Общая газета.Ру
17 октября 2007, 16:30
"Сигнал" - начинка для МиГа
Ни один летательный аппарат не обходится без измерительных приборов Энгельсского приборостроительного объединения "Сигнал"
Как в новых условиях будут чувствовать себя предприятия, без продукции которых в лучшие годы не обходился ни один летательный аппарат нашей страны? Об итогах МАКСа-2007 и о перспективах развития деятельности в рамках подъема отечественного авиапрома мы беседуем с Виталием Раковым, главным конструктором по приборной продукции, начальником конструкторского отдела Энгельсского приборостроительного объединения "Сигнал", кандидатом технических наук.
- Виталий Алексеевич, ваши приборы стоят практически на всем, что летает, не так ли? Что позволяет авиастроителям отдавать им такой приоритет?
- Совершенно верно, где-то больше, где-то меньше. Измерение давления на всех летательных аппаратах, начиная с самолетов, вертолетов и кончая ракетами и космическими аппаратами, составляет примерно 30% от всех измерений. Например, на знаменитом, я бы даже сказал, великом комплексе Энергия-Буран, который был преступно загублен в 80-е годы, проводилось порядка 12 тысяч измерений - ускорения, давления, температуры в процессе полета. Информация с них через радиотелеметрическую станцию передавалась на Землю и отслеживалась. Наших проборов там было около 2,5 тысяч. За два полета этого комплекса не было ни одного отказа наших приборов.
Наши приборы, помимо того, что выполняют очень важную роль, они отличаются, если так можно сказать, повышенной ответственностью, надежностью. Вообще, различают два вида надежности: электрическая и механическая. Для того, чтобы измерить давление, разработчики объектов "портят" их намеренно. То есть наш прибор должен быть по надежности не хуже, тех элементов объектов, на которых приборы стоят и где измеряют давление. Поэтому в отличие от многих прочих, наши приборы выдерживают многократные перегрузки давления. Основная их масса разработана много лет назад, они до сих пор остаются более чем актуальными.
Еще одна их отличительная особенность - это мощный выходной сигнал. На объекте масса приборов, создающих электрические помехи, которые могут заглушить низкий сигнал с датчика. Системы защиты от помех - это дополнительные затраты, дополнительный вес, ненадежность. На наш сигнал - 5 вольт - не действуют практически никакие помехи.
Кроме того, наши приборы отличает высокая теплостойкость.
На данный момент главным достоинством наших приборов является очень большая наработка "на отказ". То есть берется парк объектов, на которых стоит прибор и считается, сколько часов он наработал. Сумма часов делится на количество отказов. У наших приборов фактическая средняя наработка на отказ - от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов часов.
В заключение я должен сказать о создателе этих приборов Александре Глухареве - моем учителе и наставнике. Все положительные качества нашей продукции, которые я перечислил, были заложены еще при проектировании Александром Ивановичем. Он, без сомнения, создал новую школу проектирования приборов для особо жестких условий.
- В последние годы, так сложилось, что ЭПО "Сигнал" ассоциировался практически только с газовым оборудованием. Полагаю, для многих было приятным удивлением узнать о достижениях в традиционной для вашего предприятия области - авиационного приборостроения. В том числе и благодаря МАКСу-2007. По итогам участия "Сигнала" в Салоне, по степени интереса к вашим разработкам, можете ли вы сказать, на какой стадии развития на самом деле находится отечественное авиастроение?
- К сожалению, ситуация в отечественном авиапроме складывалась не самым лучшим образом. Я так вообще уверен, что авиацию целенаправленно уничтожали, и теперь еще пытаются ставить палки в колеса. В мире идет жесточайшая борьба за этот рынок, на котором каждый вложенный рубль оборачивается большой прибылью. Нас пытаются не пустить на мировую арену, и до некоторых пор и на свой собственный. Если бы президент Путин не принял кардинальных мер, не сказал бы своего веского слова в защиту нашего авиапрома, мы до сих пор не увидели бы тех пусть пока еще небольших перемен в этой области.
МАКС-2007 показал, что некогда лежачая авиационная промышленность, хоть как-то начала подниматься. Нашими приборами интересовались всегда. На Салоне 2005 года, в котором мы тоже принимали участие, на прочих выставках - интерес был достаточно активным и живым. И тут нет ничего удивительного - у нас очень большая номенклатура. Уже в советское время "Сигнал" был головным предприятием по разработке и производству приборов для измерения давления на самолетах, ракетах, проч. Более всего интересовались массовой продукцией - датчиками давления для всех видов авиационной техники.
- У вас была возможность познакомиться с аналогичной продукцией иных производителей?
- Да, конечно. В этом году на МАКСе почему-то мало было прибористов. Из отечественных прибористов были представлены: НИИ "Физических измерений" (Пенза) - приборы для измерения не только давления, но и температуры, веса и проч., наши соседи - КБ "Сигнал" им. Глухарева, фирма "Прибор Восход", с которой когда-то начиналось все наше монометрическое приборостроение - системы "скорость-высота". Из иностранцев можно отметить американскую фирму "Кьюлайт", за развитием которой я наблюдаю довольно давно. Сначала они делали приборы для испытаний, а теперь вроде бы перешли и на штатные приборы, хотя ничем их наличие не подтверждают. Вполне не конкретно они говорят о том, что их приборы много где стоят, но ведь назначение их может быть разным. Есть приборы, которые просто считывают информацию, но есть и приборы штатного применения, работающие либо в системах управления, либо в системах индикации - то есть оперативной информации, которая необходима летчику, которых зависит безопасность полетов. Все наши приборы - это, как правило, штатные приборы. Они влияют на безопасность полета, стоят на гидросистемах, баллонах, баках, и не имеют права разрушаться. Однако иностранных приборов на выставке я не нашел.
- Иностранцы, видимо, перестраховываются. А что выставил ЭПО "Сигнал"?
- На наших стендах были выставлены некоторые представители конструктивно унифицированных и параметрически унифицированных рядов. К примеру, внешне все приборы одинаковые, а давление, на которое они рассчитаны - разное. Есть еще у нас межпроектная унификация, когда детали с одной группы приборов, могут использоваться в другой, что очень удешевляет производство.
- Как вам кажется, ваши конкуренты из-за рубежа могут предложить российскому авиапрому что-то серьезное?
- Если брать ту же американскую фирму, по точности и теплостойкости они вышли на довольно хороший уровень. По цене иностранные приборы выше наших, однозначно. Метрология так же выше, но с одной оговоркой. Наши приборы гарантируются на 12-15 лет. Режим их использования по принципу - "поставил-забыл". Но по метрологии мы гарантируем, что в течение 12-15 лет он будет давать погрешность не более гарантируемой. Иностранные приборы гарантируют погрешность лишь на 5 лет. А что дальше делать? Об этом они молчат.
Все эти параметры относительно нашей продукции не голословны. В свое время мы отработали технологию искусственного старения приборов. Когда ракета стоит в шахте 15 лет, никто не проверит, как ведет себя прибор, и нам поставили задачу гарантировать его работоспособность. Теперь каждая единица проходит у нас процедуру ускоренного старение - порядка нескольких рабочих смен. Это ноу-хау нашего предприятия.
И еще наши приборы внешне кажутся достаточно грубыми в части точности. Но, в отличие от конкурентов, суммарную погрешность наших приборов входят дополнительные погрешности от эксплуатационных дестабилизирующих факторов - температуры, виброускорений, ударных ускорений и т.д. Кроме того, в эту суммарную погрешность входит и дополнительная погрешность времени при эксплуатации приборов в течение 12-15 лет.
Иностранные фирмы, как правило, дополнительную погрешность от времени или указывают отдельно, или вообще не гарантируют.
В настоящее время на базе многолетнего опыта мы создаем новые, совершенные приборы с более высокой погрешностью и улучшенными метрологическими характеристиками....
Авторские права на данный материал принадлежат «Общая газета.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов