О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-214Р в специальной военной операции на Украине: не прошло и года

24 сентября 2022 года, согласно информации, просочившейся в прессу, в ходе специальной военной операции на Украине ВС РФ впервые применили самолет-разведчик Ту-214Р

Примерно семь месяцев назад, когда специальная военная операция (СВО) на Украине только началась, и мы все были воодушевлены ее достижениями и надеждой на скорую победу, автором настоящей статьи был опубликован материал "Спецоперация России на Украине: развеять туман войны". Одним из ключевых тезисов указанной статьи являлось обоснование необходимости обязательного применения в ходе спецоперации на Украине новейших самолетов-разведчиков Ту-214Р.

На момент написания той статьи никакой информации о применении Ту-214Р в ходе спецоперации не было, хотя данные о том, что этот самолет испытывали в Сирии, были. Более полугода ничего не менялось, самолеты Ту-214Р в ходе спецоперации, судя по всему, не применялись, колонны украинской бронетехники безнаказанно выдвигались на передовую, новейшие американские реактивные системы залпового огня (РСЗО) HIMARS (по сути, в текущем исполнении "Хаймарсы" - это не РСЗО, а тактические ракетные комплексы управляемого вооружения класса "земля-земля") и гаубицы M777 безнаказанно наносят удары по вооруженным силам Российской Федерации (ВС РФ), мирным населенным пунктам и особо опасным объектам, таким как Запорожская атомная электростанция (АЭС).

Чуть позже, в июне 2022 года, необходимость использования самолетов Ту-214Р рассматривалась в статье "Вопросы по использованию самолетов ДРЛО, разведки и боевого управления в ходе СВО на Украине".

И вот наконец 24 сентября 2022 года, согласно информации, просочившейся в прессу, в ходе специальной военной операции на Украине ВС РФ впервые применили самолет-разведчик Ту-214Р.

Свершилось. Не прошло и года, всего-то - 7 месяцев.

Хотя первый из двух заказанных самолетов-разведчиков Ту-214Р поднялся в воздух еще в далеком мае 2012 года - более десяти лет назад.

Ту-214Р - долгий путь в небо

Ту-214Р - это самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки. Его задачи отличаются от задач самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) типа А-50. Вместо грибообразной антенны над фюзеляжем, имеющейся у самолета А-50, Ту-214Р оборудован боковыми конформными радиолокационными станциями (РЛС) с фазированными антенными решетками (ФАР), расположенными вдоль фюзеляжа. Впрочем, основное отличие Ту-214Р не в расположении РЛС, поскольку существуют и самолеты ДРЛО, у которых РЛС также расположены вдоль бортов фюзеляжа.

Основное отличие - это приоритетная работа по выявлению, распознаванию и селекции наземных целей, и наведению на них различных средств их уничтожения - артиллерии, РСЗО, авиации. Не исключено, что Ту-214Р умеет работать и по воздушным целям, но в приоритете для него именно наземные (возможно, что и надводные). Также на Ту-214Р имеется оптико-электронная система высокого разрешения "Фракция", предположительно, благодаря которой можно обеспечить эффективное распознавание, обнаруженных целей.

Далее, началась какая-то кутерьма - по открытым данным, опубликованным в средствах массовой информации (СМИ), Главное разведывательное управление (ГРУ), к которому относится самолет, осталось недовольно Ту-214Р, в первую очередь его продолжительностью полета, и направило в МО РФ письмо с предложением отказаться от дальнейших закупок этой машины.

Во-первых, почему Ту-214Р вообще относится к ГРУ - чтобы усложнить взаимодействие с военно-воздушными силами (ВВС) и сухопутными войсками (СВ), силы и средства которых он должен оперативно наводить на выявленные цели? А во-вторых, у нас что, есть альтернатива? Десятки-сотни самолетов-разведчиков и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения? Можно еще понять, если проблемы были бы связаны с работой радиолокационного оборудования этого самолета, но если придирки были только в части носителя, самолета Ту-214 (Ту-204), то любые искусственные задержки с созданием самолета-разведчика Ту-214Р - это гораздо больше, чем ошибка.

Характерно, что в США используется самолет-разведчик Boeing E-8 JSTARS, выполненный на базе носителя Boeing 707. Так вот, летные характеристики Boeing E-8 JSTARS (Boeing 707) и Ту-214Р сопоставимы. При этом Boeing E-8 JSTARS был введен в эксплуатацию еще в 1991 году, и на текущий момент у ВВС США имеется семнадцать таких машин.

Будь у российских ВВС семнадцать Boeing E-8 JSTARS (подразумеваем работоспособный Ту-214Р), то сопротивление ВСУ уже давно было бы подавлено - крайне сложно, практически невозможно побеждать в условиях, когда каждый твой шаг заведомо известен противнику.

Так почему Ту-214Р был применен с такой задержкой? Ответ на этот вопросы мы, скорее всего, никогда не узнаем. Возможно, что на этапе испытаний в Сирии в работе Ту-214Р были обнаружены серьезные недостатки все-таки именно радиолокационного комплекса, которые и устраняли все это время. А возможно, что это лишь следствие той неразберихи, что сопровождает СВО с самого начала.

Какие преимущества даст Ту-214Р российским вооруженным силам и к каким последствиям приведет его применение?

Катализатор победы

Если комплекс работоспособен, то он позволит мгновенно вскрывать перемещение всех тех подкреплений, что ВСУ направляет на передовую. Также Ту-214Р обеспечит вскрытие позиций ракетных установок HIMARS и других дальнобойных комплексов вооружений, имеющихся сейчас у ВСУ, и тех, что будут поставлены западными пособниками укронацистов в будущем.

Кратное повышение эффективности работы российской авиации, артиллерии и ракетного оружия заставит задуматься высшее руководство Украины - вряд ли уже они решаться шастать по территории левобережной Украины.

Будет существенно ослаблен поток западного оружия, направляемого на Украину, во-первых, потому что оно будет оперативно уничтожаться сразу после прибытия на передовую, во-вторых, эффективность его уничтожения заставит страны Запада задуматься о целесообразности поставок вооружений в принципе.

Не стоит забывать и про Запорожскую АЭС - возможно, именно самолеты Ту-214Р позволят отучить ВСУ от нанесения по ней самоубийственных для Украины ударов.

Учитывая то, что в настоящее время ВСУ ведут активные наступательные операции на некоторых участках фронта, применение Ту-214Р потенциально позволит переломить ситуацию в пользу российских вооруженных сил.

Если руководство Российской Федерации решится уничтожить транспортные пути через Днепр, то самолеты Ту-214Р позволят в кратчайшие сроки "перемолоть" остатки ВСУ на территории левобережной Украины.

Несомненно одно: самолеты типа Ту-214Р, равно как и самолеты ДРЛО - исключительно важны для ВС РФ. Проведение спецоперации на Украине вскрыло значительные проблемы с обеспечением ВС РФ разведывательной информацией. Не хватает данных не только авиационной, но и спутниковой разведки. Можно только приветствовать привлечение самолетов Ту-214Р, пусть и с существенной задержкой, к деятельности в рамках проводимой Россией спецоперации на территории Украины и надеяться, что результаты этой работы станут одним из краеугольных камней в построении нашей Победы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка