Военно-промышленный курьер
4 августа 2006, 12:54
Рывок в беспилотное будущее
НПЦ "Технокомплекс" продемонстрировал на Фарнборо 2006 технологии, которые будут использованы в перспективных самолетах
Хоть это и не было впрямую указано в рекламных материалах "Сухого", создание "стеклянной" кабины Су-35, макет которой демонстрировался на Farnborough, - это результат работы Научно-производственного центра "Технокомплекс", стенд которого располагался как раз напротив. Основной задачей "Технокомплекса" на этой выставке по традиции стала поддержка "финишников". К их числу относится "Сухой", РСК "МиГ", а также фирмы Миля и Камова. Также, по словам президента НПЦ "Технокомплекс" Гиви Джанджгава, предприятие продемонстрировало основные технологии, которые могут заинтересовать заказчика: гироскопическую технику, экраны для "стеклянных" кабин современных и перспективных самолетов, системы связи, регистрации, оптико-электронные прицельные комплексы. В целом, как отметил Гиви Джанджгава, "Технокомплекс" продемонстрировал на Farnborough ряд "тонких вещей, в которых действительно заложен технологический рывок".
Надо отметить, что на входящих в "Технокомплекс" предприятиях в настоящее время особое внимание уделяется гироскопической технике. В частности, Раменский приборостроительный завод представил на Farnborough лазерный гироскоп КЛ-3 разработки Московского института электромеханики и автоматики. Он предназначен для применения в высокоточных системах БИНС-СП и БИМС-Т, которые, в свою очередь, планируется использовать на более чем 10 типах летательных аппаратов. Другой лазерный чувствительный элемент ЛЧЭ разработан на РПЗ и планируется для применения в составе навигационной системы передвижного наземно-геодезического комплекса. На заводе также освоено серийное производство нескольких новых средств навигации на динамически настраиваемых гироскопах (ДНГ). Это, например, инерциальная навигационная система ИНС-2000 разработки Раменского приборостроительного конструкторского бюро. В системе применены ДНГ ГВК-18. Точностные характеристики ИНС-2000 соответствуют мировому уровню: погрешность определения местоположения летательного аппарата - не более мили за 1 час полета, а при работе с встроенным блоком спутниковой коррекции - не более 40 м. Система установлена на самолете Су-34 и вертолетах Ми-28Н и Ка-31. Ведутся работы по установке ее на модернизированный Ил-76.
Мостик в будущее
Как известно, "Технокомплекс" является системным интегратором в сфере разработки и производства высокоэффективных интегрированных комплексов БРЭО, в конструкции которых применяются и элементы, изготовленные ведущими зарубежными фирмами. "Технокомплекс" взаимодействует с западными компаниями по 5-6 проектам, то есть фактически имеет стабильную кооперацию с иностранными производителями. Накануне открытия выставки Farnborough руководство "Технокомплекса" встретилось с представителями фирмы Sagem, обсудив будущее взаимодействие, в том числе в области ремонта и сервисного обслуживания, а также работу по созданию БРЭО для "индийского" МиГ-29К. Уже в ходе салона прошли переговоры о дальнейшем сотрудничестве с Thales и Finmeccanica, а также с одной из южноафриканских компаний.
Помимо работы по МиГ-29К, "Технокомплекс" продолжает участвовать в реализации программ Су-30МКИ для Индии и Су-30МКМ для Малайзии. Центру предстоит также заняться изготовлением БРЭО для Су-30МК и МиГ-29СМТ в рамках исполнения большого контракта с Алжиром. Участие в этих программах позволит "Технокомплексу" выйти в этом году на экономические показатели, превышающие результаты прошлого года.
Работа по всем этим направлениям идет фактически по накатанному пути, так как "Технокомплекс" имеет уже фактически готовые элементы БРЭО для самолета 5-го поколения. Напомним, на берлинской выставке ILA 2006 центр продемонстрировал наземный унифицированный комплекс планирования действий авиации и подготовки полетных заданий, предназначенный для автоматизированной подготовки планов решения боевых задач группами основных российских боевых самолетов и вертолетов. Комплекс преобразовывает выработанные планы в готовые полетные задания, которые с помощью Flash-памяти вносятся непосредственно в БРЭО летательных аппаратов. Сетевое управление боем - этот тот мостик, который уже сегодня перекинут не только к вступающему в свои права пятому поколению боевых самолетов, но и в более отдаленную перспективу - к шестому поколению, которое, по всей видимости, будет представлено в основном беспилотными летательными аппаратами.
По словам Гиви Джанджгава, у "Технокомплекса" есть наработки по авионике для беспилотных летательных аппаратов, которые должны прийти на смену самолетам 5-го поколения. Одним из важнейших элементом бортового оборудования БЛА будущего должна стать возможность сетевого управления. У этих аппаратов не только характеристики двигателя и аэродинамика будут играть ведущую роль. Новые достижения в области вооружения, радиолокации, маневренности сегодня дают прирост характеристик самолета на 15-20%. Однако, как напомнил президент "Технокомплекса", когда боевая единица (будь то самолет или сухопутная боевая машина) вписывается в систему общего управления, общая эффективность того или иного образца вооружения возрастает в разы. В настоящее время Россия отстает в создании перспективных БЛА, так что спустя какое-то время нам придется наверстывать упущенное.
А вот в США создание боевых беспилотных комплексов идет полным ходом. На Farnborough, в частности, помимо уже хорошо известного RQ-4A Global Hawk, был представлен и весьма реалистичный макет "беспилотника" X-47B, строящегося фирмой Northrop Grumman по программе J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems). X-47B представляет собой летательный аппарат "первого дня войны", который в условиях активного противодействия неподавленной ПВО противника должен выполнять задачи непрерывного ведения разведки, высокоточного целеуказания в любых погодных условиях, РЭБ, уничтожения целей. Строительство Х-47В началось в июне прошлого года, а первый полет этот БЛА должен совершить в конце 2007 г.
За эшелон
Входящее в НПЦ "Технокомплекс" ОАО "Аэроприбор-Восход" представило на Farnborough ряд перспективных разработок в области авиационного приборостроения. Это, в частности, прибор пилотажный комбинированный резервный ППКР-СВС, предназначенный для измерения и индикации барометрической высоты, вертикальной скорости, приборной скорости и числа М с компенсацией аэродинамических погрешностей приемников воздушных давлений как функции числа М, а также для выдачи электрических сигналов в коде во взаимодействующее оборудование. Индикация высотно-скоростных параметров производится на полноцветном жидкокристаллическом индикаторе, который заменяет группу из 4 резервных механических приборов. ППКР-СВС сертифицирован Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета и устанавливается в составе штатного оборудования на самолеты Ан-148, Ан-74, Ан-140, Ил-114.
Система предупреждения приближения земли СППЗ-2005 разработана в соответствии с требованиями ИКАО об обязательном оборудовании воздушных судов системами раннего предупреждения TAWS, обеспечивающими экипаж своевременной сигнализацией в случаях непреднамеренного опасного сближения с землей на всех этапах полета. Вычислитель и жидкокристаллический индикатор СППЗ-2005 выполнены в едином блоке, предназначенном для размещения на приборной доске. Еще один во многом уникальный прибор - высокоточный электронный высотомер ВБЭ-СВС-ЦМ - разработан и сертифицирован для обеспечения требований ИКАО по безопасности полетов в условиях жестких стандартов RVSM и режима усовершенствованного наблюдения (ENS).
В настоящее время высотомерами, отвечающими жестким международным требованиям, оснащено треть авиапарка российских авиакомпаний - это те машины, что вылетают за пределы России и стран СНГ. Однако модернизировать остальные лайнеры не позволяет пока сохраняющаяся в нашей стране устаревшая система эшелонирования. По словам генерального директора ОАО "Аэроприбор-Восход" Владимира Кравцова, СССР занимал лидирующие позиции в мире в области системы эшелонирования, то есть организации воздушного движения на самых экономичных высотах от 9 до 12 тыс. метров. С 1984 г. в Советском Союзе эшелоны на этих высотах составляли 500 метров, в то время как во всем мире оставались 600-метровыми. Однако с 1997 г. за рубежом постепенно начали переходить на 300-метровое эшелонирование. Сохранение в РФ прежних стандартов мешает службам УВД полностью использовать воздушное пространство России для пролета транзитных иностранных "бортов". На основных (плотно заполненных авиатрассами) направлениях мы вынуждены отказывать иностранным авиаперевозчикам, что приводит к экономическим потерям.
Поскольку все необходимое оборудование для введения в России 300-метровых эшелонов уже создано, дело тормозит лишь отсутствие официального решения по этому вопросу. Постоянные организационные перемены в службе гражданской авиации и структурные изменения в правительстве не дают чиновникам возможности заняться проблемой эшелонирования. По утверждению Владимира Кравцова, проект постановления правительства, посвященный этому вопросу, полтора года бродит по кабинетам и до сих пор не подписан. В этом документе должны быть сформулированы обязательные для всех участников сроки готовности к переходу на новые требования и, соответственно, регламентирован вопрос модернизации авиапарка. А пока процесс установки новых высотомеров на самолеты идет хаотично. "Для нас, как производителей оборудования, это крайне неудобно, поскольку мы все время должны менять темп его производства, и если он когда-нибудь замрет, то мы понесем значительные расходы на его восстановление", - прогнозирует Владимир Кравцов. Накопить запас высотомеров, который необходим для переоснащения всего парка, "Аэроприбор-Восход" также не может, поскольку предприятию вряд ли удастся привлечь необходимые средства для складского замораживания оборудования. Получается, что из-за бюрократических проволочек страдают и ведущие производители оборудования, и престиж России как авиационной державы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов