О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мечты о дискаунтерах

Россияне давно ропщут, что летать по Европе дешевле, чем по России. С Нового года все может поменяться. На рынок планируют выйти сразу три низкобюджетных авиаперевозчика

Россияне давно ропщут, что летать по Европе дешевле, чем по России. С Нового года все может поменяться. На рынок планируют выйти сразу три низкобюджетных авиаперевозчика - те, кто подготовился к этому еще в 2006 г. Во всем мире такие компании предлагают билеты на 30-40% дешевле остальных, но в России к таким проектам пока относятся настороженно.

Первые авиакомпании-дискаунтеры появились в США в середине 90-х, сейчас в мире их насчитывается около 200. В Европе - около 80, восемь работает в Африке. В Россию пока летают только зарубежные компании - немецкие Germania Express и Germanwings, итальянские WindJet и Alpi Eagles. К ним могут добавиться Norvegian, Sky Europe и Nikki. Желающих создать российского дискаунтера было много, но все проекты так и оставались пока на бумаге. Все должно поменяться в новом году.

Первым намерен полететь перевозчик Sky Express из московского "Внуково", в самом конце года получивший разрешение на полеты. Создатели компании - братья Борис и Александр Абрамовичи (сейчас у них 40% акций), совладельцы еще пяти традиционных перевозчиков из альянса AiRUnion. Проект разрабатывался с 2005 г., и заинтересовалось им немало именитых инвесторов: ЕБРР и британский фонд Altima Partners купили по 20% Sky Express, MG Capital и Sloane Robinson - по 10%. В январе дискаунтер рассчитывает получить лицензии сразу на семь маршрутов - в Мурманск, Калининград, Ростов-на-Дону, Сочи, Тюмень, Пермь и Уфу, говорит гендиректор Sky Express Марина Букалова. Самым первым рейсом станет Москва - Сочи. А промоцена на часть кресел - 500 руб. (их точное количество в Sky Express наотрез отказываются называть, как и все тарифы).

На очереди - проект Национальной резервной корпорации с рабочим названием National Wings и дискаунтер, создаваемый "Альфа-групп". Переговоры о возможном партнерстве группа сейчас ведет с американским инвестфондом Indigo, который уже создал дискаунтера Tiger в Сингапуре и Wizz Air в Венгрии. Бизнес-планы своих проектов представители инвесторов пока комментировать не желают.

Суть бизнеса бюджетных перевозчиков полностью раскрывает их английское название - low cost, т. е. низкие издержки. Билеты дискаунтеров в среднем на 30-40% дешевле, чем у обычных авиакомпаний. На столько же должны быть ниже издержки. Стандартные способы сокращения последних - рейсы только на небольшие расстояния, без стыковок и с максимальной загрузкой. Минимум сервиса в аэропорту (а значит, скидка на аэропортовое обслуживание), минимум сервиса на борту (питание только за отдельную плату и т. д.), однотипный парк из недорогих самолетов, что дает экономию на техобслуживании. У дискаунтера не должно быть непрофильных подразделений (цеха бортового питания, например), штат должен быть минимальным. Еще один метод экономии - прямые продажи билетов, в идеале через Интернет.

Все это в России пока внедрить сложно. А значит, билеты российских дискаунтеров будут пока дороже, чем у европейских, либо рентабельность ниже, констатирует гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. Аэропортовые сборы регулируются государством, больше 30% скидки аэропорт дать не может. Нормативная база для электронного билета до сих пор в стадии разработки, и только через Интернет продажи вести невозможно. Есть проблемы и с парком. Самые популярные самолеты у дискаунтеров - среднемагистральные Boeing 737 и Airbus A320: это массовый продукт и на его техобслуживании можно серьезно экономить. Но в Россию их можно ввезти, только уплатив пошлину и НДС (около 40% от стоимости самолета). С такими сборами выгодно ввозить только 10-12-летние лайнеры, а на их техобслуживании уже не сэкономишь.

Эта услуга в России будет востребована, а значит, в ближайшие годы в стране будут созданы необходимые условия для работы дискаунтеров и в более выигрышной позиции должны оказаться те, кто вышел на рынок первым, уверена старший банкир ЕБРР Флоранс Башелар-Бакал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка