Московский авиационный центр
26 апреля 2022, 17:41
Исполняя свой долг - о чернобыльцах Московского авиацентра
Дата 26 апреля 1986 года вошла в историю нашей страны и мира черным днем страшной катастрофы на Чернобыльской атомной станции
Пропуск в зону отчуждения
Сергей Буслюк попал в Чернобыль из учебного авиационного центра города Торжка с последней партией вертолетов, сразу после 10 мая и пробыл там целый месяц.
"Утром в воскресенье подняли всю эскадрилью по тревоге. Мы думали, что она учебная, но нам объявили, что все серьезно и надо собирать "тревожные" чемоданы. Вертолеты отправили в Чернигов, я же попал уже в последнюю партию, - рассказал Сергей Буслюк. - Когда произошла эта трагедия не верилось, что Чернобыль с нами останется навсегда. Казалось, еще чуть-чуть - и самое страшное окажется позади, в прошлом. Мы ошибались - Чернобыльская трагедия живет в каждом, кто прошел через этот ад. Те, кто работал там с первых чисел мая, прекрасно помнят, что каждый день открывал новые грани трагедии - ясно, что справиться с ней будет невозможно ни в ближайшие дни, ни в ближайшие месяцы, ни в ближайшие годы".
Перед экипажами Ми-26, которые обслуживал Сергей Буслюк, тогда поставили следующую задачу: поливать дороги и площадки в Припяти сахарной патокой, чтобы прибить к земле радиоактивную пыль. Практически сразу после аварии город приобрел "специальный статус" закрытого населенного пункта. Для того чтобы попасть в Припять, нужно было иметь специальный пропуск; они бывали разных уровней допуска - "Пропуск в Чернобыль", "Пропуск в Припять", "Пропуск везде". Документы проверяли на въезде в город - попасть в Припять случайному человеку в то время было абсолютно нереально.
"Авиатехникам выдали приборы-накопители, которые считали ежедневную дозу радиации. Никаких изменений в самочувствии мы не почувствовали. На здоровье никто не жаловался, в отличие от летчиков". - вспоминает Сергей.
По словам Сергея, после прибытия эскадрильи в Торжок вертолеты пытались очистить и отмыть. Но радиация никуда не исчезла. В итоге, винтокрылые машины просто списали в утиль.
"В Московском авиационном центре я авиатехник по радиооборудованию. Работаю здесь с 2008 года и делаю то, что делал всегда- обслуживаю вертолеты Ми-26, Ка-32 и ВК117С-2".
Человек с "Лепеском"
Специалист по гражданской обороны Московского авиацентра Владимир Макеев в 1986 году служил в Киеве в отдельном механизированном полку ГО. На тот момент, когда произошла Чернобыльская авария, он был старшим лейтенантом 26 лет.
"Об аварии я узнал 26 апреля, когда нас подняли по тревоге. Мы были дома, за нами приехал транспорт. Привезли в полк. Построились. Сказали, что произошло. Создали мобильный отряд. Через несколько часов мы направились в сторону Чернобыля", - вспоминает Владимир.
В Припяти он проработал восемь суток. В его задачу входило измерение уровня радиации в воздухе.
"Приборы РХБ разведки я изучал в своем училище, так что проблем с освоением новой должности у меня не возникло. Первые сутки мы постоянно были на ногах. Носили химзащиту с пропиткой и маски-лепестки и перчатки. Были видны одни глаза - остальное все закутано. Каждые два часа ездили делать замеры радиации. Время от выезда до выезда - на отдых. Работа и есть работа. Ее надо выполнять", - рассказал Владимир.
Можно только представить, что чувствовал старший лейтенант Макеев, когда видел, как зашкаливает стрелка на шкале дозиметрического прибора (ДП-3Б)… Сколько мужества потребовалось в той непростой обстановке, когда нельзя было поддаваться панике, несмотря на реальную угрозу жизни, продолжать выполнять свои служебные обязанности!
Кроме того, Владимир Макеев участвовал в эвакуации населения из города. Силами сотрудников МВД и других организаций были эвакуированы все жители -свыше 47 тысяч человек.
После получения предельно допустимой дозы радиации Макеева вывели из 30-километровой зоны отчуждения, где он до 3 мая проверял на уровень радиационной зараженности автотранспорт.
Вернулся Владимир в Киев в ночь с 3 на 4 мая. По его словам, ему казалось, что он вернулся домой с фронта с победой. Героями их тогда, действительно, не считали, хотя Макеева и наградили госнаградой СССР - медалью "За отличие в воинской службе" I степени. Но приобретенные Владимиром Макеевым заболевания врачи не связали с его участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС: "Годен к строевой!".
Владимир ежегодно встречается с коллегами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. По его словам, "старая дружба не ржавеет".
"Каждый год 26 апреля ездим на Митинское кладбище. Для нас это важная дата. Потом собираемся где-нибудь за столом и говорим о личном, не о катастрофе", - поделился он.
По словам Владимира Макеева, авария на АЭС научила мир многому. Важно помнить, что мир очень хрупкий, нужно его беречь.
В повседневной жизни он редко вспоминает участие в ликвидации чернобыльской катастрофы. Но отмечает, что в случае возникновения подобной чрезвычайной ситуации не раздумывая пошел бы на ее ликвидацию.
Сегодня Владимир Макеев так же, как и много лет назад посвящает свою жизнь спасению людей. Работая в авиации экстренного реагирования Московского авиацентра, он каждый день находится на страже безопасности столицы и ее жителей.
Московский авиационный центр выражает искренние слова благодарности всем ликвидаторам за их мужество, героизм и самопожертвование. Героям-ликвидаторам и их семьям пожелаем спокойствия, мира и крепкого здоровья, пусть никакие беды и разрушения не коснутся вас! А мы будем вечно помнить тот великий подвиг, который совершили для нас эти смелые и храбрые люди....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 9, 2024
XXIII встреча участников Авиационного пресс-клуба состоялась в Москве
Декабрь 19, 2024
Три аэропорта "Аэродинамики" заместили американское решение на отечественную систему Итилиум от Деснола