О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сумма двух ФГУПов дает ФГУП

Петербургская авиакомпания "Пулково" и ГТК "Россия" прекратили свое существование. На месте двух государственных авиаперевозчиков появился один: "Россия - российские авиалинии"

Петербургская авиакомпания "Пулково" и ГТК "Россия" прекратили свое существование. На месте двух государственных авиаперевозчиков появился один: "Россия - российские авиалинии". Бывший президентский авиаотряд укрупнился третьим по величине перевозчиком в стране. Ощутимых рыночных изменений в результате слияния двух ФГУПов эксперты не ждут. Тенденции на огосударствление авиаперевозок ими также не просматривается.

Уставный фонд вновь образованного ФГУП "ГТК "Россия" определен в размере около 1,35 млрд рублей. Совокупная балансовая стоимость активов составляет около 8 млрд рублей, из которых 4,5 млрд приходится на ГТК "Россия" и 3,5 млрд - на "Пулково". Управление объединенной компанией будет осуществляться из петербургского головного офиса, а перевозкой президента и прочих высших должностных лиц будет командовать московский филиал ГТК "Россия". Возглавляет компанию гендиректор Сергей Михальченко.

Процесс слияния "Пулково" и "России" начался в 2004 году, когда был подписан соответствующий указ президента РФ. "Россию" и "Пулково" слили из соображений упрощения управления, - считает директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Кроме того, необходимо было к кому-то присоединить непрофильную коммерческую часть ГТК "Россия", потому что их задача - возить не туристов, а руководителей. Вполне логично было слить два ФГУПа".

Однако до середины прошлого года объединение компаний шло медленно: из-за большого объема бюрократической работы и из-за нежелания топ-менеджмента петербургской авиакомпании терять свои позиции. Одновременно шло разделение ФГУАП "Пулково" на два самостоятельных подразделения - аэропорт и авиакомпанию. В октябре 2005 года оно было завершено, и на месте одного ФГУАПа появилось два: ФГУП "Аэропорт "Пулково", третий по величине аэропорт России (после Домодедово и Шереметьево), которому отошел наземный комплекс - два аэровокзала, и ФГУАП "Пулково". Последнему отошли 46 самолетов (все - отечественного производства, за исключением четырех самолетов Boeing 737-500).

Каких-либо серьезных рыночных последствий, в первую очередь для потребителей, слияние двух активов не повлечет: "Пулково" и до передачи ей ГТК "Россия" была третьим в стране авиаперевозчиком. По результатам 2005 года авиакомпания перевезла 2,835 млн человек. При этом за год работы на внутренних линиях перевозки выросли на 6,3% до 1,435 млн человек, а на международных - на 3,7% до 1,399 млн человек. В этом году объединенная компания рассчитывает перевезти 3,1 млн человек. В парк авиакомпании войдут 46 самолетов "Пулково" и 16 - "России".

Базироваться компания будет сразу в двух местах - во Внуково в Москве и в Пулково в Санкт-Петербурге. В несомненном выигрыше от этого окажется аэропорт Внуково, в котором "Россия" арендует площади и стоянки для самолетов.

Аналитики не склонны рассматривать завершившееся слияние двух госактивов как этап на пути к огосударствлению рынка авиаперевозок и к созданию единой подконтрольной государству авиакомпании. "Стратегии на прибрание к рукам авиаперевозчиков у государства нет - не та отрасль, - считает аналитик UFG Елена Сахнова. - Она требует слишком много забот при минимальных возвратах". С этим мнением согласен Борис Рыбак. "Авиаперевозки - бизнес небольшой и крайне неприбыльный, - говорит он. - Оборот всего воздушного рынка перевозок слегка превышает обороты любой из пяти наших крупнейших сталелитейных компаний. Управлять единой большой авиакомпанией было бы крайне сложно, особенно в условиях роста цен на топливо. Такая суперкомпания по размерам была бы как KLM и Finnair вместе взятые, в два раза меньше, чем Lufthansa, Air France или British Airways, и была бы очень низкодоходной".

Как бы там ни было, в двух крупных аэропортах страны позиции государства теперь смотрятся непоколебимо. "Просто государству было нужно создать крупного, полностью подконтрольного игрока, - говорит эксперт информагентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - И этот игрок получил два базовых аэропорта страны". На положении рядовых "командировочных" граждан это, правда, не скажется никак....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка