АО "Авиасалон"
29 июля 2022, 15:44
Ту-134: первый полет и долгий век жизни
29 июля 1963 года состоялся первый полет реактивного пассажирского самолета Ту-134, ставшего одним из самых массовых авиалайнеров в истории гражданской авиации СССР
Основу парка ближнемагистральных самолетов в СССР и странах соцлагеря в начале 1960-х годов составляли морально устаревающие поршневые Ил-14, бравшие на борт до 36 пассажиров. В это же время начиналась реактивная эпоха гражданской авиации. В конце 1950-х на международных авиалиниях появился французский самолет CMC SE-210 "Каравелла" с двумя турбореактивными двигателями, расположенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Такая схема позволяла улучшить аэродинамику самолета и снизить уровень шума в салоне и кабине экипажа. Прокатившийся на "Каравелле" генеральный секретарь компартии СССР Никита Хрущев был впечатлен отсутствием шума и вибраций в салоне, что выгодно отличало иномарку от отечественного Ту-104. К тому же первый советский реактивный пассажирский лайнер использовался в основном на международных авиалиниях и особенно загруженных маршрутах внутри страны. "Аэрофлоту" же требовался самолет для региональных линий с дальностью до 2000 км, крейсерской скоростью 800-900 км/ч на высоте 10-12 тыс. метров, пассажировместимостью не менее 40 человек, способный взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.
1 августа 1960 года вышло постановление Совмина СССР о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А. Опыт разработки и освоения первых реактивных пассажирских самолетов позволил коллективу ОКБ А.Н. Туполева в относительно короткий срок создать новый ближнемагистральный лайнер: на проектирование и постройку опытного образца ушло три года. Самолет собрали в первой половине 1963 года, а уже 29 июля экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Александром Калиной совершил на нем первый полет, после чего начинаются летные и сертификационные испытания. С 20 ноября 1963 года машина получает новое название - Ту-134.
Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом, двумя турбореактивными двигателями в хвостовой части фюзеляжа и горизонтальным Т-образным оперением. При посадке на короткие взлетно-посадочные полосы или при пониженном коэффициенте сцепления в плохих погодных условиях использовались тормозные парашюты. В одноклассной компоновке самолет был способен перевозить до 72 пассажиров. Серийный выпуск Ту-134 осуществлялся на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 годы.
Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967 года, когда первый лайнер этого типа совершил рейс по трассе Москва - Адлер. Для своего времени самолет отличался высоким уровнем комфорта. Первое время он обслуживал в основном международные авиалинии и связывал Москву с крупными городами страны, а начиная с начала 1970-х Ту-134 становится главным самолетом на региональных линиях. В ноябре 1968 года Ту-134 был сертифицирован в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Всего в рамках экспортных контрактов соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны было поставлено 134 машины.
Судьба самолета складывалась удачно: в общей сложности было построено 852 самолета в различных модификациях, включая пассажирские, машины специального назначения, несколько учебных версий для подготовки экипажей летчиков и штурманов морской и стратегической авиации, обучения штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации, летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники, сельскохозяйственную и другие версии. Большой популярностью пользовалась VIP-модернизация самолета.
До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн пассажиров. В середине 1990-х - начале 2000-х спрос на Ту-134 был настолько высок, что стал актуальным реэкспорт самолетов из Восточной Европы. Время шло, и на смену Ту-134 должны были прийти новые, более совершенные машины. В 2002 году, после выхода новых норм по допустимому уровню шума, география применения "свистка", как его называли за вытянутый фюзеляж и сильный гул двигателей, все время сужалась. "Аэрофлот" продолжал эксплуатацию Ту-134 вплоть до 2008 года: самолет был выведен из эксплуатации на международных рейсах, но продолжал летать на авиалиниях России и СНГ. Последний регулярный рейс Ту-134 совершил 22 мая 2019 года. Тогда самолет авиакомпании "Алроса" с 72 пассажирами на борту совершил перелет из Мирного в Новосибирск, где остался навсегда в качестве экспоната Музея истории авиации аэропорта "Толмачево". В настоящее время в гражданской авиации на смену Ту-134 пришел SSJ100, ставший первым гражданским самолетом, разработанным в стране в постсоветский период и запущенным в крупносерийное производство.
Уважение и интерес к истории российской и советской авиации - отличительная черта МАКС, привлекающая на салон тысячи любителей и энтузиастов авиации. Заслуженный Ту-134 посетители авиасалона могли увидеть в 2007 году, когда банк "Московский Капитал" представил переоборудованный учебно-боевой Ту-134-УБЛ в пассажирский вариант Ту-134Б-3 в VIP-исполнении, запомнившийся эффектной ливреей, делавшей внешний облик самолета неожиданно современным. На МАКС-2013 благодаря сотрудничеству Авиасалона с клубом "Альбатрос-Авиа" посетители МАКС могли увидеть Ту-134А на статической стоянке, где можно было посмотреть кабину самолета и выставку авиационной фотографии в салоне лайнера. В 2019 году организаторы салона поддержали проект, в рамках которого Ту-134 совершил редкий в то время пассажирский рейс и был доступен для посещения на статической экспозиции МАКС: соединяя эпохи, из терминала "Внуково-3" на авиасалон в Жуковском прилетел самолет в VIP-компоновке, принадлежащий авиакомпании "Космос", на борту которого находилось 40 туристов из России, Западной и Восточной Европы.
Надеемся видеть все больше легендарных самолетов прошлого в исторической экспозиции МАКС и ждем на МАКС-2023 импортозамещенную версию SSJ-NEW - "сменщика" легендарного Ту-134!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали