О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ресурс-фактор: авиаторы попросили продлить срок службы двигателей для Ми-8

Бизнес призвал власти увеличить разрешенный срок использования двигателей одной из самых массовых линеек вертолетов - Ми-8

Бизнес призвал власти увеличить разрешенный срок использования двигателей одной из самых массовых линеек вертолетов - Ми-8. Большинство этих моторов уже практически выработали предписанное производителем время, после чего эксплуатировать аппараты будет нельзя, следует из протокола конференции Росавиации (есть у "Известий"). Utair попросила ведомство подключить к решению вопроса Минпромторг, чтобы тот обратился к разработчику двигателя ("ОДК-Климов") с просьбой продлить срок использования с назначенных 7,5 тыс. часов до 9 тыс. часов. "ОДК" уже занимается этим вопросом, сообщили в пресс-службе корпорации. Продлить ресурс Крупнейший в России эксплуатант вертолетов - компания Utair - обратилась к властям с предложением продлить заканчивающийся ресурс двигателя для популярных вертолетов Ми-8 и Ми-172. Ресурсом двигателя называется время, в течение которого аппарат можно использовать до следующего ремонта. С просьбой обратился гендиректор "ЮТэйр - инжиниринг" (входит в группу Utair) Алексей Будник на летно-технической конференции в Росавиации в июле. У "Известий" есть копия протокола встречи. "Ресурсное состояние двигателей ТВ3-117 (изготовители "ОДК Климов", "МоторСич") для большинства эксплуатируемых вертолетов Ми-8МТВ/АМТ, Ми-172 приближается к предельному уровню. Решением представляется увеличение назначенного ресурса", - рассказал гендиректор "ЮТэйр-инжиниринг" Алексей Будник, указано в документе. Топ-менеджер подтвердил "Известиям" эту информацию. Назначенный ресурс двигателя сегодня составляет 7,5 тыс. часов. Utair предлагает продлить его до 9 тыс. часов. "Вопрос безотлагательный, требующий решения в 2022 году для обеспечения перевозчиков двигателями с достаточным ресурсом в 2023 году, включая поддержку нефтегазодобывающего комплекса и социально значимых перевозок в труднодоступные районы", - сказано в протоколе. В компании предложили Росавиации привлечь к решению проблемы Минпромторг. В пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в "Ростех") "Известиям" сообщили, что "ОДК-Климов" является держателем сертификата типа двигателя ТВ3-117 и уже прорабатывает варианты решения проблемы с его ресурсом совместно с ГосНИИ гражданской авиации и Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова. - Чтобы увеличить ресурс любому авиационному изделию, требуется провести комплекс специальных ресурсных испытаний, в том числе летных. Испытания призваны подтвердить надежную эксплуатацию изделия при новых ресурсах, определенных сверх тех, которые были защищены ранее, они являются обязательными, - добавили в ОДК. В пресс-службе Минпромторга не ответили на запрос редакции. Представитель Utair не предоставила комментариев. Источник в другом крупном операторе вертолетного парка сообщил, что их эта проблема пока не касается - средний возраст машин не такой большой. Вечный двигатель Семейство Ми-8 (модификация Ми-172 также относится к нему) составляет основу российского вертолетного парка. По данным "Вертолетов России", Ми-8 с учетом всех моделей - самый популярный в мире двухдвигательный вертолет, их выпущено более 12 тыс. штук. Эти машины сегодня выполняют и коммерческие перевозки пассажиров и грузов, доставляют вахтовиков на шельфовые месторождения, используются для эвакуации людей в санавиации. По данным Росавиации (последнее обновление опубликовано в феврале), в коммерческой авиации в РФ эксплуатируется 744 вертолета линейки Ми-8; 803 из них сертифицированы для выполнения авиаработ. ТВ3-117, который на них устанавливался с советских времен, постепенно завоевал весь рынок двигателей для вертолетов среднего класса, признавали в ОДК. C момента создания агрегата было выпущено более 25 тыс. экземпляров. Сегодня он все еще занимает колоссальный объем рынка, заявил "Известиям" источник в сфере вертолетных перевозок. До 2014 года двигатель собирали на "ОДК-Климов" из украинских комплектующих. После предприятие перешло на сборку ТВ3-117 из российских деталей. В 2016 году началось серийное производство современных двигателей для средних вертолетов ВК-2500 (тоже модификация ТВ3-117). В 2021 году "ОДК-Климов" выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, отчитывалась компания в марте. Но возможности по выпуску ВК-2500 сегодня крайне ограничены, заменить весь пул ТВ3-117 ими не получится, считает топ-менеджер российской компаний по ремонту авиатехники. - Кроме того, на старые модификации Ми-8 подходят только ТВ3-117. Плюс нужно обслуживать потребности в новых двигателях самого производителя ("Вертолеты России", также входят в "Ростех". - "Известия"), - уточнил собеседник. Ресурс двигателя ТВ3-117, разработанного в 60-70-х годах прошлого века, продлевали уже не единожды: с 3 тыс. часов в 1993 году до 6 тыс., а позднее и до нынешних 7,5 тыс. часов. Об этом рассказал источник "Известий", близкий к производителю. Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что продлевать ресурс агрегатов стоит не по конкретному сроку, а по состоянию. То есть регулярно проверять двигатель и параметры его работы и, если все в норме, продолжать его эксплуатировать. - В целом мировая современная авиапрактика - это переход на эксплуатацию по состоянию. Тогда двигатель работает до тех пор, пока это выгодно. В конце концов, ремонты станут слишком частыми и дорогими, и эксплуатанту будет выгоднее купить новый двигатель. Конкретно по ТВ3-117 - срок и опыт его эксплуатации колоссальные. Этих собранных за годы данных, я думаю, достаточно, чтобы можно было разработать программу эксплуатации, при которой ресурсные показатели двигателя будут еще увеличены, - добавил Олег Пантелеев. Заменить весь пул ТВ3-117 его новыми модификациями действительно вряд ли получится, согласился эксперт. Программы ОДК сильно зависят от программ выпуска самих "Вертолетов России", которым выгоднее производить новые машины, комплектуя их и новыми двигателями, пояснил он. "Известия" направили запрос в пресс-службу "Вертолетов России". Как напомнил военный эксперт Владислав Шурыгин, первые ТВ3-117 имели ресурс менее 1 тыс. часов, но по мере накопления опыта производства и эксплуатации их надежность совершенствовалась, рос и этот параметр. - Обычно увеличение ресурса - техническая процедура. Кроме того, она касается достаточно возрастных вертолетов в парке авиакомпаний - Ми-8МТ. Конечно, таких машин и в России, и по всему миру очень много, - сказал эксперт. Да и проблемы старых Ми-8 одними двигателями не исчерпываются - другие компоненты воздушных судов тоже требуют продления. Рано или поздно авиакомпаниям все равно придется переходить на новые винтокрылые машины, произведенные недавно, считает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка