АО "Авиасалон"
7 августа 2023, 17:41
Ил-76МДК: космические тренировки в небе
06 августа 1988 года состоялся первый полет "космического" Ил-76МДК - уникального самолета-лаборатории, позволяющего в условиях земной гравитации воспроизвести кратковременное состояние невесомости для тренировок космонавтов
Имитация невесомости в условиях земной гравитации является одной из наиболее сложных задач при подготовке космонавтов к работе на борту космических аппаратов и в открытом космосе. Первые советские космонавты проходили тренировки на истребителе МиГ-15 для того, чтобы оценить влияние невесомости на организм человека. Однако в полной мере ощутить состояние невесомости, находясь в кресле пилота, было невозможно.
С 1960-х годов начался период, когда в качестве летающих лабораторий для тренировок космонавтов и проверки оборудования, которому предстояло работать в космосе, использовались различные типы специально доработанных самолетов. Первой такой машиной стал Ту-104АК, впервые взлетевший в 1961 году. В последующем к ней присоединились летающие лаборатории, созданные на базе Ту-134 и Ту-154. Однако со временем габариты фюзеляжей этих самолетов стали малы для того, чтобы вмещать все необходимое оборудование для испытаний, к тому же рос отряд космонавтов, возрастала интенсивность космических полетов и росла их сложность. Требовался современный самолет-лаборатория, предназначенный не только для подготовки космонавтов, но и для проведения специальных технических, технологических и эргономических испытаний различного оборудования, проведения медицинских экспериментов, медико-биологических исследований организмов и их жизнедеятельности в условиях невесомости и пониженной гравитации, включая лунную и марсианскую.
В 1972 году было принято решение о создании самолета-лаборатории Ил-76К на базе серийного транспортника Ил-76, имеющего фюзеляж большого сечения. Первый полет Ил-76К состоялся 02 августа 1981 года на аэродроме Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова. Во время испытаний экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР Станислава Григорьевича Близнюка отработал траектории "горок" с целью создания максимального по времени состояния невесомости на борту самолета. Эффект состояния невесомости достигался за счет использования специальной техники пилотирования - полета по "параболе Кеплера", когда самолет разгоняется до максимальной скорости, после чего переходит к крутому набору высоты с 6,5 км до 9,5-10 км и при достижении угла кабрирования 45-50 градусов движением штурвала резко переводится в пикирование под углом 40 градусов. В верхней части "параболы" на борту самолета создается нулевая вертикальная перегрузка и возникает состояние невесомости, во время которого космонавты должны отработать заданные действия. После пикирования самолет выводится в горизонтальный полет с вертикальной перегрузкой 2g. Расчет траектории "парабол", выполненный специалистами ОКБ Ильюшина, позволил увеличить продолжительность режима невесомости с 15-16 секунд на Ту-104АК до 23-25 секунд на Ил-76К.
В среднем Ил-76МДК выполняет за полет продолжительностью 1,5 часа до 10 "парабол", а необходимые навыки работы в невесомости космонавты получают за 10-12 полетов. Из-за высоких нагрузок в полетах ресурс самолета сокращался примерно в десять раз. Всего было выпущено три самолета Ил-76К, которые тренировали космонавтов на протяжении почти десяти лет - до начала 1990-х. Им на смену пришел самолет-лаборатория Ил-76МДК (Модифицированный Дальний Космический), созданный на базе обновленного транспортного Ил-76МД и впервые взлетевший 06 августа 1988 года в Ташкенте. В сравнении с базовым самолетом, на Ил-76МДК были усилены конструкции фюзеляжа и крыла, модернизированы топливная и гидравлическая системы для обеспечения их нормальной работы в условиях невесомости, стены и потолок грузовой кабины обшиты мягким негорючим материалом, на полу закреплены пенополиуретановые спортивные маты, кабина оснащена дополнительным освещением и боковыми поручнями. В передней ее части находились дополнительные рабочие места для инженеров и врачей, контролирующих работу оборудования и самочувствие космонавтов. Круг задач подготовки на Ил-76МДК стал исключительно широк и включал привитие первичных навыков ориентации тела и передвижения в условиях невесомости, отработку навыков одевания и снятия специального снаряжения и скафандров, совершенствование навыков профессиональной деятельности в условиях невесомости, отработку членами космических экипажей взаимодействия при выполнении отдельных операций по внекорабельной деятельности и многое другое.
В версии Ил-76МДК было также построено три машины, которые с 2010 года вошли в состав государственной авиации Роскосмоса и по сей день эксплуатируются Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (входит в Роскосмос).
ЦПК им. Ю.А. Гагарина впервые принял участие в Международном авиационно-космическом салоне в 2013 году, а уже на МАКС-2015 экспозиция Центра была весьма впечатляющей: на статической стоянке салона впервые был представлен "космический" Ил-76МДК из состава авиационного парка ЦПК, который был открыт для посещения участниками и гостями выставки. Это стало одной из впечатляющих новинок МАКС-2015 - аналогов отечественной летающей лаборатории для подготовки космонавтов по сложности нет ни в одной стране мира. Помимо самого самолета, гостям авиасалона были представлены макеты скафандров "Орлан-М" и "Сокол-КВ", в которых тренируются космонавты во время полетов на невесомость. Рядом с уникальным "Илом" на стоянке разместились учебно-тренировочный самолет L-39 и вертолет Eurocopter AS350, на которых космонавты проходят летную подготовку. С тех пор ЦПК - постоянный участник космического кластера МАКС, экспозиция Центра является яркой частью общей экспозиции Роскосмоса и неизменно вызывает внимание не только специалистов, но и демонстрирует огромный интерес широкого круга любителей и энтузиастов современной космической повестки. Как всегда, в работе салона принимают участие космонавты и руководство Центра, в рамках выставки проходят рабочие встречи, подписание соглашений и пр. Посетителям МАКС-2019 впервые был доступен редкий эксклюзив - возможность совершить полет на невесомость на Ил-76МДК и в полной мере вместе с потерей веса ощутить фантастическое притяжение космоса.
Специалисты ЦПК традиционно готовят интересные экспозиции и ищут новые формы взаимодействия со своей аудиторией на салоне. Так в рамках МАКС-2021 для посетителей впервые были организованы встречи с действующими космонавтами, которые проходили ежедневно в павильоне Роскосмоса и собирали большую аудиторию: пять дней подряд перед гостями авиасалона выступали не только опытные покорители космоса, но и те, кому еще предстоит в первый раз отправиться на околоземную орбиту. Кроме того, посетители стенда ЦПК могли пройти интерактивные испытания на мобильном тренажере транспортного пилотируемого корабля "Союз", а также познакомиться с работой тренажера по отработке ручной стыковки транспортного пилотируемого корабля....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 6, 2024
Годовой отчет Группы "Аэрофлот" получил высокую оценку на ежегодном конкурсе Московской биржи
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву