Коммерсантъ
5 июня 2007, 12:31
Robinson не вписался в русло Оки
Установлены обстоятельства катастрофы вертолета Robinson R-44, разбившегося в Подмосковье. Пилоты вели машину над руслом реки в нескольких метрах от воды. В какой-то момент вертолет зацепился за верхушки деревьев и рухнул на землю
Катастрофу Robinson видели десятки человек, среди которых оказались охранники, объезжавшие расположенные на обоих берегах Оки совхозные поля, и рыбаки, сидевшие у реки с удочками. "Вообще, вертолеты здесь не редкость,- рассказал Ъ житель Каширы Алексей Фомин, отдыхавший в воскресенье вечером с компанией на берегу.- Но на этот мы все обратили внимание - Robinson летел как-то слишком уж рьяно: резко набирал и снижал скорость, шарахался из стороны в сторону, совершал крутые виражи, держась при этом всего в нескольких метрах от воды. В какой-то момент пилот то ли не вписался в изгиб русла, то ли намеренно решил повернуть к полям на левом берегу. Стал поворачивать и одновременно подниматься, чтобы перевалить через растущие вдоль берега старые ветлы метров по 15 высотой. Однако набрать высоту летчик не успел, и машина зацепилась хвостом за крону одного из деревьев. При этом от нее отлетела какая-то железка, возможно, кусок заднего винта, а метров через 100 рухнул на поле и сам вертолет".
Как рассказал Ъ замначальника управления МЧС по Каширскому району Вячеслав Климов, очевидцы катастрофы тут же позвонили в местную пожарную службу, а сами бросились к упавшему вертолету. По их словам, все трое его пассажиров (бывший военный летчик майор Вадим Прошкин, работавший в последнее время инструктором авиационно-учебного центра SkyVision, его курсант вице-президент МТС Михаил Шамолин и подруга бизнесмена 25-летняя сотрудница кадрового агентства "Анкор" Мария Якушева) получили серьезные травмы и были без сознания. Тяжелее других пострадал сидевший на правом пилотском кресле Вадим Прошкин - его пульс едва прослушивался, а вскоре и вовсе пропал. Удар о землю пришелся как раз с той стороны, где сидел инструктор. Бизнесмена Шамолина, который находился в левом пилотском кресле, и его подругу, сидевшую за летчиками, рыбаки на своих автомобилях довезли до каширской районной больницы.
Через несколько минут после аварии на берег Оки приехали милиционеры и спасатели. По словам Вячеслава Климова, в баках Robinson оставался еще приличный запас топлива; весь керосин после удара о землю выплеснулся наружу и лишь каким-то чудом не загорелся, пока добровольные спасатели отгибали покореженные двери вертолета и вытаскивали наружу пассажиров. Пожарным оставалось только на всякий случай залить помятый остов вертолета пеной, а милиционерам - выставить оцепление до приезда специалистов Межгосударственного авиакомитета и следователей Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.
От официальных высказываний по поводу причин катастрофы эксперты и следователи пока воздерживаются. Следует отметить, что расследование вообще будет непростым. Дело в том, что Robinson R-44 конструктивно не оснащен самописцами, регистрирующими параметры полета и переговоры пилотов между собой. За летящим на малой высоте вертолетом не всегда могут наблюдать и наземные службы слежения - пилоты лишь докладывают о своих действиях диспетчеру по радиосвязи, поэтому так называемые средства объективного контроля расследователям в данном случае не помогут. Им остается рассчитывать только на показания самих участников рейса, диспетчеров аэропорта вылета и очевидцев, наблюдавших за машиной с земли.
Например, до сих пор остается открытым даже вопрос о том, кто управлял машиной - инструктор Прошкин или бизнесмен Шамолин. Robinson R-44, как говорят эксперты, имеет двойное управление, подобно автомобилю, предназначенному для учебной езды. Инструктор, дав задание сидящему рядом курсанту, передает ему управление машиной, но сам при этом "мягко держится" за штурвал, корректируя ошибки ученика. Таким образом, вертолетом фактически управляют оба пилота, и определить, кто именно из них совершил роковую ошибку, в подобных случаях бывает сложно.
Расследователи пока не могут выяснить и сам статус полета, который мог быть как учебно-тренировочным, так и демонстрационным. В последнем случае инструктор не обучает бизнесмена-курсанта, передавая ему управление машиной, а только демонстрирует потенциальному покупателю возможности вертолета или просто организует клиенту воздушную экскурсию. В частной авиации, как утверждают эксперты, одна форма полета часто подменяется другой или же во время одного полета обучение чередуется с экскурсией и демонстрацией.
Вопросы о том, кто управлял вертолетом и каков был статус последнего полета Robinson, конечно, будут изучаться экспертами и следователями, однако ответы на них, строго говоря, юридического значения уже не имеют. Дело в том, что ответственность за безопасность полета, согласно Воздушному кодексу России, всегда несет командир экипажа, которым в данном случае являлся инструктор авиационно-учебного центра SkyVision Вадим Прошкин. Однако он, по словам очевидцев, пережил вверенный ему вертолет всего на 4 минуты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов