Военно-промышленный курьер
5 декабря 2007, 13:33
Ближневосточный вектор
Россия возвращается на рынки арабских стран с военными и гражданскими проектами
Кое-где в регионе фирмы "Сухой" и "МиГ" могут ожидать неплохие перспективы, однако наиболее платежеспособные арабские государства традиционно эксплуатируют боевые самолеты американского и отчасти европейского производства. Изменение "ориентации" в данном случае означает изменение не только состава парка ВВС, но всей наземной инфраструктуры, а в современных условиях это влечет за собой слишком серьезные расходы. Хотя в перспективе, учитывая наметившуюся, в частности в Саудовской Аравии, тенденцию к диверсификации закупок ВВТ, нельзя исключать и такой вариант развития событий.
В кильватере лидеров
Dubai Airshow кажется не лучшим местом для продвижения отечественных боевых самолетов на рынки государств региона Персидского залива и Северной Африки. Эта выставка традиционно носит в основном гражданский характер, что и подтверждают важнейшие контракты, подписанные в Дубае. Все они касались поставок пассажирских лайнеров.
Конкурировать в сегменте магистральных самолетов с фирмами Airbus и Boeing российскому авиапрому вряд ли удастся, а вот на рынке региональных машин Россию может ожидать некоторый успех. Наибольшие надежды сегодня возлагаются на SuperJet-100, разработанный компанией "Сухой". Поэтому основной акцент в ее экспозиции на Dubai Airshow-2007 был сделан на стенд ЗАО "Гражданские самолеты Сухого".
По словам генерального директора ЗАО "ГСС" Виктора Субботина, многие ближневосточные авиакомпании проявляют интерес к SuperJet-100 и в настоящее время ведутся переговоры с представителями ряда государств Ближнего Востока и Азии о возможных поставках этих машин.
Уже практически закончены начавшиеся в январе статические испытания самолета, необходимые для совершения первого полета. Как отметил Виктор Субботин, они прошли успешно, никаких проблем выявлено не было. К концу 2007 г. на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении будет готов второй испытательный самолет. Для него уже изготовлен центроплан, состыкованы отсеки фюзеляжа, завершается сборка кессона отъемной части крыла. Также ведется сборка третьего опытного образца. Первый испытательный полет SuperJet-100 планируется совершить в конце 2007 г.
В настоящее время наблюдается некоторое отставание по срокам начала испытаний двигателя SaM146 на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Они не связаны с какими-то конструктивными проблемами, а обусловлены некоторыми трудностями, возникшими на испытательной базе ЛИИ им. Громова.
Небольшое отставание от графика не должно сказаться на развитии программы SuperJet-100. Ведь даже такие лидеры мирового авиастроения, как Airbus и Boeing, в последнее время испытывали заметные трудности с выводом на рынок своих новых продуктов, однако это не оказало влияния на количество заказов на новые авиалайнеры. В практике российского авиапрома SuperJet-100 стал первым самолетом, продажи которого начались еще до запуска серийного производства. В настоящее время портфель твердых заказов на SuperJet-100 составляет 73 самолета.
На выгодных условиях
Если SuperJet-100 пока только готовится к началу летных испытаний, то другой региональный самолет - Ан-148 уже фактически готов к поставкам. Как сообщил президент ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, в ходе выставки состоялись переговоры с генеральным директором лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) Александром Рубцовым по перспективам поставок этой машины в страны арабского востока и Африки. Интерес к Ан-148 проявляют Судан, Алжир, Тунис, Египет, Катар, Оман, Саудовская Аравия, которым как раз требуются региональные самолеты с дальностью полета 3 тысячи километров и вместимостью 80-100 мест.
По словам Вячеслава Богуслаева, с ИФК подписан прорывной документ о внедрении новой стратегии управления ресурсом в отношении двигателей Д-436-148, которые устанавливаются на самолеты Ан-148. Двигатель будет поставляться по более низкой цене, а потом доход производителю будет начисляться от количества летных часов. "Весь мир платит "с билета", то есть двигателисты получают доход от непосредственной работы самолета. Время, когда завод продавал агрегат и забывал о нем, кончилось - сегодня нам необходимо сопровождать свою продукцию в течение всего жизненного цикла", - заявил Вячеслав Богуслаев.
В целом регион Ближнего Востока и Северной Африки является весьма перспективным для компании "Мотор Сич". Учитывая возможности новых поставок и количество уже эксплуатирующихся здесь запорожских двигателей, было принято решение об открытии в ОАЭ технического центра по обслуживанию двигателей. С февраля 2006 г. в Шардже действует представительство "Мотор Сич" на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Оно оказывает услуги по экспорту серийных двигателей и запасных частей, капитальному и среднему ремонту двигателей, оценке технического состояния и продлению ресурсов двигателей, координации деятельности технических специалистов предприятия, командируемых в страны Северной Африки и Ближнего Востока. А с открытием техцентра, имеющего ремонтный цех и склад запчастей, выполнение среднего (модульного) ремонта двигателей станет возможным непосредственно в регионе. Также появится возможность поставки запасных частей и узлов для двигателей по всему региону (или в другие регионы) в течение 24 часов.
По словам Вячеслава Богуслаева, техцентр будет функционировать не только в интересах ОАО "Мотор Сич", но и заводов-изготовителей летательных аппаратов (Казанского вертолетного завода и др.). Таким образом, основной тематикой центра станет вертолетная техника, также он будет заниматься ремонтом двигателей самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40. Президент "Мотор Сич" отметил, что в ОАЭ созданы очень хорошие условия для работы: "Мы не будем платить налоги, нам предоставляют не просто землю в аренду на 50 лет для строительства техцентра, а полноценную площадку с подведенными коммуникациями". Кроме того, страна имеет выгодное географическое положение на пересечении транспортных и торговых путей Азии и Африки, что также облегчает задачу предоставления сервисных услуг. Предполагается, что центр будет обслуживать и такие государства, как Уганда, Руанда, Судан, Ливия, Египет, Иран, Эфиопия, Йемен, Катар.
Планируется, что технический центр начнет действовать в середине декабря. Уже заключен первый контракт стоимостью более 500 тыс. долларов на поддержание летной годности двигателей Д-18Т.
В планах компании - создать подобные технические центры в Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
Подводя итоги уходящего 2007 г. Вячеслав Богуслаев напомнил, что в течение последних трех лет "Мотор Сич" демонстрирует рост объемов производства более чем на 20%. Ожидается, что в этом году прирост составит 27%, а в 2008 г., учитывая большой объем заказов, приблизится к 40%. В результате все сильнее начинает ощущаться недостаток в кадрах, станках, производственной оснастке. "Мы вновь начали возить людей на завод, возобновляем деятельность филиалов", - отметил президент "Мотор Сич". Это показывает, что 16 переходных лет прошли не зря. "Мы не просто выживали, а создавали новую технику. И сегодня мы гордимся, что участвуем вместе с российскими предприятиями в программах АИ-222-25 и ВК-2500, что на трех российских самолетах устанавливается двигатель Д-436", - заявил Вячеслав Богуслаев.
Интересный "Бал"
Фактически впервые в выставке Dubai Airshow-2007 приял участие основной российский производитель средств авиационного поражения - корпорация "Тактическое ракетное вооружение". По словам генерального директора корпорации Бориса Обносов, в составе российской делегации представители корпорации работали на выставках в Дубае и раньше, однако полноценный стенд в этом году был развернут здесь впервые. Это свидетельствует о том, что руководство холдинга рассчитывает на расширение заказов со стороны ВВС стран арабского мира. Береговые мобильные комплексы также являются одним из перспективных направлений маркетинга компании. Некоторые государства региона, имеющие протяженные морские границы, активно интересуются этими образцами вооружения.
На стенде была представлена продукция трех предприятий: головного, ГосМКБ "Радуга" и ГосМКБ "Вымпел". Демонстрировались модели ракет Х-25МCЭ, Х-31ПК, Х-35Э, 3М-80Е, Х-58Э, Х-59МК, Х-59МЭ, Р-73Э, РВВ-АЕ, Р-27П1, Х-29ТЕ, агрегаты из состава БРК "Бал-Э" и модель СПУ комплекса ракетного оружия "Москит-Э" с противокорабельными ракетами 3М-80Е.
По словам Бориса Обносова, пока еще рано говорить о технических характеристиках тех новых ракет, которые были впервые продемонстрированы летом этого года на салоне МАКС-2007. Сейчас ведутся их испытания. Как отметил генеральный директор корпорации, "для того чтобы довести новое изделие, нужно выполнить много тяжелой и кропотливой работы, которая порой зависит не только от конструкторов, но и от состояния полигонов, состояния носителей".
Подводя предварительные итоги уходящего года, Борис Обносов отметил, что по объемам выручки корпорация "Тактическое ракетное вооружение" в 2007 г. превысит прошлогодний показатель примерно в полтора раза. В следующем году по уже подписанным заказам объем поставок ожидается на 20-30% ниже, однако в том случае, если "Рособоронэкспорту" удастся реализовать несколько соглашений, находящиеся в финальной стадии проработки, результаты будущего года могут быть столь же успешными, как и в 2007-м. Хотя в дальнейшем столь резкого скачка в объемах поставок не предвидится. Корпорация будет выполнять в основном поставки для обновления и модернизации состоящих на вооружении комплексов.
Пока основную прибыль предприятиям корпорации приносят экспортные заказы, объем которых составляет более 80%. Однако в долгосрочной перспективе корпорация собирается увеличивать поставки российским Вооруженным Силам. Хотя пока, по словам Бориса Обносова, доля поставок по госзаказу увеличивается сравнительно низкими темпами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов