Независимое военное обозрение
14 декабря 2007, 14:00
"Купол" защищает поле боя
Прошедшая в середине ноября в Дубае десятая аэрокосмическая выставка дала еще одну возможность продемонстрировать высокий экспортный потенциал российского оружия, в том числе средств и систем ПВО
Примечательно, что крупнейший разработчик и изготовитель современных средств противовоздушной обороны Концерн ПВО "Алмаз-Антей" впервые на этой выставке представил боевую машину 9А331МК из состава зенитно-ракетной системы малой дальности семейства "ТОР" с размещением аппаратуры на колесном шасси.
Зенитные ракетные системы семейства "ТОР" ("Тор", "Тор-М1") и до этого были широко известны и весьма популярны среди иностранных государств как одни из лучших в мире. А с учетом разветвленной сети современных автомобильных дорог новая боевая машина (из состава ЗРС "ТорМ2Э") на колесной базе вызвала к себе повышенный интерес.
Любой читающий эту статью вправе задать вопрос, а не является ли информация о ЗРС "Тор-М1", как о лучшей в мире в своем классе, очередной рекламной акцией без особых на то оснований? Со всей ответственностью заявляю, что в рассказе о ЗРС "Тор-M1" это совсем не пиар. Машина заслуживает этих слов. Объясню, почему.
Уже на стадии разработки и создания опытных образцов ЗРС "Тор-М1" были заложены все самые современные научно-технические идеи как в плане построения радиолокационных устройств (станция обнаружения целей, станция наведения с фазированной антенной решеткой (ФАР), систем обработки информации, так и разработки адаптивных к внешним условиям алгоритмов боевого функционирования. Кроме того, достигнутые в ЗРС "Тор-М1" высокие тактико-технические характеристики (ТТХ) обеспечили с середины 1990-х годов интенсивную продажу этой системы таким странам, как КНР, Греция, Кипр.
В этих государствах ЗРС "Тор-М1" была поставлена на боевое дежурство. Именно в ходе непосредственной эксплуатации она показала свою высокую эффективность и надежность. Работоспособность системы в условиях помех была проверена в ходе различного рода учений по специальным программам как путем облетов боевыми самолетами, оснащенными самой современной аппаратурой постановки помех, так и пусками ракет по современным целям. В ходе таких учений проверялась работоспособность как одной боевой машины (дуэльная ситуация), так и в составе батареи.
По результатам учений и испытаний была проведена своевременная разработка новых специальных алгоритмов функционирования боевой машины "Тор-М1" в условиях помех самоприкрытия, действующих с нескольких направлений. Кроме того, в боевые машины введен режим взаимного обмена информацией об обнаруженных целях, что существенно позволяет повысить устойчивость системы при работе в условиях активных и пассивных помех.
Оперативная реализация этих алгоритмов и режимов в боевых средствах системы позволяет повысить ее эффективность в различного вида помехах и тем самым обеспечить превосходство ЗРС "Тор-М1" над зарубежными аналогами.
Другим примером, подтверждающим превосходство системы над ее зарубежными аналогами, являются результаты сравнительных испытаний на полигоне в одной из арабских стран ЗРС "Тор-М1" и одного из основных типов западных комплексов ПВО малой дальности - ЗРК "Кроталь", состоящим на вооружении ряда стран мира. Анализ результатов этих испытаний показывает убедительное превосходство ЗРС "Тор-М1".
Особо хочется отметить, что в целом по результатам учебно-боевых стрельб, исследовательских учений, специальных стрельб по многочисленным мишеням - аналогам основных типов целей противника ЗРС "Тор-М1" способна эффективно поражать:
- противорадиолокационные ракеты типа "Харм";
- планирующие авиационные бомбы типа "Уоллай";
- авиационные управляемые ракеты типа "Мейверик";
- вертолеты огневой поддержки типа "Апач";
- самолеты тактической авиации типа F-15, F-16, А-10;
- крылатые ракеты типа "АЛКМ".
Актуальность создания ЗРС "Тор-М2Э" прежде всего обусловлена необходимостью существенного наращивания боевых возможностей данного класса комплексов в условиях массированного применения средств высокоточного оружия и созданием комплекса на высокопроходимой колесной базе.
Следует отметить, что одним из основных условий при создании ЗРС "Тор-М2Э" является сохранение базовых конструктивно - технических решений предыдущей системы в интересах минимизации затрат на разработку, серийное производство и эксплуатацию.
Существенное наращивание боевых возможностей ЗРС "Тор-М2Э" достигается путем:
- глубокой модернизации РЛС обнаружения;
- введения в РЛС наведения новой ФАР с расширенным сектором электронного сканирования;
- введения новой аппаратуры обработки сигналов;
- введения второго канала захвата ракеты;
- введения новой всесуточной оптико-электронной системы сопровождения цели;
- введения новой быстродействующей вычислительной системы и ряда других технических решений.
Так, например, повышение канальности и уменьшение времени реакции позволит практически в два раза увеличить огневую производительность боевой машины и, соответственно, боевую эффективность отражения ударов средств воздушного нападения. Кроме этого, в 4 раза расширяется сектор одновременного обстрела целей, что повышает боевые возможности боевой машины по отражению одновременных ударов, разнесенных по фронту. Расширены также возможности по совместной работе боевых машин ЗРК в группировках, в том числе под управлением не только специализированных пунктов управления типа "Ранжир", но и других КП, например КП ЗРС С-300ПМУ2 и КП ЗРС "Триумф".
Помимо работ по совершенствованию ЗРС "Тор" с 2007 года на нашем предприятии ведется глубокая модернизация зенитного ракетного комплекса "Оса-АКМ" в следующих направлениях:
- модернизации радиолокаторов обнаружения и наведения;
- установки всесуточной электронно-оптической системы;
- установки аппаратуры для организации телекодовой связи между БМ и КП;
- замены элементной базы на современную;
- замены аналогового счетно-решающего прибора на цифровую ЭВМ;
- замены индикаторных устройств, построенных на электронно-лучевых трубках, на современные рабочие места с использованием ЖК мониторов.
- уменьшения времени реакции;
- повышения степени автоматизации процесса боевой работы;
- обеспечение взаимодействия с КП (ПУ) из состава подсистемы управления ПВО ЕСУ ТЗ;
- повышение ресурса и эксплуатационной надежности комплекса за счет внедрения перспективной элементной базы;
- повышение помехозащищенности в условиях уводящих помех по дальности, скорости и угловым координатам.
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Билеты по программе "Аэрофлот Шаттл" теперь можно переоформить онлайн
Январь 21, 2025
Аэрофлот подвел итоги программы полетов через Санкт-Петербург за 2024 год
Январь 20, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через хаб в Красноярске за 2024 год