Независимое военное обозрение
14 декабря 2007, 14:00
"Купол" защищает поле боя
Прошедшая в середине ноября в Дубае десятая аэрокосмическая выставка дала еще одну возможность продемонстрировать высокий экспортный потенциал российского оружия, в том числе средств и систем ПВО
Примечательно, что крупнейший разработчик и изготовитель современных средств противовоздушной обороны Концерн ПВО "Алмаз-Антей" впервые на этой выставке представил боевую машину 9А331МК из состава зенитно-ракетной системы малой дальности семейства "ТОР" с размещением аппаратуры на колесном шасси.
Зенитные ракетные системы семейства "ТОР" ("Тор", "Тор-М1") и до этого были широко известны и весьма популярны среди иностранных государств как одни из лучших в мире. А с учетом разветвленной сети современных автомобильных дорог новая боевая машина (из состава ЗРС "ТорМ2Э") на колесной базе вызвала к себе повышенный интерес.
Любой читающий эту статью вправе задать вопрос, а не является ли информация о ЗРС "Тор-М1", как о лучшей в мире в своем классе, очередной рекламной акцией без особых на то оснований? Со всей ответственностью заявляю, что в рассказе о ЗРС "Тор-M1" это совсем не пиар. Машина заслуживает этих слов. Объясню, почему.
Уже на стадии разработки и создания опытных образцов ЗРС "Тор-М1" были заложены все самые современные научно-технические идеи как в плане построения радиолокационных устройств (станция обнаружения целей, станция наведения с фазированной антенной решеткой (ФАР), систем обработки информации, так и разработки адаптивных к внешним условиям алгоритмов боевого функционирования. Кроме того, достигнутые в ЗРС "Тор-М1" высокие тактико-технические характеристики (ТТХ) обеспечили с середины 1990-х годов интенсивную продажу этой системы таким странам, как КНР, Греция, Кипр.
В этих государствах ЗРС "Тор-М1" была поставлена на боевое дежурство. Именно в ходе непосредственной эксплуатации она показала свою высокую эффективность и надежность. Работоспособность системы в условиях помех была проверена в ходе различного рода учений по специальным программам как путем облетов боевыми самолетами, оснащенными самой современной аппаратурой постановки помех, так и пусками ракет по современным целям. В ходе таких учений проверялась работоспособность как одной боевой машины (дуэльная ситуация), так и в составе батареи.
По результатам учений и испытаний была проведена своевременная разработка новых специальных алгоритмов функционирования боевой машины "Тор-М1" в условиях помех самоприкрытия, действующих с нескольких направлений. Кроме того, в боевые машины введен режим взаимного обмена информацией об обнаруженных целях, что существенно позволяет повысить устойчивость системы при работе в условиях активных и пассивных помех.
Оперативная реализация этих алгоритмов и режимов в боевых средствах системы позволяет повысить ее эффективность в различного вида помехах и тем самым обеспечить превосходство ЗРС "Тор-М1" над зарубежными аналогами.
Другим примером, подтверждающим превосходство системы над ее зарубежными аналогами, являются результаты сравнительных испытаний на полигоне в одной из арабских стран ЗРС "Тор-М1" и одного из основных типов западных комплексов ПВО малой дальности - ЗРК "Кроталь", состоящим на вооружении ряда стран мира. Анализ результатов этих испытаний показывает убедительное превосходство ЗРС "Тор-М1".
Особо хочется отметить, что в целом по результатам учебно-боевых стрельб, исследовательских учений, специальных стрельб по многочисленным мишеням - аналогам основных типов целей противника ЗРС "Тор-М1" способна эффективно поражать:
- противорадиолокационные ракеты типа "Харм";
- планирующие авиационные бомбы типа "Уоллай";
- авиационные управляемые ракеты типа "Мейверик";
- вертолеты огневой поддержки типа "Апач";
- самолеты тактической авиации типа F-15, F-16, А-10;
- крылатые ракеты типа "АЛКМ".
Актуальность создания ЗРС "Тор-М2Э" прежде всего обусловлена необходимостью существенного наращивания боевых возможностей данного класса комплексов в условиях массированного применения средств высокоточного оружия и созданием комплекса на высокопроходимой колесной базе.
Следует отметить, что одним из основных условий при создании ЗРС "Тор-М2Э" является сохранение базовых конструктивно - технических решений предыдущей системы в интересах минимизации затрат на разработку, серийное производство и эксплуатацию.
Существенное наращивание боевых возможностей ЗРС "Тор-М2Э" достигается путем:
- глубокой модернизации РЛС обнаружения;
- введения в РЛС наведения новой ФАР с расширенным сектором электронного сканирования;
- введения новой аппаратуры обработки сигналов;
- введения второго канала захвата ракеты;
- введения новой всесуточной оптико-электронной системы сопровождения цели;
- введения новой быстродействующей вычислительной системы и ряда других технических решений.
Так, например, повышение канальности и уменьшение времени реакции позволит практически в два раза увеличить огневую производительность боевой машины и, соответственно, боевую эффективность отражения ударов средств воздушного нападения. Кроме этого, в 4 раза расширяется сектор одновременного обстрела целей, что повышает боевые возможности боевой машины по отражению одновременных ударов, разнесенных по фронту. Расширены также возможности по совместной работе боевых машин ЗРК в группировках, в том числе под управлением не только специализированных пунктов управления типа "Ранжир", но и других КП, например КП ЗРС С-300ПМУ2 и КП ЗРС "Триумф".
Помимо работ по совершенствованию ЗРС "Тор" с 2007 года на нашем предприятии ведется глубокая модернизация зенитного ракетного комплекса "Оса-АКМ" в следующих направлениях:
- модернизации радиолокаторов обнаружения и наведения;
- установки всесуточной электронно-оптической системы;
- установки аппаратуры для организации телекодовой связи между БМ и КП;
- замены элементной базы на современную;
- замены аналогового счетно-решающего прибора на цифровую ЭВМ;
- замены индикаторных устройств, построенных на электронно-лучевых трубках, на современные рабочие места с использованием ЖК мониторов.
- уменьшения времени реакции;
- повышения степени автоматизации процесса боевой работы;
- обеспечение взаимодействия с КП (ПУ) из состава подсистемы управления ПВО ЕСУ ТЗ;
- повышение ресурса и эксплуатационной надежности комплекса за счет внедрения перспективной элементной базы;
- повышение помехозащищенности в условиях уводящих помех по дальности, скорости и угловым координатам.
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов