О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылья навсегда. Глава "Аэрофлота" о будущем российской пассажирской авиации

Глава "Аэрофлота" о будущем российской пассажирской авиации

Считается, что в "Аэрофлоте", которому в этом году исполняется 85 лет, самый главный - генеральный директор Валерий Окулов. Но сам он убежден, что главные - пассажиры. Окулов знает, о чем говорит: профессиональный штурман очень дорожит значком "За безаварийный налет" и своей старой зачеткой с отметкой в 10 000 часов

Влюбленные в небо

- Летчик - профессия мужественная и романтичная. Будучи гендиректором, вы тоже ощущаете это?

- Наша работа - самая интересная и ответственная, особый стиль жизни. Мы влюблены в небо, и это заразно. Если вы хоть раз ступили на стезю авиации, "соскочить" не сможете никогда.

- В наших авиакомпаниях - отличные пилоты и старые машины, и потому конкуренты с Запада нас теснят. Но ведь вы "снимаете с проката" Ту?

- Да, конкуренция на мировом рынке авиаперевозок только усиливается, компании активно "перегружаются" на новую технику. Победит тот, кто скорее это сделает. Новая техника расходует топлива меньше, чем старая, а значит, снижаются расходы на эксплуатацию. Ту-134 мы вывели еще в прошлом году - 26 декабря он совершил заключительный полет. На Ту-154 еще полетаем, по крайней мере до 2010 года. Ведь это одна из основных "рабочих лошадок". А вот в покупках мы ориентируемся только на новые самолеты, со стапелей - и никогда не б/у. Говорить о том, что мы проигрываем по качеству машин, не имеет смысла: парк "Аэрофлота" - один из самых молодых в Европе. Российская летная школа - одна из самых авторитетных. Мы готовили специалистов практически для всего мира, самую серьезную ставку делали на сервис, на качество обслуживания. И инвестиции в новые самолеты, новый сервис приносят результаты уже сегодня. Мы явно выигрываем у большинства европейских компаний, а темп роста перевозок в 2-3 раза выше. В 2007 году мировая отрасль выросла на 5,5%, а мы - на 16,5%. И в основном это за счет полетов внутри России, потому что для нас внутренний рынок важнее всего. Растет деловая активность, людям стало нужно больше летать!

Свой рынок не сдадим

- На "круглом столе" среди руководителей авиакомпаний в "АиФ" звучало опасение: западные авиакомпании будут совершать и рейсы между российскими городами, а наши авиаторы такой конкуренции не выдержат и просто погибнут...

- Свой рынок сдавать нельзя. Ни в коем случае! Но думаю, что угроза "иностранного вторжения" маловероятна - имеющийся механизм регулирования авиаперевозок такого не допускает. Но сегодня всем понятно, что мы вышли на явный дефицит "провозных мощностей": в пиковые сезоны, летние и зимние каникулы, купить билет на самолет в нужном направлении очень тяжело. А предложение далеко не всегда соответствует растущему спросу. А чтобы обеспечить его, надо обновлять и расширять флот. Вторая по важности проблема - подготовка летного состава. Пилотов не хватает, и серьезно. В свое время их готовили крайне мало - 80 человек в год. И это при том, что только нам нужны 150 пилотов в год! Чтобы решить эту проблему, набор и выпуск увеличили, а мы создаем "Летную школу "Аэрофлота", где будем учить летчиков не только для себя, но и для других компаний, и не только россиян.

- А "открытое небо" (бесплатный пролет по Транссибирскому маршруту. - Ред.)?

- Взгляните на карту! Сама территория неба над Россией во много раз превышает территорию неба над Европой. Это два несопоставимых и неадекватных пространства. Наш транзитный ресурс - огромная ценность для российской экономики и транспортной системы. В отличие от сырья транзит не расходуется, а постоянно растет! И сдать задарма иностранным перевозчикам естественный, Богом данный географический ресурс как минимум неразумно. Все перевозчики за аэронавигационное обслуживание платят. Везде. И мы - в том числе.

- То есть нам не надо строить в Сибири и на Дальнем Востоке хабы - транспортные авиаузлы, стыковочные пункты? Пусть просто летают над нами чужие самолеты, а государство стрижет купоны?

- Хабы нужны не авиаперевозчикам - российским или иностранным, а пассажирам. Они позволяют организовать гораздо более удобные стыковки, когда вам не надо полдня дожидаться следующего рейса. Европейский стандарт - 45 минут. За это время успеваете пройти паспортный контроль, таможню, получить багаж и оформиться на следующий рейс.

- Москва - тоже хаб?

- И "Шереметьево", и "Домодедово": Москва "пропускает" через себя более 60% потока российских пассажиров. Но это не всегда лучшая точка пересадки. Да, оптимально было бы создать хабы и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

- Сейчас "Домодедово" по объемам перевозок на 1-м месте, а "Шереметьево" - только на 2-м. Когда планируете снова стать лидерами?

- Болевые точки "Шереметьево" - ограничения пропускной способности по терминалам - исчезнут вместе с появлением международного аэропорта "Шереметьево-3". В начале марта 2009-го он увеличит "пропуск" на 10-12 млн. пассажиров.

- А к тому времени уже удастся "ловко подъехать" ко всем трем аэропортам "Шереметьево"?

- Уже скоро электричка с Савеловского вокзала будет подходить прямо к "Шереметьево-2", а оттуда соединяться эстакадой с "Ш-3". Но радикальное решение связано с двумя проектами. Первый - скоростная дорога Москва-Санкт-Петербург, проложенная с заходом в третий терминал, от которого до МКАД можно будет добраться за 10 минут. Второй - железнодорожное сообщение от Ленинградского вокзала до "Шереметьево". Тогда качество "добирания" в Москву и из Москвы будет совершенно иным.

Альянс с пассажирами

- "Аэрофлот" входит в глобальный авиаальянс SkyTeam. Ожидаются ли в нем новые члены? Есть ли среди них российские компании?

- SkyTeam вот уже три года занимает 1-е место по качеству обслуживания. Расширяться - собираемся, предложение о вступлении сделано ГТК "Россия" (бывш. "Пулково". - Ред.). А китайская China Southern стала в декабре нашим полноправным членом. Ведутся и другие переговоры. Но подход к претендентам очень привередливый. Наша работа в SkyTeam дала нам серьезные конкурентные преимущества: наш пассажир получает доступ к глобальной сети всех участников альянса. А это больше 729 точек по всему миру.

- Сегодня особенно актуальна тема социальной ответственности бизнеса. Кого вы поддерживаете?

- Каждый год ко Дню Победы мы устраиваем бесплатные перелеты для участников Великой Отечественной войны - с 5-го по конец мая. И, несмотря на то что ветераны уже в возрасте, в прошлом году в этой акции приняли участие 3 тысячи человек! Мы предоставляем льготные перевозки для музыкальных коллективов, олимпийской сборной, наших выставок. Бесплатно, льготно у нас летят дети, которым необходимы лечение или операции за рубежом (не все болезни подвластны нашим медикам). Еще один соцпроект - "Калининград-шаттл". С 2004 года он обеспечивает связь с Москвой по цене железнодорожных билетов. Мы "раскатали" этот маршрут, и теперь там 4 рейса в сутки. Но главная социальная ответственность - безопасность полетов. А когда растут перевозки, становится больше и рабочих мест. Зарплата нашего летного состава не уступает зарплатам во многих зарубежных авиакомпаниях.

- Значит, и налогов вы должны платить немало?

- В прошлом году мы заплатили 10,3 миллиарда рублей. Это чуть больше 50% налогов, которые заплатила вся авиационная отрасль, включая аэропорты.

- Что вас тревожит, кроме нехватки кадров?

- Заградительные таможенные пошлины на самолеты иностранного производства. Они ставят нас в тяжелое и неконкурентное положение по отношению к нашим западным коллегам. Еще одна проблема - регулирование в отрасли. Мы серьезно отстаем по принятию федеральных правил. Только год назад в России был законодательно оформлен электронный билет. Мы ввели его самые последние в мире, позже Украины, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии... Но эта технология развивается огромными темпами, и с 1 июня "бумажные билеты" будут отменены. Для пассажиров это чрезвычайно удобно: билет нельзя потерять, проще поменять даты, а оформить можно откуда угодно - из дома, с работы, из интернет-кафе, по телефону.

- Но стойки регистрации останутся?

- Останутся, и надеюсь, за ними вас будут встречать приветливые девушки!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка