Военно-промышленный курьер
8 февраля 2022, 09:20
"Мотор Сич": турецкий форсаж
Турция заключила первый контракт на экспорт боевых беспилотных летательных аппаратов (БЛА) "Акынджи" (Akinci) компании "Байкар Макина" (Baykar Makina), двигатели для которого будет поставлять Украина
Реалии украинского авиадвигателестроения
Информационное освещение российскими СМИ ситуации в украинском оборонно-промышленном комплексе по состоянию на начало 2022 года вряд ли можно считать объективным. В этом освещении превалирует политическая составляющая, которая искажает реальную картину того, что в действительности происходит в украинском ОПК. Прежде всего это относится к украинскому авиадвигателестроению.
Вполне очевидно, что в настоящее время Украине не хватает экономических средств для реализации масштабных инвестиционных проектов в одиночку. Еще до скандала с Китаем по вопросу акционирования компании "Мотор Сич" украинская промышленность давно проявляла свой интерес в установлении партнерских отношений с западными компаниями.
Вполне естественно, что последствия разрыва сотрудничества "Мотор Сич" с китайскими инвесторами теперь во многом зависят от того, как разрешится ситуация с теми санкциями, которые Украина ввела против китайской стороны, и как будет удовлетворен неплатежеспособной Украиной иск в размере 3,6 миллиарда долларов. Какие дополнительные действия предпримет Китай после разразившегося скандала? Вряд ли Поднебесную можно отнести к тем странам, которые могут оставить без последствий разразившийся скандал с многомиллиардными убытками.
Компания "Мотор Сич" после 2014 года окончательно потеряла крупнейший для своей продукции российский рынок, а с 2021-го из-за разразившегося скандала лишила себя возможности лицензионного производства украинских авиадвигателей в Китае. Вполне естественно, что полученные к этому времени Китаем украинские технологии будут осваиваться, воспроизводиться и применяться на китайском рынке, но вряд ли "Мотор Сич" получит от этого какие-либо дивиденды.
На остальных сегментах мирового рынка, куда поставлялась и поставляется авиационная техника советского/российского производства, "Мотор Сич" будет сталкиваться с жестким противодействием предприятий российского ОПК и АО "Рособоронэкспорт", продвигающими свою аналогичную продукцию гражданского и военного назначения. В то же время реализация российской программы импортозамещения в области авиационного двигателестроения хоть и упрочила конкурентоспособность продукции и позиции предприятий оборонно-промышленного комплекса России на мировом рынке, но тем не менее пока не решила всех вопросов по целому спектру номенклатуры авиационных двигателей.
Конкретные примеры у всех на виду. Взять хотя бы программу компании "ОДК-Климов" (входит в Ростех) по созданию российского аналога турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, которым предполагалось оснастить транспортный самолет Ил-112В. Тендер на проведение ОКР по этому двигателю был объявлен Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) в 2015 году. В сентябре 2020-го Счетная палата фиксирует обнаружение на двигателе ТВ7-117В дефектов, корректировку сроков поставки силовой установки ТВ7-117СТ-01 ввиду задержки работ по самолету Ил-112В и проведения комплекса испытаний, необходимых для изготовления силовой установки ТВ7-117СТ-01. Тем не менее проблемы с двигателем не были устранены, что привело 17 августа 2021 года к катастрофе самолета Ил-112В.
Сегодня Украина производит авиационные двигатели практически всех типов, востребованных в военной и гражданской авиации. Исключение составляют турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой (ТРДДФ) для истребительной авиации типа АЛ-31Ф и АЛ-41Ф, выпускаемые в России.
В дело вступает Турция
Несмотря на осложнение отношений с КНР из-за разрыва сотрудничества "Мотор Сич" с китайскими инвесторами, украинское двигателестроение тем не менее сохраняет свои позиции на мировом рынке как за счет реализации действующих соглашений, так и за счет заключения новых контрактов.
В последние годы особенно важным для Украины стало двустороннее сотрудничество с Турцией в военно-технической и оборонно-промышленной сферах, включающее более 30 проектов. Это сотрудничество сегодня вышло на новый качественный уровень и остается одним из основных элементов украинско-турецкого стратегического партнерства.
Особенно большой потенциал имеет развитие двустороннего украинско-турецкого сотрудничества в авиакосмической отрасли. Учитывая соответствующий технологический потенциал Украины и динамику реализации Турцией стратегии развития собственного оборонно-промышленного комплекса, аэрокосмическая отрасль становится локомотивом углубления двустороннего стратегического сотрудничества. В повестке дня сегодня стоят вопросы поиска взаимовыгодных моделей создания в Турции совместных предприятий по производству авиационной техники на базе самолетов компании "Антонов", а также авиационных силовых установок на базе разработок запорожского госпредприятия "Ивченко-Прогресс".
Турция прилагает максимальные усилия для того, чтобы ворваться в список стран, самостоятельно создающих современную боевую авиацию. Помимо наращивания успеха в области разработки и серийного производства разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и барражирующих боеприпасов, Анкара ведет разработку собственного ударного вертолета и истребителя пятого поколения. В решении этой задачи Турции помогают украинские предприятия, в том числе запорожские "Мотор Сич" и "Ивченко-Прогресс", а также харьковский ФЭД, которые уже участвуют в турецких программах благодаря своим компетенциям.
В частности, "Ивченко-Прогресс" поставляет турецкой компании "Байрак дифенс" двигатели АИ-450Т для средневысотного БЛА большой продолжительности полета "Акынджи" (Akingi) класса MALE (medium-altitude, long-endurance). Турецкая компания выбирала свою силовую установку из двигателей украинского, французского и турецкого производства, остановив свой выбор на АИ-450Т.
АИ-450 - турбовальный двухроторный двигатель, разработанный предприятием "Прогресс" в 1988 году. Этот двигатель предназначен для легких вертолетов, самолетов и беспилотных аппаратов в классе взлетной массы 1500-4000 килограммов, может быть использован в составе как двухдвигательных, так и однодвигательных силовых установок летательных аппаратов, а также как вспомогательная силовая установка (ВСУ). Двигатель имеет очень высокий рабочий ресурс (12 тысяч часов), небольшой удельный расход топлива на крейсерском режиме полета - 0,297 кг/кгс•ч, небольшую массу - 103 килограмма и большую высотность - 12 тысяч метров. Мощность на взлетном режиме - 465 лошадиных сил, на крейсерском режиме - 300 лошадиных сил.
В мае 2021 года стало известно, что конструкторское бюро "Прогресс" начало испытания разработанного на Украине воздушного винта АИ-П500В5 (AI-P500V5). Этот пятилопастный воздушный винт, разработанный украинскими специалистами, создан для применения с двигателем AИ-450T в составе БЛА различного назначения.
Двигатель АИ-450Т прошел сертификацию государственной авиационной службы Украины и получил сертификат летной годности 6 августа 2021 года.
Сертификат типа TD0070 подтверждает соответствие двигателя АИ-450Т европейским нормам летной годности EASA CS-E. Эта модификация двигателя предназначена для БЛА и уже востребована в Турции, где его установили на беспилотник "Акынджи". Кроме того, планируется установка АИ-450Т на украинский разведывательно-ударный БЛА "Сокол-300", завершение разработки которого может произойти в ближайшей перспективе.
Планируется сертификация еще одной модификации семейства двигателей АИ-450 - АИ-450СР-2. Этим двигателем интересуются австрийцы, планируя установить его на новые австрийские учебно-тренировочные самолеты (УТС), разрабатываемые компанией CEA Design GmbH.
В 2018 году сообщалось о прохождении сертификации более ранней модификации двигателя АИ-450СР, который предназначался для установки на австрийские УТС типа DART-450 компании "Даймонд Эйркрафт Индастриз" (Diamond Aircraft Industries).
Как заявил глава предприятия "Прогресс" Игорь Кравченко, по контракту с компанией "Байкар дифенс" в Турцию уже поставлено 20 двигателей АИ-450Т для БЛА "Акынджи" и есть контракт на поставку еще более 20 двигателей этого типа.
Участие Украины в программе "Акынджи" проходит в рамках украинско-турецкого совместного предприятия ГП "Укрспецэкспорт" и компании "Байкар дифенс". Поставки украинских двигателей в Турцию начались в 2018 году, когда были экспортированы первые четыре АИ-450Т.
Благодаря украинскому двигателю, аналога которому в России пока нет, БЛА "Акынджи" имеет очень высокие тактико-технические характеристики: при максимальной взлетной массе 4500 килограммов масса полезной нагрузки составляет 1350 килограммов, аппарат может осуществлять полет продолжительностью до 24 часов на высотах до 12 200 метров и нести до 900 килограммов вооружения на внешних подвесках и до 450 килограммов во внутренних отсеках фюзеляжа.
Кроме того, предприятие "Мотор Сич" специально для тяжелой ударной версии БЛА "Акынджи" дорабатывает турбовинтовой двигатель МС-500В мощностью 1000 лошадиных сил, который также имеет перспективы выхода на турецкий рынок. Применение двух двигателей МС-500В в качестве силовой установки "Акынджи" позволит увеличить массу полезной нагрузки до 1500 килограммов и применять с беспилотника более широкий спектр авиационных средств поражения.
Перспективы стратегического партнерства
В своем заявлении для турецких СМИ технический директор компании "Байкар" Сельчук Байрактар отметил, в частности, что в структуре доходов компании 70 процентов приходится на экспорт, причем компания "Байкар Макина" иногда не успевает поставить дроны всем желающим. Кроме того, как только компания передала вооруженным силам Турции первые три БЛА "Акынджи", несколько зарубежных заказчиков заинтересовались покупкой этой модели, с одним из которых уже заключен первый экспортный контракт.
Расширение в ближайшей перспективе производства БЛА "Акынджи" в Турции для удовлетворения потребностей турецких вооруженных сил и зарубежных заказчиков потребует увеличения производства украинских двигателей типа АИ-450Т. В состав одной силовой установки "Акынджи" входят два таких двигателя.
Недавно в Турции состоялась презентация проекта перспективного реактивного ударного БЛА MIUS. Изготовление первого прототипа БЛА MIUS запланировано на 2023 год - к столетнему юбилею создания Турецкой Республики.
В качестве силовой установки этого аппарата будет применяться украинский адаптированный двухвальный ТРДДФ АИ-322Ф семейства АИ-25. По словам Кравченко, в настоящее время заканчивается сертификация этого двигателя, который является разработкой высокой готовности и экспортируется за рубеж.
"Отношения в сфере производства беспилотников между Украиной и Турцией, особенно в последние годы, получили стратегическое значение. Технология авиационной промышленности Украины на высшем уровне, на уровне мировых стандартов. И нам есть что друг другу дать в этом сотрудничестве. Мы уверены в том, что усилиями наших ученых, турецких и украинских, мы выйдем на новые горизонты по производству качественных беспилотных летательных аппаратов", - подчеркнул Халюк Байрактар.
Двигателями семейства АИ-25 в настоящее время оснащаются несколько моделей учебно-боевых самолетов, в частности китайские К-8J, L-15 и чешский L-39. При установке на турецкий БЛА MIUS АИ-322Ф позволит этому летательному аппарату достигать скорости порядка 900 километров в час.
Необходимо напомнить, что в 2011 году китайская авиапромышленная группа HAIG (Hongdu Aircraft Industry Group, входит в состав китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC) в Наньчане заключила с "Мотор Сич" контракт на поставку 250 двигателей АИ-222К-25 для оснащения УТС L-15 (JL-10), который был полностью выполнен к середине прошлого десятилетия.
В последующем ГП "Ивченко-Прогресс" специально по заказу HAIG разработало для применения на серийных самолетах L-15А и L-15B модифицированный двигатель АИ-222К-25Ф с форсажной камерой, который после 2014 года был переименован в двигатель АИ-322 (АИ-322Ф). ТРДД АИ-322Ф представлял собой АИ-222К-25Ф, но с полной украинской локализацией, поскольку до этого времени "холодная" часть двигателя АИ-222К-25/К-25Ф производилась по кооперации российским НПЦ газотурбостроения "Салют" (входит в ОДК госкорпорации "Ростех").
В 2016-м АО "Мотор-Сич" заключило контракт на поставку в Китай серийных двигателей АИ-322 (предположительно 200 двигателей), поставки велись с 2017 года. В частности, сообщалось, что в 2019-м "Мотор-Сич" отправило AVIC International Holding Corporation 45 двигателей АИ-322 (на сумму около 84 миллионов долларов), а в 2020 году - 88 двигателей АИ-322 (165 миллионов), что сформировало значительную часть загрузки и выручки запорожского предприятия. До скандала с Китаем по вопросу акционирования компании "Мотор Сич" был заключен новый контракт на поставку в КНР еще 400 двигателей АИ-322 ориентировочной стоимостью около 800 миллионов долларов.
Двигатель АИ-322Ф также выбран для разрабатываемого на Украине малозаметного ударного БЛА ACE ONE. Официальная презентация этого амбициозного проекта состоялась осенью 2021 года на выставке "Оружие и безопасность-2021".
По расчетам максимальная взлетная масса БЛА должна составить 7,5 тонны, скорость - 950 километров в час, дальность действия - 1500 километров. Масса полезной нагрузки во внутренних отеках аппарата составит 1000 килограммов. Практический потолок - 13 500 метров. Для аппарата выбрана аэродинамическая схема "летающее крыло", а по своей конфигурации он весьма близок российскому БЛА С-70 "Охотник" и американскому БЛА X-47B.
Разработку аппарата ведет частная компания, в которую вошла группа украинских инженеров, сформированная бывшим руководителем госкорпорации "Антонов" Александром Лосем и бывшим руководителем Государственного космического агентства Украины Владимиром Усовым.
Вертолеты турецкие, двигатели украинские
Украина также надеется получить контракт на поставку Турции двигателей для турецкого вертолета ATAK-II. Турбовальный двигатель (ТВД) ТВ3-117ВМА - СБМ1В 1 серии производства компании "Мотор Сич" был представлен в Анкаре на 15-й международной выставке оборонной промышленности IDEF 2021. Двигатель был размещен на стенде турецкой компании "Теркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries - TAI) рядом с натурным макетом перспективного турецкого ударного вертолета тяжелого класса ATAK-II.
Совместная демонстрация макета турецкого перспективного вертолета и украинского двигателя свидетельствует об устойчивой ориентации турецкой вертолетной промышленности на украинские силовые установки. Как сообщалось 29 июня 2021 года, "Мотор Сич" и компания "Теркиш Аэроспейс Индастриз" подписали контракт на поставку партии из 14 турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В 1 серии. Соответствующее сообщение было опубликовано в официальном Twitter компании. Согласно условиям соглашения первые два двигателя должны были быть поставлены в Турцию в сентябре 2022 года, а остальные 12 двигателей - до 2025-го. С высокой вероятностью можно полагать, что ТВ3-117ВМА-СБМ1В 1 серии станет силовой установкой перспективного турецкого вертолета тяжелого класса ATAK-II, который по своим возможностям довольно схож с американским AH-64 Apache.
Как отмечают украинские эксперты, сотрудничество компании "Мотор Сич" и турецкой TAI не ограничится только поставками двигателей для нового ударного вертолета. Как сообщил в недавнем интервью изданию "Укринформ" генеральный директор "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, партнерство с TAI предусматривает создание и продажу для турецкой компании целого ряда других систем.
"Я встречался с Реджепом Эрдоганом, ездил в составе делегации. Турция демонстрирует серьезные планы в части авиации. Они просят нас сделать редуктор и все остальное, необходимое для вертолета, кроме фюзеляжа. Фюзеляж у них уже стоит хороший", - сказал Богуслаев.
Таким образом, речь может идти о разработке и поставке всей силовой установки для ударного вертолета, на которую приходится довольно существенная часть стоимости винтокрылой машины. В свою очередь, полагают эксперты, применение большого количества сложных украинских систем в конструкции вертолета ATAK-II открывает возможность локализации его производства на Украине, где он впоследствии сможет заменить устаревшие советские вертолеты Ми-24.
Ударный вертолет ATAK-II начал разрабатываться в 2019 году, а первый полет опытного образца с украинскими двигателями запланирован на 2023-й. Эта винтокрылая машина примерно в два раза превосходит по грузоподъемности имеющиеся сейчас в армии Турции разведывательно-ударные вертолеты Т129 АТАК и впоследствии должна стать основной ударной силой турецкой армейской авиации.
ATAK-II со взлетной массой 11 тонн сможет нести до 1500 килограммов разнообразного вооружения и автоматическую пушку калибра 30 миллиметров.
Кроме того, амбициозный проект Турции по созданию собственного истребителя пятого поколения TF-X также не обошелся без участия украинских компаний.
Двустороннее сотрудничество Украины и Турции в военно-технической и оборонно-промышленной сферах, включающее более 30 проектов, за последнее время выведено на новый качественный уровень и остается одним из основных элементов украинско-турецкого стратегического партнерства.
"В повестке дня наших отношений среди прочего стоят вопросы поиска взаимовыгодных модальностей создания в Турции совместных предприятий по производству авиационной техники на базе самолетов компании "Антонов", а также авиационных силовых агрегатов на базе разработок госпредприятия "Ивченко-Прогресс", - заявил украинский посол в Турции Андрей Сибига. Он также выразил надежду, что самолеты семейства Ан будут в среднесрочной перспективе производиться в Турции. Среди перспективных направлений посол Украины также назвал сотрудничество в сфере бронетанкового двигателестроения и освоения космоса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
ВСМПО-АВИСМА третий год подряд вошла в рейтинг лучших работодателей России
Ноябрь 15, 2024
Незадекларированные украшения на 2,6 млн рублей обнаружили шереметьевские таможенники у пассажира из Стамбула
Ноябрь 15, 2024
Jeppesen поднимает цены
Ноябрь 15, 2024
ЦАГИ примет участие в авиасалоне ДАКС-2025