуатирующим SSJ-100. Среди них Utair (в 2018 году брала в лизинг SSJ-100 у "ИрАэро"), "Алроса" (размещала летом 2020 года тендер на поставку двух SSJ-100, но окончательных решений по ним тогда не приняла), "Ижавиа", "Смартавиа", "НордСтар", "Комиавиатранс" и "Икар".
В России сегодня летают на SSJ-100 только девять коммерческих авиакомпаний. Из их числа выйдет авиакомпания "Аэрофлот" после того, как в рамках реализации новой стратегии передаст в 2021-2022 годах все SSJ-100 своей дочерней авиакомпании "Россия".
Завлечь субсидиями
На интерес к самолетам Superjet 100 повлияли расширение мер его поддержки, в том числе введение компенсаций расходов на обслуживание и лизинг, а также продолжение программы субсидирования региональных перевозок, считает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. По ее словам, сегодня при распределении субсидий приоритет отдается авиакомпаниями с самолетами российского производства.
Меры господдержки делают SSJ-100 более привлекательным, чем конкурирующие продукты иностранного производства, а качество сервиса постепенно доведено до уровня, когда самолет может достаточно интенсивно эксплуатироваться, полагает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
- Самолеты стали более надежными, сократилось количество производственных дефектов и недостатков, отказов, с ними связанных, отмечают эксплуатанты, имеющие длительный опыт работы на этих машинах. Сервисная составляющая тоже "подтянулась": сократилось время ожидания запчастей, выполнения работ по бюллетеням технического обслуживания, - сказал эксперт.
По словам Олега Пантелеева, рыночная ситуация в целом меняется. В условиях пандемии Москва с ее строгим локдауном потеряла значительную часть пассажиропотока, в то время как ряд региональных хабов обеспечивал стыковочные рейсы прежде всего на самолетах меньшей размерности, уточнил эксперт.
Справка "Известий"
В последний год меры господдержки Superjet 100 были расширены. Государство начало субсидировать авиакомпаниям полетное время - 37,5 тыс. рублей за каждый летный час после достижения минимального среднемесячного налета в 60 ч; компенсировать 50% затрат компаний на уплату лизинговых платежей в размере 333,3 млн рублей и 140 млн рублей - на уплату арендных платежей. Обе меры касаются только тех 59 самолетов, которые поставляет "ПСБ Лизинг". Кроме этого, Росавиация в 2021 году распределила 70% субсидий на региональные перевозки авиакомпаниям с SSJ-100 в парке, сократив их на 5 млрд рублей тем перевозчикам, у которых таких самолетов нет. Также государство увязало субсидии, выделяемые на авиаперевозки в Крым, на Дальний Восток и в Калининград, с наличием у них SSJ-100....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Аэропорт "Якутск" заявил об отсутствии задержек из-за тумана
Январь 15, 2025
Между Улан-Удэ и Благовещенском с февраля возобновят прямое авиасообщение