О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Место для одного: сократят ли экипаж в самолетах

Авиакомпании хотят поскорее приблизить тот момент, когда экипаж самолета станет одночленным. О плюсах и минусах такого новшества рассказал руководитель лаборатории НЦМУ "Сверхзвук" Александр Ефремов

Авиакомпании хотят поскорее приблизить тот момент, когда экипаж самолета станет одночленным. Регуляторы и производители смотрят на это с осторожностью. О перспективах, плюсах и минусах такого новшества рассказал доктор технических наук, заведующий кафедрой 106 "Динамика и управление летательных аппаратов" МАИ, руководитель лаборатории НЦМУ "Сверхзвук" Александр Викторович Ефремов.

- Почему вообще возник вопрос замены двух пилотов на одного?

- Мы постепенно движемся к переходу к одночленному экипажу, работа в этом направлении сейчас ведется во всем мире. Всего два основных мотива: экономия средств и снижение вероятности авиационных происшествий из-за человеческого фактора: согласно статистике ИКАО примерно 75% авиационных происшествий связано именно с ним.

Помимо этого уменьшение состава пилотов на борту связано с компоновкой самолетов. Мы в МАИ и еще целый ряд организаций работаем над созданием нового концепта и проведением фундаментальных исследований по новому поколению сверхзвукового пассажирского самолета. Чтобы летать на сверхзвуковых скоростях, такой летательный аппарат должен иметь очень узкий фюзеляж. А значит, и два пилота в один ряд там не разместятся. Получается, нужно сажать либо одного, либо одного за другим.

- Как будет осуществляться переход с технической точки зрения? Ведь должны измениться наземная инфраструктура, передача информации, сама кабина пилота.

- Конечно, вопрос о том, как оставить в кабине одного человека, не увеличив на него нагрузку, и при этом грамотно распределить все функции, которые выполняют левый и правый пилоты - очень непростая задача. Особенно на взлете и посадке, где идет максимальное взаимодействие обоих членов экипажа.

В первую очередь, должно быть произведено много работы по средствам отображения информации. Необходимо, чтобы самолет легко пилотировался как при штатных, так и нештатных условиях.

Касательно взаимодействия с землей при нештатных ситуациях одной из современных тенденций является возможность передачи управления самолетом наземному экипажу. Это очень сложная и дорогая задача. И, безусловно, надежность всех систем должна быть на порядок выше.

- Про системы - очень интересный вопрос. Ведь все больше функций по управлению самолетом передается от человека к компьютеру. Какая работа сейчас ведется в этой области в МАИ?

- Сейчас мы очень интенсивно работаем над прогнозным дисплеем, который должен снизить влияние человеческого фактора, являющегося частой причиной авиапроисшествий. Он повысит точность пилотирования и значительно разгрузит летчика, которому не придется следить за десятком приборов.

Испытания дисплея в экстремальных условиях уже доказали его эффективность. По результатам такой способ представления информации позволяет повысить точность пилотирования примерно в 3-4 раза, спокойно справиться с атмосферным возмущением и совершить благополучную посадку.

- Насколько сложно посадить огромный самолет силами наземной службы?

- Это можно сделать, но есть ряд специфических проблем. Например, сигнал с земли на самолет может запаздывать до 1,5 секунд. Это немало, и в режиме ручного управления может привести к катастрофе. Мы работаем над тем, как компенсировать это разработкой определенных алгоритмов, но пока все работы находятся на научно-исследовательском уровне. Все эти новшества требуют многолетней доработки.

Когда, по вашему мнению, можно ожидать, что самолетом будет управлять один пилот?

- Это перспектива не двух-трех лет, а значительно более далекий горизонт. Я думаю, где-то лет 20. При этом препятствием к быстрому переходу является не только решение ряда упомянутых мной выше технических задач. Тут еще и психологический вопрос. Согласитесь ли вы сесть в самолет с одним пилотом? А совсем без пилота? Задайте себе этот вопрос.

Тем не менее, постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться и внедряться автоматизация и интеллектуализация бортовых систем, этот психологический барьер будет снижаться....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка