Красная звезда
26 марта 2008, 14:22
Подвиг Архипа Люльки
23 марта исполнилось 100 лет со дня рождения А.Люльки - гениального российского ученого и конструктора, выдающегося организатора, первооткрывателя двухконтурного реактивного двигателя
Жизненный путь Архипа Михайловича - одного из основателей конструкторской школы НПО "Сатурн" и отечественного двигателестроения в целом - это яркая часть истории турбореактивных двигателей России, а творческие достижения авиаконструктора - достояние всего человечества. Именно поэтому 100-летие академика Люльки отмечает вся мировая научная общественность.
Архип Михайлович Люлька (1908-1984) родился в с. Саварка Киевской губернии в многодетной крестьянской семье. Окончил Киевский политехнический институт в 1931 году. С 1933 по 1939 год преподавал в Харьковском авиационном институте. Уже там в 1937 году Люлька начал работу над проектом воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. Двигатель предполагалось установить на истребитель ХАИ-2, работа, однако, опережала технические возможности того времени.
В тот же период конструктор разработал проект ТРД с осевым компрессором, который был одобрен Наркоматом авиационной промышленности. Работы начались в СКБ-1 в Ленинграде. Там же А.М. Люлькой был создан первый в СССР технический проект авиационного турбореактивного двигателя РД-1. В апреле 1941 года Архип Михайлович получил авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя, которая нашла мировое признание.
Война отодвинула планы создания авиационного реактивного двигателя, и Люлька некоторое время трудился на танковом заводе в Челябинске. С 1943 года он продолжает работу над ТРД. 30 марта 1946 г. было образовано ОКБ-165 по разработке и созданию отечественных турбореактивных двигателей, а Люлька был назначен руководителем этого предприятия. С этой даты начинается история ОКБ "Сатурн".
Под руководством А. Люльки был создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. Впоследствии КБ А.М. Люльки создает целый ряд удачных реактивных двигателей, которыми оснащаются самолеты Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева. Наиболее известно из них семейство двигателей АЛ-7: АЛ-7П (для Ту-110), АЛ-7ПБ и АЛ-7ТВ (для первых Ил-62). По решению руководства страны двигатели, созданные в ОКБ А.М. Люльки, стали именоваться инициалами конструктора - АЛ - Архип Люлька.
В следующих модификациях конструктор оснащает АЛ-7 форсажной камерой: двигатель АЛ-7Ф предназначен для первого сверхзвукового истребителя ОКБ Сухого С-1. Двигатель получился настолько удачным, что авиаконструкторы пробуют оснастить им свои новые самолеты: Ил-54, Ту-98, перехватчики Сухого Т-3 и П-1, Микояна - И-7У и И-75, Лавочкина - Ла-250.
Самолеты Ил-54, С-1 и Т-3 участвуют в параде, а на С-1 впервые в СССР была достигнута скорость, в два раза превышающая скорость звука.
Вскоре АЛ-7Ф и его последующие модификации АЛ-7Ф-1, АЛ-7Ф-2 внедряют в серийное производство сразу на нескольких заводах.
С 1950 по 1960 год профессор А.М. Люлька преподает в МАИ. В 1957 году он становится генеральным конструктором ОКБ-165. Ему передано и ОКБ-45, работавшее до того над двигателями В.Я. Климова.
В 1965-1970 годах в стенах ОКБ появляется новое поколение двигателей - семейство АЛ-21Ф. Кроме этого, там же рождаются проекты малоразмерных газотурбинных и жидкостных ракетных двигателей.
В начале 1970-х годов А. Люлька обратился к реализации своего изобретения - схемы двухконтурного ТРД со смешением потоков, авторское свидетельство на которое он получил еще в 1941 г. Сейчас по этой схеме строится абсолютное большинство турбореактивных двигателей в мире.
В 1976 г. коллектив ОКБ Люльки приступил к созданию двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф для установки на фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого. Этот двигатель - вершина творчества Архипа Михайловича. По оценке современников, лучший отечественный двигатель был установлен на лучший самолет, на котором с 1986 по 1988 год было установлено более 30 мировых рекордов.
Из выступления Архипа Михайловича Люльки перед коллективом созданного и возглавляемого им ОКБ "Сатурн" в 1978 году по случаю своего 70-летия:
"Нас теперь называют пионерами создания отечественного турбореактивного двигателя. Прежде всего это обязывающее определение и, конечно, очень приятное. В нем есть что-то от нашей молодости, которую забыть нельзя.
Наше конструкторское бюро, его замечательные люди прошли большой и очень нелегкий путь от первых опытов и конструкторских проработок в области реактивного двигателестроения до становления и полного утверждения ТРД как основной двигательной установки на современном самолете любого типа и назначения. Это была эпоха энтузиастов, выбравших совершенно самостоятельный путь.
Прошло много лет с начала работ над турбореактивными двигателями в Советском Союзе, а я и сейчас не вижу предела их возможностей. В ближайшие годы нам предстоит решить ряд очень интересных и сложных задач по созданию новых поколений двигателей. И то, что они будут решены, у меня нет никаких сомнений. Ведь был же когда-то решен основной вопрос развития нашей авиации - создание отечественного турбореактивного двигателя!"
Двигатель АЛ-31Ф, разработанный в 1976-1985 годах НПО "Сатурн" под руководством генерального конструктора академика А.М. Люльки, а на этапе государственных испытаний - под руководством Генерального конструктора В.М. Чепкина (возглавлявшего ОКБ с 1984 по 2000 год), и сегодня признан одним из лучших двигателей мира для самолетов фронтовой авиации. АЛ-31Ф устанавливается на истребители Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.
Генеральный директор ОАО "НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин:
"Мы всегда должны помнить, что усилиями Люльки Архипа Михайловича, усилиями его соратников были созданы великие двигатели марки "АЛ", которые производились и производятся тысячами штук, которые стоят на вооружении российских ВВС и армий десятков стран мира. Двигатель АЛ-31 бесспорно стал техническим бестселлером ХХ века. Сегодня мы празднуем 100-летие Архипа Михайловича, но в это время тысячи двигателей, созданных им, ежедневно поднимают в небо сотни самолетов таких глобальных стран мира, как Россия, Индия, Китай.
Есть такое понятие - конструкторская школа. У Архипа Михайловича Люльки была сформирована собственная школа, школа создания суперсовременных реактивных двигателей для боевых самолетов. Наследие - это знания, как теоретические так и практические, которые были накоплены десятилетиями, связанные с завязкой двигателя, его компоновкой, закладкой, доводкой, интеграцией силовой установки в летательный аппарат.
Естественно, приумножение этих знаний, приумножение традиций школы Архипа Михайловича Люльки - это, конечно, перевод тех знаний на современные рельсы. Сегодня совершенно другие информационные и технологические возможности как в стране, так и в мире, и все это очень активно используется НПО "Сатурн" при создании современных двигателей.
Самая главная задача, которая стоит перед нашей компанией, - создавать не менее удачные образцы двигателей, вводить их в эксплуатацию, обеспечивать новыми силовыми установками следующее поколение самолетов ОКБ Сухого. Мы создаем сегодня вместе с нашим партнером - Уфимским моторостроительным производственным объединением новый двигатель для ОКБ Сухого для самолетов пятого поколения. Недавно поднят в небо нашими двигателями 117С и успешно проходит летные испытания совершенно новый самолет - многофункциональный истребитель Су-35. И мы не сомневаемся, что все задачи, которые стоят перед компанией в рамках обеспечения ОКБ Сухого современными силовыми установками, будут выполнены.
Вот это и есть главное сегодня - модернизировать существующее производство, сохранять школу, отбирать лучших людей, чтобы они потом вырастали в таких же генеральных конструкторов. Это и есть наилучший способ сохранения наследия великого конструктора - Архипа Михайловича Люльки".
Страна должным образом отметила заслуги конструктора: в 1975 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден многими орденами и медалями СССР, был лауреатом Ленинской и двух Государственных премий СССР.
После смерти Архипа Михайловича в 1984 году его имя присвоили предприятию, которое он возглавлял с 1946 года, а также площади Москвы рядом с его ОКБ и опытным заводом.
В начале ХХI века Научно-технический центр им. А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод, которые были созданы и долгое время возглавлялись Архипом Михайловичем Люлькой, вошли в состав ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн". Дело генерального конструктора продолжается. Коллектив НПО Сатурн" работает над проектами новых авиационных двигателей, которым по традиции присваивается марка "АЛ" - Архип Люлька....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали