ЦИАМ
22 июня 2023, 17:37
"Зеленые" технологии для авиадвигателей обсудили в ЦИАМ
На научно-информационном совещании в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") обсудили технологии повышения экологичности авиационных двигателей
Один из ключевых экологических трендов - это применение альтернативных авиационных топлив. Эмиссия вредных веществ перспективными двигателями, работающими на таких топливах, стала темой доклада представителя Российской Федерации в Комитете по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) ИКАО, начальника сектора ЦИАМ. Докладчик отметил, что в актуальных исследованиях ИКАО воздействие на климат самолетов на альтернативных топливах (таких, как водород, SAF (устойчивое авиационное топливо, англ. sustainable aviation fuel) и др.) определяется не столько выбросами CO2, сколько другими вредными выбросами: водяного пара, NOx, серы, сажи и др. При этом для корректного сравнения продуктов сгорания традиционных и альтернативных топлив в мировой практике принято использовать эмиссию за полный жизненный цикл топлива (от добычи/выращивания до сжигания в полете).
При сжигании водорода образуется значительно больше водяного пара, чем при сжигании авиакеросина, в связи с чем одним из главных факторов воздействия "водородных" самолетов на климат является образование инверсионных (конденсационных) следов. В ближайшие годы зарубежные компании планируют начать испытания по изучению образования таких следов при использовании водородных топливных элементов и способов воздействия на воздушный поток с целью снижения их образования.
В последнее время за рубежом активно ведутся комплексные расчетные и экспериментальные исследования выбросов двигателей на водороде и на "экологически чистом" (100%-ном) SAF. Докладчик проанализировал основные европейские научно-исследовательские проекты, в том числе:
- "Blue Condor" - анализ влияния горения водорода в ГТД на свойства инверсионного следа самолета и на эмиссию NOx;
- ECLIF3 и VOLCAN - оба проекта нацелены на исследование вредных выбросов и инверсионного следа при использовании 100%-ного SAF. Экспериментальная часть включает в себя наземные и летные испытания с использованием летающих лабораторий и самолетов-"преследователей", измеряющих выбросы двигателей на ближнем (до 100 м) и дальнем расстоянии (до 50 км).
Традиция проведения в ЦИАМ научно-информационных совещаний, известных в отрасли как "информационные понедельники", насчитывает уже несколько десятков лет. В ходе встреч специалистов ЦИАМ и предприятий отрасли обсуждаются различные научно-технические аспекты авиационного двигателестроения. Эксперты ЦИАМ выступают с комментариями по актуальным вопросам профильных зарубежных исследований и разработок.
ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"