О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Некоторые вертолетные итоги МАКС-2007

Завершился МАКС-2007. Много было и еще много будет написано и сказано, попробуем и мы подвести предварительные вертолетные итоги

Завершился МАКС-2007. Много было и еще много будет написано и сказано, попробуем и мы подвести предварительные итоги.

Во-первых, несмотря на то, что по сравнению с предыдущим салоном вертолетов стало больше (31 против 22 в 2005 году), новых моделей мы не увидели. А некоторые типы (Ми-2А, Ми-60МАИ, Bell407, EC145, Enstrom 480, Ка-27/28, Ка-37) вообще бесследно исчезли из поля зрения. По существу, на МАКС возят не только одни и те же типы, но и одни и те же экземпляры вертолетов и макетов.

Во-вторых, вертолетов стало больше в основном за счет вариаций на тему Ми-8/17 (CSAR, VIP, ФТС, 17В-5, МТКО) и Ка-226 (АГ, ФСБ, МВД), а также группы Ми-28Н (35, 36,37) из первой серии. Правда, новые предложения CSAR и VIP скорее дань моде, чем серьезное предложение для рынка.

В-третьих, из трех десятков вертолетов, представленных на открытой стоянке МАКС-2007, больше половины (60%) - тяжелые вертолеты с взлетной массой более 10 тонн. В основном, это вертолеты военного назначения - 55%. А если убрать западные вертушки - почти 70%, и становится ясно, что наше вертолетостроение работает "на войну".

В-четвертых, нельзя было пройти мимо Ка-52, который не только изменил свой внешний облик, но и внутреннее содержание и в целом выглядел достойно.

В-пятых, несколько программ после МАКС-2005 существенно продвинулись от опытных прототипов в малосерийное производство (Ка-266, Ми-28Н). В тоже время продвижение остальных - менее заметно, практически на том же месте остались: "Ансат-2РЦ"; "Актай" (обещали поднять в воздух еще на прошлом МАКСе), Ми-54 (макет), Ми-38, Ми-2А, Ми-60МАИ и др. Программы находятся в состоянии перманентного ожидания заказчиков. Так можно и просидеть в "девках".

В-шестых, что касается зарубежных производителей, с МАКСа ушли лидеры мирового вертолетостроения, если Eurocopter сэкономил на демонстрации, то AugustaWestland вообще отказалась от своих планов что-либо показывать. Напротив, поляки PZL Swidnik, индусы HAL и китайцы AVIC II выступили существенно сильнее, чем в 2005 году, проявив повышенный интерес к нашему рынку вертолетов.

В-седьмых, увеличение численности вертолетов не стало демонстрацией новых вертолетных технологий. Технологического задела для качественного прорыва, о котором так много говорили интеграторы отрасли, на МАКСе мы так и не увидели.

В-восьмых, фантастические прогнозы тоже были озвучены без какого-либо реального обоснования.

В-девятых, на МАКСе активно выступали разработчики и производители вертолетов, эксплуатанты (исключительно из силовых ведомств) остались в тени, а гражданские - вообще были не заметны, словно и не для них создается вертолетная техника.

В-десятых, необходимо отметить, что у нас есть, что показать и есть, чем гордиться. Из тех, что стояли на стоянке: Ми-17В-5 - садился на Эверест, Ми-24ПН №77 - участник Мирной миссии 2007, Ка-32 - одна из первый машин ("четверочка"), работавших в Канаде на вывозе древесины. К сожалению, сложилось впечатление, что показывать не умеем или не хотим. Никому это было не нужно за малым исключением (ФСБ, МВД). Даже в бизнес дни представители работали по принципу: "Нам сказали поставить вертолет, мы поставили. Хотите, смотрите, хотите, нет". Огородились от посетителей забором, ноль информации, капоты закрыты (только на одном вертолете были открыты - Ка-226 МВД!). Вертолеты не подготовлены - грязные, я уже не говорю о прокраске, презентабельный вид был лишь у единиц. Лопасти на "Ансате-2РЦ" повесили, даже гайки не закрутили и т.д. За малым исключением, ни вертолеты, ни представители специально к показу были не подготовлены (внешний вид, информационное сопровождение…).

В очередной раз удивили организаторы. Вертолеты уже привычно остались "за спиной" самолетов. Разбросаны по всей рулёжке, в экспозициях не прослеживается ни какой идеи. В центре внимания у нас традиционно ударные винтокрылы, как будто бы, кроме того, что убивать, вертолеты ничего больше не умеют. Мало было представлено специальных вертолетов (спасательных, медицинских, пожарных).

Наши вертолетчики заслужили иного отношения к себе, Очень хочется, чтобы и вертолетная составляющая салона смотрелась не как бесплатное приложение к большой авиации, а как самостоятельный вид.

В таблице представлены вертолеты, которые можно было увидеть на статической стоянке МАКСа.

Таблицы - Вертолеты на МАКСе-2007

МАКС-2007Взлетная масса, кгНазначениеСтатус
Ансат-2РЦ №902 КВЗ3500БоевойОпытный прототип
Ансат КВЗ3350ГражданскийСерийный
Актай 01 КВЗ1050УчебныйОпытный прототип
Ми-17В-5 КВЗ13000Транспортно-грузовойОпытный
Ми-171Ш № 987 УУАЗ13000Поисково-спасательныйОпытный
Ми-171VIP RA25777 УУАЗ13000ТранспортныйСерийный
Ми-171 ФТС RA25541 УУАЗ13000ТранспортныйСерийный
Ми-8МТКО № 408 ВВС11100Транспортно-боевойМало серийный
Ми-24ПН № 37 ВВС11500БоевойМало серийный
Ми-24П № 07 ВВС11500БоевойСерийный
Ми-28Н № 024 МВЗ11500БоевойОпытный прототип
Ми-28Н № 35,36,37 ВВС11500БоевойМало серийный
Ми-38 № RA 38011 МВЗ14000-15600МногоцелевойОпытный прототип №1
Ми-54 МВЗ4500ПассажирскийМакет
Ми-35М № 77 Роствертол11500БоевойСерийный
Ми-26Т № RA-06285 МАЦ49500-56000Тяжелый транспортныйСерийный
BK-117 RA01881 Mirakle73350VIP перевозкиСерийный
Ка-226АГ Газпромавиа3400ПассажирскийМало серийный
Ка-226 RF21002 МВД3400ПассажирскийМало серийный
Ка-226 ФСБ3400 Специальный Мало серийный
Ка-50 №26 ВВС10800БоевойСерийный
Ка-52 № 061 Камов10400БоевойОпытный прототип
Ка-60 Камов6500Учебно-боевойОпытный прототип
Ка-31 № 032 Камов12500 Боевой Серийный
Ка-32А11 ВС Камов11000ТранспортныйСерийный
R44 Raven I RA04196 Авиасоюз1100ЧастныйБ/У
MD500 RF00859 GALS1350ЧастныйБ/У
Safari GALS680ЧастныйБ/У
АК1-3 UK-AKIZ Аэрокоптер650ЧастныйМало серийный
Exec-162F1225Частный-


Вместо заключения. Прорыва, о котором так много говорили, не ожидается, за каждый шаг, каждый контракт придется побороться. И к этому нужно готовиться. "Собирание" отрасли - это лишь подготовительный шаг, прелюдия к стратегии развития, которой, по большому счету, еще нет.

Если оценить вертолетный МАКС в целом одним словом - это оптимизм. Если у МВЗ он уверенный, то у Камова - умеренный, у ремонтных предприятий - работы на 2-3 года вперед. Этап выживания отрасли завершается. У нас есть силы и средства, но вот с направлением "главного удара" все никак не определимся....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка