О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главный поставщик авиационных технических средств обучения для подготовки летчиков, штурманов и технического персонала Воздушно-космических сил России

АО Центр научно-технических услуг "Динамика" является лидером отечественной авиатренажерной отрасли, разрабатывая и создавая полную линейку авиационных технических средств обучения для подготовки летчиков государственной и гражданской авиации

АО Центр научно-технических услуг "Динамика" является лидером отечественной авиатренажерной отрасли, разрабатывая и создавая полную линейку авиационных технических средств обучения для подготовки летчиков государственной и гражданской авиации. О прорывных технологиях, в том числе виртуальной реальности, при создании новейших технических средств обучения для подготовки летного и инженерно-технического состава еженедельнику "Звезда" рассказал генеральный директор АО ЦНТУ "Динамика" Олег Максенков

"Впервые в российской практике реализован качественно новый подход к разработке авиационных ТСО для подготовки летного и инженерно-технического состава"

- Олег Викторович, какова, на ваш взгляд, роль учебно-тренировочных средств (УТС) для военных самолетов и вертолетов в обороноспособности страны?

- В настоящее время ЦНТУ "Динамика", входящий в холдинг "Технодинамика" Госкорпорации Ростех, - основной поставщик авиационных технических средств обучения (ТСО) для подготовки летчиков, штурманов и технического персонала. Мы производим тренажеры для широкой линейки воздушных судов, которую создает Ростех. Это комплексная работа, направленная на улучшение технической оснащенности отечественных ВКС, снижение сроков и стоимости подготовки летного и инженерно-технического состава.

Учитывая, что в последние годы авиационная техника становится все сложнее, постоянно растут требования и к качеству обучения авиационного персонала. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, специалисты предприятия ведут непрерывный поиск новых научных, инженерных и технологических решений, внедряя их в свои новые продукты.

На прошедшем VII Международном военно-техническом форуме "Армия-2021" Министерство обороны РФ отметило значительный вклад трудового коллектива ЦНТУ "Динамика" в укрепление обороноспособности страны. Речь идет о разработке учебно-тренировочных комплексов под все типы современных летательных аппаратов, эксплуатирующихся в Вооруженных силах России, а также о создании уникальных технических средств обучения на системе подвижности под все типы вертолетов, применяемых в Воздушно-космических силах и морской авиации ВМФ. Эти разработки не имеют аналогов.

Впервые в российской практике был реализован качественно новый подход к разработке авиационных ТСО для подготовки на военные самолеты и вертолеты, которые позволяют проводить обучение и переподготовку летного и инженерно-технического состава в полном объеме их функциональных обязанностей в соответствии с действующими программами боевой подготовки. В основе этого подхода - переход от производства отдельных тренажеров к созданию единых интегрированных учебно-тренировочных комплексов, с объединением их в единое информационное поле.

При этом учебно-тренировочные комплексы могут применяться в различных комбинациях: автоматизированные системы обучения, тренажеры разного уровня сложности, рабочие места наземных операторов, тренажер авиационного наводчика, а также комплекс моделирования тактической обстановки.

Так, в учебно-тренировочном комплексе для подготовки на современные вертолеты в качестве опций могут использоваться тренажер оператора внешней подвески вертолета, тренажер авиационного наводчика, тренажер парашютиста, рабочее место подыгрыша, рабочее место оператора создания ландшафтной сцены, система регистрации и объективного контроля и другие опции. В конфигурацию тренировочного комплекса для военных самолетов и вертолетов включается еще одна важная опция - программно-аппаратный комплекс моделирования тактической обстановки, предназначенный для моделирования и воспроизведения в режиме реального времени единого оперативно-тактического фона в заданном географическом регионе для информационного обеспечения тактической подготовки летного состава.

По результатам исследований, проведенных 30-м Центральным научно-исследовательским институтом Минобороны России, реализация всего спектра перспективных технологий построения авиационных тренажеров позволила повысить уровень учебного потенциала создаваемых тренажеров по отношению к существующим аналогам более чем на 55%.

Таким образом, были расширены ключевые компетенции отечественной промышленности в области создания авиационных ТСО нового поколения, позволяющих повысить безопасность полетов, уровень боевой подготовки летного и инженерно-технического состава, а также эффективность освоения новейших боевых авиационных комплексов, поступающих на вооружение Минобороны России.

"Обучаемый на тренажере должен получить опыт работы с реальным оборудованием, который будет практически совпадать с тем опытом, который он мог бы получить в реальных условиях"

- Какие бывают типы УТС? От простого к сложному, а затем - к самому сложному? Каково на тренажерах приближение к реальным ощущениям?

- Первыми проектами ЦНТУ "Динамика" были простейшие авиационные тренажеры для начального уровня обучения. Дальнейший этап развития предприятия связан с созданием автоматизированных систем обучения и тренажеров на неподвижном основании.

Сегодня ЦНТУ "Динамика", как предприятие Ростеха, решает принципиально новые задачи, связанные с возросшими требованиями к качеству и методологии обучения летного и инженерно-технического состава.

В ЦНТУ "Динамика" созданы комплексные и процедурные тренажеры различного уровня сложности практически для всех типов военных самолетов и вертолетов российского производства. Все тренажеры разработаны в тесном сотрудничестве с ведущими российскими авиационными КБ.

Процедурные тренажеры предназначены для формирования навыков действий экипажа с оборудованием кабины, обучения полетам по приборам, подготовки экипажа к ведению групповых действий и к выполнению задач, связанных с боевым применением летательного аппарата.

Комплексные тренажеры позволяют осуществлять обучение летного состава выполнению полного комплекса задач, связанных с пилотированием, воздушной навигацией и боевым применением летательных аппаратов в условиях, максимально приближенных к реальным, включая отработку навыков пилотирования днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Тренажеры позволяют отрабатывать устойчивые навыки действий экипажа в особых случаях полета, связанных с отказами авиационной техники и ошибками в пилотировании.

Впервые в рамках опытно-конструкторских работ в Ростехе созданы и успешно пройдены государственные испытания опытных образцов, включая тренажеры высшей категории сложности на подвижном основании для подготовки личного состава, эксплуатирующего вертолеты Ка-27М, Ка-29, Ми-28Н, Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5, Ми-26, Ка-226.80, АНСАТ-У.

В отличие от тренажеров на неподвижном основании комплексные тренажеры на динамической платформе позволяют не только получить практически полный комплекс акселерационных ощущений, присущих реальному полету, но и отрабатывать целый ряд специфических задач обучения с большей степенью достоверности, чем на неподвижных тренажерах.

При их разработке специалисты ЦНТУ "Динамика" использовали перспективные научно-технические решения и технологии, позволившие существенно повысить их обучающий потенциал: высокоадекватные математические модели движения ЛА, системы подвижности нового поколения, относящиеся к наилучшим решениям в своем классе, системы визуализации с беспрецедентным качеством изображения, с применением технологии виртуальной реальности, эффективные силовые конструкции, практически целиком выполненные из композиционных материалов.

Также впервые создан уникальный тренажерный комплекс вертолетов соосной и одновинтовой схем для первоначального летного обучения курсантов, позволяющий осуществлять многоуровневую совместную начальную подготовку курсантов военных авиационных училищ.

В настоящее время предприятие активно ведет инициативные работы по разработке тренажеров с использованием технологий виртуальной реальности.

Совместно с партнерами разработаны экспериментальные стенды с использованием шлемов виртуальной реальности, позволяющие осуществлять "полеты" в едином визуальном пространстве для отработки тактики ближнего маневренного воздушного боя и других задач обучения, а также тренажер авиационного наводчика, предназначенный для подготовки и совершенствования навыков по управлению экипажами вертолетов при решении ими боевых задач.

- То, что сейчас создается, можно назвать серийными комплексами? Или это единичные экземпляры?

- Разработанный и созданный авиационный тренажер для нового типа летательного аппарата - это единичный экземпляр до тех пор, пока он не пройдет государственные испытания, после которых изделию будет присвоена литера О1, что свидетельствует уже о возможности серийной поставки данного продукта.

- Что самое сложное в производстве УТС?

- Оценка адекватности авиационного тренажера - один из ключевых моментов в его создании. Это связано едва ли не с самым трудным вопросом, который стоит перед производителем любого симулятора, - как правильно интегрировать человека в процесс обучения. Обучаемый на тренажере должен получить опыт работы с реальным оборудованием, практически совпадающий с тем опытом, который он мог бы получить в реальных условиях. Именно поэтому при создании авиационного тренажера так важно мнение профессиональных летчиков. Мы гордимся тем, что наши тренажеры испытывали ведущие российские летчики-испытатели и опытнейшие строевые летчики Вооруженных сил РФ.

"В условиях непредсказуемой санкционной политики выстраивать долгосрочные планы, опираясь на зарубежные поставки, крайне легкомысленно"

- Импортозамещение. Еще остались импортные компоненты? Или все наше?

- В ЦНТУ "Динамика" успешно реализуется программа импортозамещения. В условиях непредсказуемой санкционной политики выстраивать долгосрочные планы, опираясь на зарубежные поставки, крайне легкомысленно.

- Мы уже добрались по уровню до западных конкурентов?

- Да. С уверенностью можно сказать, что качество выпускаемых ЦНТУ "Динамика" авиационных технических средств обучения не уступает уровню западных конкурентов, а по ряду направлений превосходит их.

- Как происходит эксплуатация УТС? Сопровождение специалистами, гарантии, утилизация или модернизация старых комплексов.

- По данному направлению у предприятия налажено очень тесное и эффективное взаимодействие с военным ведомством. ЦНТУ "Динамика" осуществляет сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание поставляемых изделий на протяжении их полного жизненного цикла.

Гарантийный срок службы тренажера составляет 12-24 месяца, гарантийная наработка - 2 000 часов в течение гарантийного срока эксплуатации.

Ремонт составных частей тренажера осуществляется по состоянию, что обеспечивает существенное уменьшение уровня эксплуатационных расходов. Для обеспечения ТО предусмотрены запасные части, поставляемые вместе с тренажером. Все неисправные блоки, снятые с тренажера, направляются в ЦНТУ "Динамика" для дефектации, ремонта или замены.

После завершения гарантийного срока обеспечивается техническое сопровождение тренажера на протяжении всего периода его эксплуатации на договорной основе.

Модульная структура составных частей тренажера предполагает упрощенную процедуру их последующих модернизаций, потребность в которых может возникнуть у заказчика, например, в связи с модернизацией имеющегося парка вертолетов/самолетов, существенным улучшением характеристик систем визуализации, которые можно ожидать не ранее, чем через 7-8 лет, или же с появлением вычислительной техники нового поколения. Такого рода работы могут быть выполнены ЦНТУ "Динамика" по отдельному контракту.

- Эксплуатация в условиях пандемии?

- В ЦНТУ "Динамика" удалось выстроить работу так, чтобы пандемия не оказывала влияния на деятельность в части выполнения контрактных обязательств по гособоронзаказу. Все работы были выполнены в полном объеме в установленные сроки.

"Мы инвестируем в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности для подготовки летного и инженерно-технического состава"

- Закончился переход с аналоговой аппаратуры на цифровую? Как происходит внедрение цифровых технологий, искусственного интеллекта, роботизация процесса производства?

- Что касается современных тенденций, а именно внедрения искусственного интеллекта, роботизации производства, цифровой трансформации, - все эти направления для нас актуальны. Проводится работа по цифровой трансформации, оценка перспектив применения искусственного интеллекта, максимальной автоматизации производственных процессов.

Кроме того, для ЦНТУ "Динамика" очень актуально применение таких современных технологий, как виртуальная реальность. Мы инвестируем в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности в области разработки новейших технических средств обучения для подготовки летного и инженерно-технического состава.

С использованием шлема виртуальной реальности выполнена система визуализации учебно-тренировочного комплекса для подготовки парашютистов, разработан тренажер оператора внешней подвески вертолета.

По мере совершенствования виртуальных технологий они становятся все более востребованными для подготовки и обучения в авиации.

- Как УТС проходят испытания? Когда комплекс считается пригодным к эксплуатации?

- Тренажер считается пригодным к эксплуатации только после того, как пройдет государственные испытания. Их проводят опытные специалисты Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П. Чкалова. Их роль в проведении испытаний новых продуктов трудно переоценить. Летчики, штурманы и инженеры центра имеют уникальный опыт испытательных работ по оценке образцов российской авиационной техники и вооружения. Именно благодаря их квалификации и доскональным знаниям всех систем летательных аппаратов в ходе испытаний удается существенно повысить качество вновь разработанного обучающего оборудования и, в частности, адекватность имитации условий реального полета на тренажере.

Результат успешных испытаний - выдача рекомендации о возможности их серийного производства.

- Может ли пилот, который прошел подготовку на тренажере, сесть в самолет и полететь?

- Обучение летного состава включает в себя теоретическую, тренажерную и летную подготовки. Ни одну из них нельзя исключить, поскольку каждая имеет свое значение, и все три вида подготовки в комплексе дадут необходимый результат. При этом стоит отметить ценность тренажерной подготовки. С помощью тренажера летчика можно обучить действиям, которые нельзя отработать в реальном полете, при возникновении особых случаев: пожар, отказ двигателя, гидросистемы и др., а также при таких сложных видах полета, как дозаправка топлива в воздухе, групповые полеты и др.

Таким образом, тренажерная подготовка позволяет сократить время обучения летчиков, снизить его стоимость, но самое главное - существенно повысить безопасность полетов.

"Сегодня технологии настолько динамично меняются, что вопросы обучения и профессионального роста персонала становятся исключительно важными"

- С какими сложностями приходится бороться? Существует ли дефицит кадров?

- Приоритеты в области кадровой политики остаются неизменными: сохранять и по возможности приумножать кадровое ядро предприятия. Здесь, прежде всего, имеются в виду программисты, специалисты опытно-конструкторского бюро и производства, являющиеся носителями уникальных компетенций. Вот уже много лет они делают компанию признанным лидером отечественного авиатренажерного рынка. В последние годы их ряды пополнила талантливая работоспособная команда, благодаря которой сегодня предприятие уверенно набирает обороты в области беспилотной тематики. При этом нельзя забывать и про остальные подразделения ЦНТУ "Динамика", которые должны своевременно перестраиваться под меняющееся законодательство и новые требования. Сегодня технологии настолько динамично меняются, что вопросы обучения и профессионального роста персонала становятся исключительно важными.

- Олег Викторович, какие основные задачи стоят перед коллективом "Динамики" по тренажерам военных самолетов и вертолетов на будущее.

- Здесь можно говорить сразу о нескольких направлениях работ. Во-первых, это продолжение поставок серийных тренажеров. Сегодня технические средства обучения необходимы уже на этапе запуска летательного аппарата в серию. В связи с этим ведется тесное взаимодействие с российскими конструкторскими бюро по новым разработкам в авиационной отрасли.

Во-вторых - модернизация. Развитие технологий и элементной базы дает возможность обновления уже имеющегося парка тренажеров, которые в процессе жизненного цикла еще не выработали полностью свой ресурс. В этих условиях модернизация - отличный способ не только повысить качество моделирования и обучения, но и продлить срок службы тренажеров. Таким образом, модернизация существующего тренажерного парка - это постоянный резерв и дополнительный мощный стимул для развития собственных тренажерных компетенций ЦНТУ "Динамика".

В кооперации с партнерами компания продолжает разработку многофункциональных тактических тренажерных комплексов, которые позволяют проводить совместное обучение и отработку эффективного взаимодействия различных подразделений Вооруженных сил РФ.

Кроме того, как уже было сказано ранее, для предприятия актуальны такие направления, как внедрение искусственного интеллекта, роботизация производства, цифровая трансформация. Компания инвестирует в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности в области разработки новейших технических средств обучения для подготовки летного и инженерно-технического состава.

Специалисты ЦНТУ "Динамика" намерены и в дальнейшем заниматься разработкой и внедрением самых передовых научно-технических решений в изделия. Впереди у ЦНТУ "Динамика" много амбициозных планов. Их реализация позволит продолжать создавать конкурентоспособную продукцию мирового уровня и вносить достойный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Медиагруппа Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка