Известия
16 августа 2022, 07:37
Поделиться
Ресурс-фактор: авиаторы попросили продлить срок службы двигателей для Ми-8
Бизнес призвал власти увеличить разрешенный срок использования двигателей одной из самых массовых линеек вертолетов - Ми-8
Бизнес призвал власти увеличить разрешенный срок использования двигателей одной из самых массовых линеек вертолетов - Ми-8. Большинство этих моторов уже практически выработали предписанное производителем время, после чего эксплуатировать аппараты будет нельзя, следует из протокола конференции Росавиации (есть у "Известий"). Utair попросила ведомство подключить к решению вопроса Минпромторг, чтобы тот обратился к разработчику двигателя ("ОДК-Климов") с просьбой продлить срок использования с назначенных 7,5 тыс. часов до 9 тыс. часов. "ОДК" уже занимается этим вопросом, сообщили в пресс-службе корпорации.
Продлить ресурс
Крупнейший в России эксплуатант вертолетов - компания Utair - обратилась к властям с предложением продлить заканчивающийся ресурс двигателя для популярных вертолетов Ми-8 и Ми-172. Ресурсом двигателя называется время, в течение которого аппарат можно использовать до следующего ремонта. С просьбой обратился гендиректор "ЮТэйр - инжиниринг" (входит в группу Utair) Алексей Будник на летно-технической конференции в Росавиации в июле. У "Известий" есть копия протокола встречи.
"Ресурсное состояние двигателей ТВ3-117 (изготовители "ОДК Климов", "МоторСич") для большинства эксплуатируемых вертолетов Ми-8МТВ/АМТ, Ми-172 приближается к предельному уровню. Решением представляется увеличение назначенного ресурса", - рассказал гендиректор "ЮТэйр-инжиниринг" Алексей Будник, указано в документе.
Топ-менеджер подтвердил "Известиям" эту информацию.
Назначенный ресурс двигателя сегодня составляет 7,5 тыс. часов. Utair предлагает продлить его до 9 тыс. часов.
"Вопрос безотлагательный, требующий решения в 2022 году для обеспечения перевозчиков двигателями с достаточным ресурсом в 2023 году, включая поддержку нефтегазодобывающего комплекса и социально значимых перевозок в труднодоступные районы", - сказано в протоколе.
В компании предложили Росавиации привлечь к решению проблемы Минпромторг.
В пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в "Ростех") "Известиям" сообщили, что "ОДК-Климов" является держателем сертификата типа двигателя ТВ3-117 и уже прорабатывает варианты решения проблемы с его ресурсом совместно с ГосНИИ гражданской авиации и Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова.
- Чтобы увеличить ресурс любому авиационному изделию, требуется провести комплекс специальных ресурсных испытаний, в том числе летных. Испытания призваны подтвердить надежную эксплуатацию изделия при новых ресурсах, определенных сверх тех, которые были защищены ранее, они являются обязательными, - добавили в ОДК.
В пресс-службе Минпромторга не ответили на запрос редакции. Представитель Utair не предоставила комментариев. Источник в другом крупном операторе вертолетного парка сообщил, что их эта проблема пока не касается - средний возраст машин не такой большой.
Вечный двигатель
Семейство Ми-8 (модификация Ми-172 также относится к нему) составляет основу российского вертолетного парка. По данным "Вертолетов России", Ми-8 с учетом всех моделей - самый популярный в мире двухдвигательный вертолет, их выпущено более 12 тыс. штук. Эти машины сегодня выполняют и коммерческие перевозки пассажиров и грузов, доставляют вахтовиков на шельфовые месторождения, используются для эвакуации людей в санавиации.
По данным Росавиации (последнее обновление опубликовано в феврале), в коммерческой авиации в РФ эксплуатируется 744 вертолета линейки Ми-8; 803 из них сертифицированы для выполнения авиаработ. ТВ3-117, который на них устанавливался с советских времен, постепенно завоевал весь рынок двигателей для вертолетов среднего класса, признавали в ОДК. C момента создания агрегата было выпущено более 25 тыс. экземпляров. Сегодня он все еще занимает колоссальный объем рынка, заявил "Известиям" источник в сфере вертолетных перевозок.
До 2014 года двигатель собирали на "ОДК-Климов" из украинских комплектующих. После предприятие перешло на сборку ТВ3-117 из российских деталей. В 2016 году началось серийное производство современных двигателей для средних вертолетов ВК-2500 (тоже модификация ТВ3-117). В 2021 году "ОДК-Климов" выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, отчитывалась компания в марте.
Но возможности по выпуску ВК-2500 сегодня крайне ограничены, заменить весь пул ТВ3-117 ими не получится, считает топ-менеджер российской компаний по ремонту авиатехники.
- Кроме того, на старые модификации Ми-8 подходят только ТВ3-117. Плюс нужно обслуживать потребности в новых двигателях самого производителя ("Вертолеты России", также входят в "Ростех". - "Известия"), - уточнил собеседник.
Ресурс двигателя ТВ3-117, разработанного в 60-70-х годах прошлого века, продлевали уже не единожды: с 3 тыс. часов в 1993 году до 6 тыс., а позднее и до нынешних 7,5 тыс. часов. Об этом рассказал источник "Известий", близкий к производителю.
Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что продлевать ресурс агрегатов стоит не по конкретному сроку, а по состоянию. То есть регулярно проверять двигатель и параметры его работы и, если все в норме, продолжать его эксплуатировать.
- В целом мировая современная авиапрактика - это переход на эксплуатацию по состоянию. Тогда двигатель работает до тех пор, пока это выгодно. В конце концов, ремонты станут слишком частыми и дорогими, и эксплуатанту будет выгоднее купить новый двигатель. Конкретно по ТВ3-117 - срок и опыт его эксплуатации колоссальные. Этих собранных за годы данных, я думаю, достаточно, чтобы можно было разработать программу эксплуатации, при которой ресурсные показатели двигателя будут еще увеличены, - добавил Олег Пантелеев.
Заменить весь пул ТВ3-117 его новыми модификациями действительно вряд ли получится, согласился эксперт. Программы ОДК сильно зависят от программ выпуска самих "Вертолетов России", которым выгоднее производить новые машины, комплектуя их и новыми двигателями, пояснил он.
"Известия" направили запрос в пресс-службу "Вертолетов России".
Как напомнил военный эксперт Владислав Шурыгин, первые ТВ3-117 имели ресурс менее 1 тыс. часов, но по мере накопления опыта производства и эксплуатации их надежность совершенствовалась, рос и этот параметр.
- Обычно увеличение ресурса - техническая процедура. Кроме того, она касается достаточно возрастных вертолетов в парке авиакомпаний - Ми-8МТ. Конечно, таких машин и в России, и по всему миру очень много, - сказал эксперт.
Да и проблемы старых Ми-8 одними двигателями не исчерпываются - другие компоненты воздушных судов тоже требуют продления. Рано или поздно авиакомпаниям все равно придется переходить на новые винтокрылые машины, произведенные недавно, считает эксперт....