Академия наук авиации и воздухоплавания
27 июля 2023, 09:40
Президент Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) Чуйко В. М. и вице-президент АНАиВ Халютин С. П. посетили ПАО "ОДК-Кузнецов" в г. Самара
20 июля 2023 года Президент Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) Чуйко В. М. и вице-президент АНАиВ Халютин С. П. посетили ПАО "ОДК-Кузнецов" в г. Самара
В рамках визита заместитель генерального директора - управляющий директор А. А. Соболев познакомил с новым Центром конструкторских разработок и перспективах научных исследований на предприятии, а также рассказал об истории создания авиационных двигателей в музее Н. Д. Кузнецова. Президент АНАиВ В. М. Чуйко сделал запись в книге почетных гостей музея.
После посещения новых корпусов серийного производства проведено совещание, на котором В. М. Чуйко доложил о современном состоянии авиационной отрасли, роли Академии наук авиации и воздухоплавания в научном сопровождении авиационных предприятий и взаимодействии с РАН по фундаментальным научным разработкам.
Президент АНАиВ В.М. Чуйко вручил диплом и удостоверение академика Соболеву А. А., который был избран на общем собрании научного отделения "Двигатели авиационные и их промышленное применение".
В 2022 году ПАО "ОДК-Кузнецов" отметил свой 110-летний юбилей.
2022 год - год 110-летия "наследников" первого в России авиамоторного завода "Гном" - двух современных предприятий ОДК-Кузнецов и производственного комплекса "Салют" ОДК.
Это очередной год развития отечественного ракетного, индустриального и авиационного двигателестроения, следующая ступень, на которую просто невозможно ступить без опоры на инженерные и производственные традиции, историю и наработки прежних лет.
Какой ОДК-Кузнецов в свои солидные 110 лет?
Он огромный и молодой, он набирает обороты. Здесь накоплены знания и традиции, которые придают работе особый смысл. Здесь работают продолжатели тех людей, которые стояли у истоков отечественного авиационного моторостроения, участвовали в первых трансатлантических перелетах легендарных летчиков, работали на грани человеческих возможностей в Великую Отечественную, а после развивали предприятие, которое дает российской космонавтике надежные двигатели, а авиации и газовой отрасли - мощные двигатели. Труд тысяч предшественников лежит в основе гордости и упорства заводчан, однако каждый день для предприятия - новый.
В Москве на Николаевской улице
В 1912 году в Москве на Николаевской улице (сейчас ул. Ткацкая) на базе мастерских открылось небольшое предприятие по производству авиационных двигателей "Гном". Двигатели собирались полностью из ввозимых из Франции деталей и узлов. Предприятие росло и осваивало инновационную для своего времени продукцию, а в 1915 году два французских завода "Гном" и "Рон" слились в одно предприятие. Объединенный завод получил наименование Общество моторов "Гном и Рон".
После революции Обществу моторов "Гном и Рон" присвоено наименование Государственный авиационный завод №2 "Икар". В отличие от ранее производимых моторов, поршневые двигатели М-4 (в 200 л. с.) и М-5 (в 400 л. с.) на заводе "Икар" были построены исключительно силами российских инженеров-техников. В 1926 году был создан первый серийный отечественный поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолета У-2. В марте 1927 года заводы ГАЗ №2 "Икар" и ГАЗ №4 "Мотор" им. М.В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.
В 1930-е годы здесь началось производство поршневых двигателей водяного охлаждения легендарного конструктора Александра Микулина. Это было время громких имен: выдающиеся летчики Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Сергей Данилин в июне 1937 года первыми в мире проложили кратчайший путь из Москвы в Америку через Северный полюс, совершив на самолетах АНТ-25 с двигателями завода №24 АМ-34 два беспосадочных перелета.
На самарской земле
Великая Отечественная война разделила историю советских заводов на "до" и "после". История ОДК-Кузнецов на самарской земле, как и многих тыловых предприятий, началась с эвакуации.
Основной продукцией московского завода №24 имени М.В. Фрунзе в 1941 году были моторы АМ-35А и АМ-38 конструкции Александра Микулина. Также производились двигатели ГАМ-34бис для торпедных катеров.
В июле 1941 года Москва оказалась в зоне действия немецкой авиации. Чтобы продолжать бесперебойный выпуск двигателей для самолетов, 8 октября 1941 года Комитет Обороны СССР постановил эвакуировать завод №24 им. М.В. Фрунзе в город Куйбышев на территорию строящегося завода №337. Решения военного времени приводились в действие немедленно, и 9 октября стало первым днем эвакуации. В кратчайшие сроки нужно было снять с места огромный завод, перевезти оборудование за тысячу с лишним километров от Москвы на новую площадку, смонтировать и запустить производство.
Уже 14 октября 1941 года первый эшелон с рабочими завода вышел из Москвы по заводской железнодорожной ветке. Из-за нехватки вагонов даже рассматривался вариант отправки рабочих и служащих пешим ходом в Куйбышев через город Горький, сейчас Нижний Новгород.
Директор завода Михаил Сергеевич Жезлов был готов лично возглавить эту колонну: "фрунзенцы покажут новые образцы героизма и погрузят все оборудование, которое в ближайшее время на новом месте встанет на службу нашей авиации". Заводчане знали, что впереди сложное время - для работы предприятия в безопасном месте восточнее от Москвы, придется оставлять семьи, расстаться с привычной столичной жизнью и своим имуществом. Пеший переход в зимних условиях был отменен - руководству завода удалось получить некоторое количество вагонов для эвакуации рабочих, служащих, инженеров.
Часть заводчан отправили на речных баржах. Однако за Окой их застигли морозы - река застыла. Руководители завода, добиравшиеся до Куйбышева на автобусах, приняли решение вернуться за рабочими и служащими. Работников сняли с барж, после этого автобусы двинулись дальше, но начавшиеся бураны вынудили и эту колонну пересесть на поезд. Вместо обычных в ту пору двух-трех дней люди добирались до Куйбышева больше месяца.
В двадцатых числах октября один из головных эшелонов завода № 24 поздней ночью прибыл на станцию "Куйбышев".
Завершение строительства нового завода-дублера авиамоторного московского завода №24 - завода №337, была намечена только на 1 мая 1942 года. Огромные серые корпуса стояли без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Составы с оборудованием подавали прямо во двор завода, а люди, прибывавшие эшелонами, направлялись для оформления ордеров на жилье.
Заводчане сразу включались в работу. Работали по 12-14 часов, жертвуя сном и здоровьем. Квалифицированные рабочие овладевали новыми профессиями, помогая каменщикам и такелажникам. В кратчайшие сроки предстояло завершить строительство корпусов, обеспечить подключение электроэнергии, тепловых, водных и ливневых коммуникаций, построить дороги с твердым покрытием.
Эвакуированные в Куйбышев москвичи не предполагали, что для большинства из них этот город теперь станет местом постоянного проживания. В 1943 году вышло постановление о том, что оборонные и стратегические предприятия не будут возвращаться в Москву. А на площадке эвакуированного завода №24 в Москве в 1942 году начал работать завод №45, сейчас это производственный комплекс "Салют" Объединенной двигателестроительной корпорации.
Именно москвичи сформировали в Куйбышеве ядро завода №24 на долгие годы, заложили традиции предприятия, а их трудовой подвиг остается верхней планкой возможностей рабочих коллективов.
За ударный труд в годы Великой Отечественной войны 3 912 заводчан были награждены правительственными наградами. Медаль "За оборону Москвы" вручена более чем 1 000 работников завода.
Директору завода Михаилу Жезлову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении завода №24 имени Фрунзе орденом Ленина "За образцовое выполнение задания Правительства по выпуску авиационных моторов для боевых самолетов" вышел в августе 1941 года. А в июле 1945 года - Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении завода №24 Наркомата авиационной промышленности орденом Красного Знамени "За образцовое выполнение заданий Правительства по производству моторов". В апреле 1946 года заводу №24 им. Фрунзе вручено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, присуждавшееся в годы Великой Отечественной войны победителям во Всесоюзном социалистическом соревновании. В 2015 году знамя было отреставрировано и заняло почетное место в музее предприятия ОДК-Кузнецов.
Новая история самарского предприятия
В первые послевоенные годы завод совместно с ОКБ-24, которое возглавлял конструктор Михаил Романович Флисский, разработал и запустил в серийное производство мощные авиамоторы М-43, М-45, М-47. Но уже стали необходимы высокоскоростные самолеты с большой маневренностью - в конце войны появились самолеты с турбореактивными двигателями, и эпоха поршневых моторов шла к своему завершению.
В начале 1950-х годов. завод №24 запустил в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции Владимира Климова для самолетов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т, а также РД-900 - прямоточный воздушно-реактивный двигатель Михаила Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17.
Начались работы по полной реконструкция предприятия, разработка и освоение новых технологий, новых сплавов и материалов.
15 апреля 1949 года Николай Кузнецов назначен главным конструктором Государственного союзного опытного завода №2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, сейчас это обособленное подразделение "Управленческий" ОДК-Кузнецов). Началась новая эра предприятия - внедрение в серийное производство двигателей марки "НК".
Генератором новых разработок стало конструкторское бюро под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова - конструктора авиационных, ракетных и наземных двигателей, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, академика Академии наук СССР, академика РАН, доктора технических наук, дважды Героя Социалистического Труда.
Под руководством Николая Кузнецова на предприятии, которое теперь носит его имя, с 1949 по 1994 год было создано 57 модификаций двигателей марки "НК". Практически вся стратегическая и грузовая отечественная авиация использует моторы Кузнецова. Более трети газоперекачивающих агрегатов страны работают на двигателях "НК". Разработки коллектива ОКБ в области ракетных двигателей до сих пор актуальны и востребованными.
Каждый двигатель "НК", разработанный командой Николая Кузнецова становился новой вехой в двигателестроении - инновации касались либо конструкции, либо технологии, либо используемых материалов. Идеи выдающегося конструктора дали импульс развитию целым направлениям в создании и производстве двигателей.
В 1950 году Николай Кузнецов инициировал разработку турбовинтового двигателя мощностью 10000 л. с. для дальнего самолета Ту-95, работу над которым вело ОКБ Андрея Туполева. В 1954 году первый экземпляр машины прошел испытания, а серийный двигатель стал называться НК-12 - по инициалам генерального конструктора. НК-12 благодаря мощности в 15000 л. с. стал самым мощным в мире авиационным турбовинтовым двигателем. Модификации двигателя НК-12 устанавливали на самолеты Ту-95, Ту-126, Ту-142, Ту-114, Ту-95МС, Ан-22 "Антей" и экраноплан "Орленок".
Конструкторы ОКБ Кузнецова благодаря собственной методике расчетов газовых турбин создали турбовинтовой двигатель с низким удельным расходом топлива для полета без посадки и заправки на расстояние до 15 000 км.
12 июня 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР опытный завод № 276 (сейчас обособленное подразделение "Управленческий" ОДК-Кузнецов) "за успешное выполнение заданий по созданию новой авиационной техники" был награжден орденом Ленина.
Этим же указом "За выдающиеся достижения в области создания новой авиационной техники Николаю Кузнецову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали "Серп и молот" и ордена Ленина". 110 ведущих специалистов и рабочих завода были награждены орденами и медалями СССР.
В 1955 году в обстановке строжайшей секретности в ОКБ совместно с другими организациями началась работа по созданию атомного двигателя. Для летающей лаборатории на самолете Ту-95 был создан экспериментальный водно-водяной реактор мощностью 100 кВт - ЛАЛ-ВВР (летающая атомная лаборатория - водно-водяной реактор). Несмотря на то, что в 1961 году работы были свернуты, результаты исследований оказались уникальными и позволили продвинуться в изучении атомной энергии.
В 1960-е годы в ОКБ разработали турбовентиляторный авиационный двигатель НК-8 для пассажирских самолетов Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, Ил-62, Ил-76.
Эти самолеты с двигателями НК-8-2У и НК-8-4 в конце 1980-х годов обеспечивали перевозку почти 50% всего грузопассажирского потока страны.
Двигатель Кузнецова позволил впервые в мире в два раза превысить скорость звука в гражданской авиации. 31 декабря 1968 года состоялся первый полет самолета Ту-144 с двигателями НК-144, который почти на два месяца опередил первый полет англо-французского "Конкорда".
Нужно отметить двигатели двухвальной схемы, в создании которых участвовал коллектив предприятия. Они включали в себя бесфорсажные двигатели НК-8-4, НК-8-2у, НК-86 для самолетов Ил-62, Ту-154, Ил-86 и двигатели с форсажной камерой НК-144 для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и НК-22 для самолета дальней авиации Ту-22М2. В начале 1990-х годов на базе двигателя НК-8-2У были созданы первые в мире криогенные авиационные двигатели НК-88 и НК-89, работающие на жидком водороде и сжиженном природном газе. Двигатели были испытаны на самолетах Ту-155 и Ту-156.
На базе двигателя НК-86 был создан и прошел летные испытания двигатель НК-87 для экраноплана "Лунь", двигатель НК-12МК - для экраноплана "Орленок".
Двигатели трехвальной схемы включают в себя двигатели с форсажной камерой НК-25 для самолета дальней авиации Ту-22М3 и НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.
В области разработки авиадвигателей, работающих на криогенном топливе, ОКБ Кузнецова опередило западных конструкторов на несколько лет. Двигатели НК-88 и НК-89, работающие на жидком водороде и сжиженном природном газе, использовались на самолетах Ту-155 и Ту-156 с конца 1980-х. Разработка двигателей на альтернативном топливе актуальна в контексте экологических вопросов.
Николай Дмитриевич создал конструкторскую школу со своими принципами и методиками. Но не все двигатели, спроектированные в ОКБ Кузнецова, пошли в серийное производство, однако целая линейка уникальных по своим характеристикам и надежности моторов "НК" с 50-х годов прошлого века стала основной в номенклатуре продукции завода №24, ныне - ОДК-Кузнецов.
Ракетные двигатели для космических программ
ОДК-Кузнецов является единственным предприятием Объединенной двигателестроительной корпорации госкорпорации Ростеха, где производятся ракетные двигатели для космических программ.
Старт работе был дан в конце 1957 года, сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (сейчас НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко), серийно производятся предприятием с 1958 года.
Все пилотируемые и грузовые космические корабли- "Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс" - запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций, серийного произведенные на предприятии ОДК-Кузнецов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1960 года завод №24 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
На сегодняшний день выполнено две тысячи запусков космических кораблей с двигателями на I и II ступенях самарского производства. 100% отечественных пилотируемых пусков и до 80% грузовых осуществляются на двигателях РД-107/РД-108. Их статистическая надежность достигает 99, (9) %.
Еще один двигатель в рамках космических программ создавался коллективом предприятия под руководством Николая Кузнецова в конце 60-х - начале 70-х годов для первой ступени "лунной" ракеты Н1-Л3. Главное преимущество НК-33 - минимальное соотношение веса и тяги. После закрытия в 1974 году "лунной программы" Николаю Кузнецову пришел приказ в трехмесячный срок материальную часть, в том числе и уже изготовленные двигатели, сдать в металлолом. Генконструктор по согласованию с областным управлением КГБ сохранил изделия в одном из корпусов Химзавода (ныне ОП "Винтай" ОДК-Кузнецов), где возвели фальшстену, чтобы скрыть помещение, в котором разместили для хранения эти уникальные двигатели.
Двигатели ЖРД НК-33 и НК-31 впервые продемонстрировали в рамках выставки, посвященной 30-летию полета Юрия Гагарина в космос в апреле 1991 года. Двигатели вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов. В настоящее время НК-33 оснащается ракета-носитель легкого класса "Союз-2.1в".
Для транспортировки газа
Николай Кузнецов был первопроходцем и в "наземной" тематике. В 1958 году он по своей инициативе создает в составе ОКБ отдел по наземному использованию авиадвигателей. Однако идея не была поддержана. К этим разработкам коллективу удалось вернуться только в семидесятые годы.
Сейчас более трети газоперекачивающих отечественных агрегатов приводится двигателями "НК" разной мощности. А первым в нашей стране двигателем в составе газоперекачивающего агрегата Ц-6,3 на газокомпрессорной станции стал двигатель НК-12СТ.
Центр конструкторских разработок в области двигателестроения
23 июня 2023 года Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха открыла в Самаре новый Центр конструкторских разработок и научных исследований. В строительство комплекса площадью более 10 тысяч квадратных метров инвестировано свыше 1,5 млрд рублей. Оснащенное передовой техникой и современной IT-инфраструктурой ОКБ займется разработкой перспективных силовых установок для авиации, космоса и энергетики.
В церемонии ввода в эксплуатацию нового Центра конструкторских и научных исследований ОДК-Кузнецов приняли участие губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков и генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Вадим Бадеха.
В новом ОКБ организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест для инженеров-конструкторов и работников технических служб. Здание оборудовано системами инженерного анализа и проектирования, а также собственными системами хранения и обработки данных.
"Открытие нового здания ОКБ - знаковое событие для предприятия и всей отрасли. Это суперсовременный интеллектуальный центр, который будет формировать будущее двигателестроения на ближайшие десятилетия. Его оснащение позволит разрабатывать новые газотурбинные двигатели полностью в виртуальной среде с применением "цифровых двойников" и существенно сократить сроки создания - до 4-5 лет. ОДК-Кузнецов имеет мощную инженерную школу, высококлассных специалистов, которые благодаря этому центру смогут реализовать весь свой потенциал и обеспечить страну авиационными, космическими и энергетическими силовыми установками", - сказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.
В новом ОКБ организовано современное пространство для коллективной работы - двухуровневый конференц-зал с системой защищенной видеоконференцсвязи для проведения обучающих мероприятий, семинаров и работы над совместными проектами. Специальный учебный класс предназначен для студентов проекта "Крылья Ростеха" - теперь наставники и студенты находятся на одной территории, в одной информационной среде, что позволяет привлечь на ОДК-Кузнецов молодых и прогрессивных инженеров нового поколения.
"ОДК-Кузнецов - одно из самых высокотехнологичных предприятий страны, имеющее современную производственную базу. В модернизацию мощностей уже инвестировано более 40 млрд рублей, открыты 12 новых объектов, на подходе еще несколько. Новый центр - это современная научно-исследовательская база, которая позволит не только сократить время разработки новых изделий, привлечь молодых специалистов, но и задать качественно новый вектор развитию всей корпорации", - сказал генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Вадим Бадеха.
Открытие нового интеллектуального центра символично состоялось в день рождения выдающегося конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова, имя которого носит самарское предприятие ОДК. Сегодня конструкторская школа Кузнецова продолжает развивать лучшие разработки предшественников, воплощая новые идеи в перспективные изделия.
Академия наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) - межрегиональная общественная организация, объединяющая ведущих ученых и специалистов в области авиации и воздухоплавания. Основные задачи АНАиВ:
- Формирование новых научных направлений в области авиации и воздухоплавания;
- Участие в разработке целевых программ по направлениям в области авиации и воздухоплавания;
- Содействие внедрению в экономику РФ научных достижений Российской Академии Наук;
- Проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров по исследуемым проблемам авиации и воздухоплавания;
- Популяризация научных достижений, исторического опыта и современных направлений развития авиации и воздухоплавания.
Авторские права на данный материал принадлежат «Академия наук авиации и воздухоплавания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Разработку проекта укороченной версии МС-21 оценили в 1,94 млрд рублей
Ноябрь 5, 2024
Выдавали багаж через окно: пассажиров возмутил сервис в аэропорту Кызылорды