Коммерсантъ
18 декабря 2006, 10:58
"Система" соберет двигатели для государства
ФГУП "Рособоронэкспорт" и АФК "Система" начали проект создания двигателестроительного холдинга на базе НПО "Сатурн", УМПО и пермского моторостроительного комплекса
Как рассказал Ъ источник в администрации президента РФ, в конце прошлой недели ФГУП "Рособоронэкспорт", АФК "Система", Внешторгбанк и Внешэкономбанк договорились о создании негосударственного партнерства, которое займется объединением частных активов в двигателестроении. Юридическая схема построения холдинга, в том числе доли участников, еще не определена. Банки будут финансировать проект, но не факт, что получат долю. Участники проекта реализуют схему, уже опробованную в ходе создания государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Ей также предшествовало некоммерческое партнерство - Объединенный авиастроительный консорциум, в рамках которого шла подготовка к созданию корпорации. Ранее глава Роспрома Борис Алешин говорил Ъ, что власти обсуждают создание двух крупных двигателестроительных холдингов - частного и государственного.
На роль консолидатора госактивов еще весной претендовал "Оборонпром", дочерняя структура "Рособоронэкспорта". "Оборонпром" хотел объединить ОАО "ММП Чернышева", ФГУП "Салют", ФГУП "Завод имени Климова" и УМПО. Но проект не получил развития. ОАО "ММП Чернышева" и ФГУП "Завод имени Климова" в составе корпорации "МиГ" войдут в ОАК. Объединение частных предприятий - вторая попытка "Рособоронэкспорта" создать двигателестроительный холдинг. "Мы планируем заниматься данной областью,- пояснил Ъ гендиректор "Оборонпрома" Денис Мантуров.- Нас привлекут как минимум как консультанта или, возможно, для участия в управлении". Однако более подробно обсуждать проект нового холдинга он отказался.
Не стали официально комментировать проект и в АФК (в августе купила у ВТБ 81,25% акций ЗАО "Салес", владеющее контрольными пакетами акций пермских моторостроительных предприятий), и "Рособоронэкспорте". Но то, что АФК сделала предложение акционерам НПО "Сатурн" и УМПО о выкупе 51% акций предприятий, Ъ подтвердил источник, близкий к переговорам. "Речь идет о слиянии "Сатурна" и УМПО с пермскими заводами,- пояснил собеседник Ъ.- АФК выступает как дружественная государству структура, с "Сатурном" и УМПО договоренность на 80% достигнута. После того как "Система" консолидирует 51% "Сатурна" и УМПО, все предприятия переведут на единую акцию".
Самый крупный акционер УМПО - ОАО "Управляющая компания "Уфимские моторы" (41,12% акций, после выкупа допэмиссии в марте доля должна увеличиться до 51,4%), подконтрольное топ-менеджменту предприятия. Еще 12,33% акций принадлежат ОАО "Объединенные финансы" (по неофициальным данным, ОАО контролирует 36% акций). Выручка УМПО за 2005 год - 10,5 млрд руб., чистая прибыль - 1,025 млрд руб.
В НПО "Сатурн" 37% акций у государства, 60% акций - у ряда юридических и физических лиц, основным бенефициаром бумаг считается гендиректор НПО Юрий Ласточкин. Выручка "Сатурна" за 2005 год - 8,67 млрд руб., чистая прибыль - 86,9 млн руб.
Гендиректор УМПО Александр Артюхов не подтвердил Ъ планы по продаже предприятия "Системе". Но гендиректор и совладелец НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин это не опроверг, хотя более подробно комментировать ход переговоров не стал. Отметим, что ранее господин Ласточкин рассказывал Ъ о планах по слиянию "Сатурна" и УМПО (см. Ъ от 5 декабря). Но это не противоречит их дальнейшей продаже "Системе".
Текущая капитализация "Сатурна" и УМПО на РТС составляет $352 млн и $548 млн соответственно, стоимость активов пермских предприятий на 31 марта оценивалась в $365 млн при обязательствах в $230 млн. Общий портфель заказов предприятий составляет не менее $2 млрд. "Сатурн" и УМПО поставляют двигатели для истребителей "Су". "Сатурн" также создает двигатели для регионального SuperJet100 и истребителя пятого поколения по заказу АХК "Сухой". "Пермские моторы" выпускают двигатели ПС-90А для Ил-96-300, Ту-204 и Ту-214. "Холдинг в таком составе будет эффективным, даже если государство оставит себе в нем контрольный пакет, но при условии, что его возглавит сильный отраслевой топ-менеджер, например сам Юрий Ласточкин,- считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Кроме того, необходима серьезная инвестпрограмма, например нужно провести оптимизацию производства на УМПО и в Перми".
Источник Ъ в правительстве РФ не исключил, что в холдинг может также войти украинский производитель двигателей для вертолетов ОАО "Мотор Сич", о покупке контрольного пакета акций которого ведут переговоры АФК и "Оборонпром". Более того, источник Ъ в ОАК утверждает, что основной владелец "Мотор Сича" гендиректор компании Вячеслав Богуслаев, уже продал "Рособоронэкспорту" 18% акций, а в 2007 году будет завершена сделка по продаже еще 30% акций. Господин Богуслаев этот вопрос прояснить отказался. Однако на прошлой неделе на конференции "Мотор Сич" - 90 лет в авиации" он говорил, что "готов к объединению с заинтересованными структурами в РФ, это может быть обмен акциями или обмен собственностью, законодательная база Украины позволяет это делать"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов