О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Два юбилея вертолета-газолета: исторический и оптимистический.

7 сентября исполняется 20 лет со дня первого полета экспериментального вертолета Ми-8ТГ, первого в мире вертолета, один из двух газотурбинных двигателей которого работал на сжиженном газе (имитаторе (АСКТ)

7 сентября исполняется 20 лет со дня первого полета (1987 г.) экспериментального вертолета Ми-8ТГ, первого в мире вертолета, один из двух газотурбинных двигателей которого работал на сжиженном газе (имитаторе (АСКТ). Сейчас этот вертолет из большого семейства Ми-8 более известен еще как газолет, хотя данный термин в будущем наверняка будет распространен на любой летательный аппарат, работающий на газомоторном топливе. Его значимость для будущего всей авиа-космической отрасли не вызывает сомнений, считают некоторые эксперты.

"Рывок в небо единственного в мире вертолета Ми-8ТГ, работающего на газовом топливе (АСКТ), затянулся. Так как финансирование проекта из Федеральной целевой программы "заморожено" более 10 лет. Тем не менее востребованность газолета не вызывает сомнений и имеет большие перспективы. А именно в связи с вниманием высшего руководства страны к экологическим проблемам Сибири и вообще России, утилизации нефтяного попутного газа и далеко идущим планам по освоению новых арктических широт с хрупкой экосистемой", - уверен генеральный директор ОАО "Интеравиагаз" Вячеслав Зайцев.

24 августа в рамках авиасалона "МАКС-2007" было отмечено 100-летие первого полета человека на вертолете. В России празднование этого события, организованное Ассоциацией вертолетной индустрии, при поддержке "Оборонпрома" и "Вертолетов России", прошло в Подмосковье, в ССК "Лисья нора". В течение двух дней здесь проходили соревнования по вертолетному спорту на Кубок КБ Миля, учрежденный МВЗ им. М.Л.Миля.

07 сентября - пройдет другой авиационный юбилей. Меньшего масштаба, и торжеств, увы, не ожидается. Но его значимость для будущего всей авиа-космической отрасли не вызывает сомнений, считают некоторые эксперты.

Исполняется 20 лет со дня первого полета (1987 г.) экспериментального вертолета Ми-8ТГ, первого в мире вертолета, один из двух газотурбинных двигателей которого работал на сжиженном газе (имитаторе (АСКТ), другой - на авиакеросине. Вертолет был создан по инициативе ЦАГИ и ЦИАМ. Этими же институтами и НИПИгазпереработкой были разработаны и согласованы технические условия (ТУ 39 1547-87) на топливо, которое назвали (АСКТ) - авиационным сконденсированным топливом.

Предистория такова:

Идея создания двухтопливного (газ-керосин) вертолета родилась в ЦАГИ в конце 70-х годов прошлого столетия. Немного позже, проведя комплексный анализ теплофизических характеристик газа, идею поддержал ЦИАМ. В 1982 году был выполнен научно-технический отчет, явившийся результатом большой исследовательской работы нескольких организаций, который показал реальность и эффективность перевода вертолетов на газовое топливо. В 1985 году вышло Постановление ГКНТ СССР № 500 о расширении работ по газовому вертолету. И в том же, 1885 году на ленинградском "Заводе им.В.Я.Климова" были проведены стендовые испытания вертолетного двигателя ТВ2-117ТГ на сжиженном газе.

В результате в 1987 году на МВЗ им. М.Л.Миля был построен вышеуказанный экспериментальный вертолет, на котором сжиженный газ размещался в шести баках от грузового автомобиля, работающего на пропан-бутане.

Стендовые и летные испытания прошли успешно. Всего на газе двигатель проработал около 50 часов. Но зато как! Летный состав (летчик Г.Г.Агапов) не заметил никакой разницы в пилотировании и работе силовой установки. Доволен был и технический состав: двигатель запускался с первого раза. В отличие от керосинового двигателя выхлоп газового был чистый - не было никаких сажистых отложений (проверяли носовым платком) и т.п.

Взлетный вес вертолета подбирался таким образом, чтобы в случае выхода из строя газового двигателя, можно было бы долететь из зоны испытаний на одном - керосиновом. Но как всегда, случилось с точностью "до наоборот": в двигатель, который работал на керосине, попала птица и он заглох. Поэтому "домой" пришлось добираться на одном, но газовом двигателе. Так что этот эпизод следует рассматривать как первый в мире полет летательного аппарата с газотурбинным двигателем на газовом топливе. Не было бы счастья, да несчастье помогло… - вспоминает генеральный директор ОАО "Интеравиагаз" Вячеслав Зайцев.

Это вдохновило ученых и конструкторов - участников проекта создания двухтопливного вертолета, на учреждение в 1991 году ОАО "Интеравиагаз" с целью консолидации усилий и средств.

Затем, в 1993г. на авиасалоне был продемонстрирован опытно-промышленный экземпляр вертолета Ми-8ТГ, оба двигателя которого могут работать как на АСКТ, так и на авиакеросине, а также на их смесях в любой пропорции. А в 1995г. на Авиакосмическом салоне "МАКС" этот первый в мире опытно-промышленный экземпляр газового вертолета - газолета был показан уже в полете.

Испытания показали, что при переходе на газовое топливо характеристики вертолета остаются практически неизменными, а некоторые даже улучшаются (в том числе и при эксплуатации в условиях пониженных температур). Проработки самолетостроительных ОКБ подтвердили, что АСКТ можно применять и на самолетах.

"Однако после демонстрации газолета на МАКСе в 1995 году, предусмотренные Федеральной целевой программы средства на продолжение работ перестали выделяться.

"Кто тут виноват? Керосиновые монополисты, увидевшие в АСКТ конкурента? Нерадивые чиновники? - неизвестно", - поясняет г-н Зайцев. - А пройди газолет госиспытания в 1996 году, глядишь, и факелов попутного нефтяного газа, одного из основных сырьевых источников для выработки АСКТ, было бы меньше. И сколько дополнительно пассажиров и груза было бы за это время перевезено"…

ОАО "Интеравиагаз" совместно с МВЗ им. М.Л.Миля занимается разработкой вертолетов на газовом топливе (АСКТ) (уже создан создан опытно-промышленный образец вертолета-газолета Ми-8ТГ) и системы наземного газового топливообеспечения. АСКТ может вырабатываться из попутного нефтяного газа (его фракции ШФЛУ (LPG), "жирного" природного газа и т.п.

Технология производства АСКТ достаточно проста и принципиально отработана в ОАО "НИПИгазпереработка" (г. Краснодар). Используя её при переработке попутного нефтяного газа (ПНГ), можно реализовать безотходное производство, получая на выходе три и более товарных продукта: газ, подготовленный для транспорта по магистралям, АСКТ и пропан-бутан (для наземного транспорта и быта марок ПА, ПБА, СПБТ), бензин газовый стабильный (БГС) и др.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАО "Интеравиагаз"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка