О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Су-35СМ: а что будет завтра?

Можно сказать, что это прямое продолжение темы про Су-27, так как Су-35 - это действительно продолжение Су-27, да еще какое

Можно сказать, что это прямое продолжение темы про Су-27, так как Су-35 - это действительно продолжение Су-27, да еще какое!

На самом деле, Су-35 начал рождаться еще когда Су-27 только-только завоевывал свой авторитет в мире, в начале 80-х годов прошлого века. Стоит напомнить, что Су-27 был задуман исключительно как истребитель-перехватчик ПВО или истребитель ВВС. То есть, маневренный воздушный бой с самолетами противника без всяких там ударных заморочек. Узкая специализация, так сказать.

И что самое интересное, несмотря на многочисленные попытки "научить" Су-27 использовать ракеты "воздух-поверхность", бомбы, противокорабельные ракеты, все это в итоге осталось на уровне опций, потому что, по сути, у Су-27 не было для этого главного: специализированных средств для обнаружения и распознавания наземных целей. Ну а относительно невысокая эффективность неуправляемого вооружения в конце концов так и оставили Су-27 чуть ли не последним "чистым" истребителем в мире.

Зато у него было то, чего многим другим самолетам оставалось только желать: просто ошеломительная дальность действия, прекрасная маневренность и хорошая номенклатура вооружений для поражения любых самолетов в любых условиях.

Оно не зря британцы откровенно перепугались, когда Су-27 "случайно" куда-то ракету отправил. RC-135 точно отмывать после полета пришлось внутри.

Су-35, а если говорить предметно, то в нашем случае Су-35С - это в первую очередь многофункциональный истребитель не важно какого поколения. В одной из статей я позволил себе назвать его разумным компромиссом между желаниями и возможностями, и думаю, что оказался полностью прав насчет этой машины.

Действительно, что могло быть проще и эффективнее - взять планер лучшего истребителя 4 поколения и вставить туда все самое новое, что было доступно, в том числе и разработки по ПАК ФА. Ну "невидимости" не завезли, так она, невидимость, и сейчас сильно так себе. Даже у тех, кто совсем уж "стелс". Если очень надо - увидят.

Так что эксперимент по тотальной переработке "чистого" истребителя Су-27 в универсальный Су-35 получился по полной программе. Вышел самолет, который лишь немного уступает истребителям 5 поколения, да и то, кто в бою сравнивал? Тут вопрос в несколько другом, оно, может, и стоило бы проверить, но вот цена машин 5 поколения не предусматривает таких экспериментов. Достаточно того, сколько в США гробят тех же F-35 в рутинных полетах и в какие это суммы вылетает. А уж о боевых…

Для того, чтобы говорить о том, что можно предложить в качестве улучшений для Су-35СМ (так вроде бы он будет называться), стоит оценить разницу между Су-27 и Су-35.

Су-35 изрядно (на 6 тонн) потяжелел. Вес пошел на усиление планера (что повлекло за собой увеличение ресурса) и увеличение полезной нагрузки. Топлива 35-й берет 11 500 кг против 9400 у 27-го. Баки в килях - это вообще оригинально. Кстати, тут же родилось главное внешнее отличие Су-35 от Су-27 - передняя стойка шасси с двойным колесом.

Вооружение, точнее, его вес, осталось на прежнем уровне, все те же 8 тонн. Но можно ни в чем себе не отказывать, кроме обычных ракет "воздух-воздух" можно подвесить все, что "сожрет" система управления вооружением, вплоть до подвески ПКР "Яхонт" в облегченной воздушной версии.

Двигатели АЛ-41Ф1С обеспечивают максимальную скорость до 2500 км/ч, что делает Су-35 одним из быстрейших самолетов мира, а сверхзвуковой безфорсажный полет и вообще выводит на пьедестал почета в этом плане. Плюс управляемый вектор тяги. Сейчас, конечно, много моделей имеют эту крайне полезную опцию в конструкции, но тут вопрос "обкатанности".

Вопросы автоматизации. Промежуточным звеном эволюции между Су-27 и Су-35 является Су-30. Первый наш универсал, способный работать по любым целям. Но у Су-30 системами вооружения, в том числе высокоточными, управлял второй член экипажа. Су-35 позволяет летчику и управлять машиной, и применять вооружение.

Правда, это не в привычном понимании. Система управления Су-35 работает так, что летчик не то что управляет самолетом, он, скорее, информирует вычислительный комплекс о своих намерениях совершить тот или иной маневр. Компьютер просчитывает варианты и выдает указание системе управления, которая уже с помощью аэродинамических управляющих поверхностей и поворотных сопел двигателей. Для аэродинамически неустойчивого самолета - спасение плюс бонусом идет сверхманевренность.

Примерно так же происходит и управление вооружением. То есть, летчик в Су-35 вполне способен работать за двоих и при этом работать вполне эффективно. Что касается противодействия противнику, то уже давно это реализовано, система, получая "привет" от датчиков, автоматически включает модули РЭБ или начинает швыряться тепловыми ловушками. Ну по крайней мере, она должна так делать.

И да, один член экипажа вместо двух - это экономия веса в 1,5 тонны. Кресло, катапульта, органы управления…

Немаловажная вещь - это радар Н036 с фазированной антенной решеткой. Весьма мощный для истребителя (20 000 Вт), способный видеть далеко и четко. Демаскирующий фактор тоже соответствующий, но тут вопрос реагирования всех систем. Было бы интересно посмотреть на противостояние менее заметного F-35 с более слабым по мощности радаром (у американца что-то около 16 500 Вт) на предмет "кто раньше".

В общем - огромная работа, растянувшаяся на несколько десятилетий. Теперь пришло время очередного шага вперед на пути улучшений и модернизаций. Что здесь можно сделать, чтобы оставить Су-35 в числе лучших самолетов мира?

Вот тут не было бы счастья, да несчастье помогло. Фактически можно сказать, что с Су-57 ВКС России "пролетели". Не станем вдаваться в подробности того, почему мы так и не увидели этот самолет на вооружении ВКС, собственно, какая разница, что стало помехой? Важен результат: истребитель пятого поколения таковым не стал, и станет, очевидно, еще очень нескоро, если вообще станет. По крайней мере, пока США и КНР штампуют свои самолеты нового поколения пачками, у нас полная тишина.

Но может, так оно и лучше даже. У нас сегодня такая ситуация, что армия России является ведущей армией мира по не имению "не имеющего аналогов в мире" вооружения.

Зато у нас есть разработки этого самого "не имеющего", часть из которых точно можно задействовать для модернизации уже имеющейся техники. И раз нам не суждено увидеть нашу "летающую "Армату" на вооружении, то почему наработки по Т-50 не отправить на службу путем установки на Су-35СМ?

Радиолокатор нового поколения Н036 "Белка" по отзывам хорош. Очень сложно судить, может ли он превзойти американский AN/APG-81, который устанавливают на F-35, данных, позволяющих сделать вменяемое сравнение, нет. Но заявленные 400 км дальности действия в сравнении с 300 км у американской РЛС - это серьезное заявление.

Н036 состоит из трех компонентов, собственно, Н036-1-01 Х-диапазона в носовой части, Н036Б-1-01 Х-диапазона в качестве РЛС бокового обзора и Н036Л-1-01 L-диапазона на закрылках. Практически все как у американцев, что не может не радовать, поскольку достижения в области радиоэлектроники у нас не такие, как хотелось бы. РЛС Х-диапазона весьма эффективны именно против "стелс"-самолетов, в конструкции которых много композитных материалов.

Некоторые источники говорят об установке на Су-35СМ некоего изделия "Ирбис-Е", если это Н036, адаптированный под этот самолет - все хорошо. Конечно, некоторые вещи типа дальности действия РЛС "в пять раз выше, чем у "Ирбис-Э" мы комментировать не станем и оставим за кадром, равно как и то, что "Ирбис-Е обогнал весь мир на 20 лет". Было бы просто замечательно, если новые РЛС будут просто на мировом уровне, без обычной "не имеющей…" истерии.

Двигатели. АЛ-41ФМ или что-то иное - большой вопрос, поскольку вообще неплохо было бы сменить АЛ-41Ф1С с электромеханическим управлением (именно стоящий на Су-35С) на АЛ-41Ф1 с цифровой системой управления. Кроме того, АЛ-41Ф1 мощнее на 500 кгс. Мелочь, а приятно, точнее, мелочей тут не бывает. Как в воздушном бою вооружения никогда не бывает хотя бы достаточно.

Вооружение. Здесь уже было объявлено, что основную ударную мощь Су-35СМ составят ракеты Р-37М и Р-77М. Р-37М очень неприятная вещь с точки зрения противника, 60 кг боевой части, скорость полета в 6М и дальность выше 300 км (во многих источниках до 400 км). Ракета хороша для атаки крупных целей типа стратегических бомбардировщиков и самолетов типа AWACS, танкеров и прочих целей. Истребитель от нее, скорее всего, уйдет, здесь вопрос только в дальности до цели на момент пуска. 4 ракеты - это приличный запас.

Р-77М - оружие ближнего боя, если 160 км можно так назвать. Основные цели для Р-77М - высокоманевренные истребители, вертолеты, крылатые ракеты. Современная активная ГСН с АФАР делает проблемным уклонение даже на больших дистанциях, ракета "цепкая". 8 ракет на узлах - этого более чем достаточно для решения большинства проблем в воздухе.

РЭБ. После того, как "Хибины" в СВО себя не показали совсем, точнее, показали свою полную беспомощность, особенно в автоматическом режиме, остается уповать на разработки по теме ПАК ФА. То есть - "Гималаи".

Насколько "Гималаи" могут оказаться лучше "Хибин", мы говорить не будем, поскольку для этого нет оснований и достоверной информации. Вообще, вопрос, что может оказаться хуже "Хибин"?

Если элементы системы РЭБ действительно будут сопряжены с БРЛС "Белка" через комплекс управления вооружением, это действительно может прилично сыграть в пользу Су-35СМ, дав самолету главное - защиту от ракет противника в автоматическом режиме. Если нет - печально, но при плохом раскладе элементы "Гималаев", упрятанные под обшивкой самолета, в отличие от "Хибин", не будут оказывать дополнительного аэродинамического сопротивления и ухудшать летные качества самолета.

И еще об электронике. В 2021 году, с огромным опозданием от графика, но "Росэлектроника" все-таки представила систему связи С-111, обеспечивающую защищенный от взлома обмен данными между самолетами, беспилотниками и командными пунктами на земле и в небе. Система разработана для Су-57, но почему не использовать ее для модернизации Су-35СМ?

В целом же, все, что было разработано в рамках программы ПАК ФА можно и нужно пытаться всеми силами запихнуть в Су-35. Мы не в состоянии дать ВКС должное количество Су-57, на это нет денег, нет мощностей, нет рабочих рук необходимой квалификации. Это все понятно. Истребитель пятого поколения - это игрушка для армий, где на вооружение тратятся огромные суммы, то есть, не для нас.

Есть разница между деланием бизнеса на оборонке и вооружения своей армии. И она очень велика, достаточно посмотреть на то, как идут дела в КНР и США. И вот совсем не в пользу американцев сравнение.

Если у нас нет сил и возможностей претворить в жизнь все эти "аналоговнеты", значит, есть смысл выжимать из старого советского наследия все по максимуму. Собственно, чем в основном наш ВПК и занимается. Кроме ракет, извините, нового у нас ничего особо не предвидится.

А потому, раз в распоряжении инженеров есть просто сумасшедший по качеству планер Су-27, на его основе можно и нужно продолжать творить модели, способные быть хотя бы на одном уровне с западной техникой, пока в стране что-то не поменяется. В чем лично я сильно сомневаюсь.

Потому в очередной раз модернизированный Су-27, то есть, Су-35, выпущенный в достаточных количествах, способный заменить Су-27П и Су-27СМ - это то самое, что нужно нашим ВКС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка