Независимое военное обозрение
11 апреля 2008, 14:30
Всеобщая озабоченность и коллективная безответственность
Главное условие успеха - контроль и ответственность за выполнение программы ГЛОНАСС следует возложить на Минобороны
В свете этого надо признать также необходимость нового подхода в решении проблем развертывания отечественной Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), которая должна стать важной составляющей боевого обеспечения всех видов и родов Вооруженных сил России. Новый подход нужен в связи с тем, что состояние работ по созданию, развертыванию и использованию этой системы вызывает на данном этапе тревогу.
Разные мнения
2 мая 2005 года на совещании с членами правительства РФ Владимир Путин задал вопрос Сергею Иванову (в ту пору он возглавлял Министерство обороны России), лично курирующему Глобальную навигационную спутниковую систему: "Как исполняются планы наращивания нашей спутниковой группировки". Ответ был следующий: "На сегодняшний день у нас на орбите в рамках программы ГЛОНАСС находится уже 19 космических аппаратов из требуемых 24. У нас есть полная и твердая уверенность в том, что в рамках Федеральной целевой программы "ГЛОНАСС" к 2008 году у нас будут все 24 космических аппарата". Однако на орбитах в то время находилось только 13 постоянно функционирующих КА.
Через год, 2 мая 2006 года, Сергей Иванов доложил президенту: "Мы выполнили ваше поручение и согласовали ускорение Федеральной целевой программы "ГЛОНАСС" с теми параметрами, которые вновь были вами поставлены в качестве задачи: в 2007 году - общенациональная система (18 космических аппаратов) и к 2009-му - глобальная (24 космических аппарата)". На вопрос президента: "Вы сами проверяли готовность промышленности выполнить этот объем заказов?" - Сергей Иванов ответил утвердительно.
СМИ отметили важное заявление руководителя Российского космического агентства Анатолия Перминова на заседании Военно-промышленной комиссии 5 июня 2007 года, что НПО Прикладной механики им. М.Ф.Решетнева выполнит задачу по производству КА, необходимых для восстановления орбитальной группировки ГЛОНАСС. Это заявление как бы поддержал генеральный директор - генеральный конструктор научно-производственного объединения Николай Тестоедов. В интервью "Интерфакс - АВН" 25 июня 2007 года он сказал: "НПО ПМ обеспечивает выполнение главной задачи - создание космического сегмента ГЛОНАСС, его поддержание, управление, обеспечение возможности целевого функционирования всей системы. Есть большой опыт по ее строительству и эксплуатации, есть утвержденные планы по ускоренному воссозданию орбитальной группировки, есть государственная поддержка и финансирование. Поэтому у нас имеются все шансы сохранить лидирующее положение в мире наряду с системой GPS".
Явное несоответствие действительности. B противовес этому обращает на себя внимание взвешенное мнение командующего Космическими войсками генерал-полковника Владимира Поповкина, который выразил озабоченность качеством компонентов, из которых собираются КА ГЛОНАСС, и многими примерами неисправностей этих аппаратов.
Где ГЛОНАСС-приемники?
Между тем в июльском номере журнала "Новости космонавтики" (№ 7) за 2007 год была опубликована статья И.Лисова "Внедрение ГЛОНАСС: когда и как?". Автор сообщил, что Совет главных конструкторов Глобальной навигационной спутниковой системы, состоявшийся 25 мая, а до этого Международный форум по спутниковой навигации-2007 обозначили определенный перелом в развитии системы ГЛОНАСС - "на первый план выходит уже не проблема создания полноценной орбитальной группировки (?!) и управление ею, а вопросы формирования и реализации бизнес-стратегии, которая позволит создать пользовательскую базу, обеспечит массовое применение системы и превратит ее в коммерчески выгодное предприятие".
В статье говорится, что Юрий Урличич - генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП "Российский НИИ космического приборостроения", назначенный генеральным конструктором ГЛОНАСС, и г-н Буравин - его заместитель по маркетингу - обещают большие перспективы нового направления в создании массового рынка пользователей глобальной навигации. Силами РНИИ КП и АФК "Система" при участии ряда министерств и ведомств подготовлен системный проект по коммерческому использованию ГЛОНАСС. Материал информирует читателей, что в рамках ФЦП "ГЛОНАСС" на средства российского бюджета разработан ряд приемников семейства "Бриз", "Грот" и других для государственных нужд (МВД, МЧС и Минобороны). Исходя из содержания статьи можно заключить, что планы по организации серийного производства ГЛОНАСС-аппаратуры для пользователей имеются, но практических результатов пока нет.
24 декабря 2007 года на совещании президента с членами правительства Сергей Иванов, в очередной раз отвечая на вопросы Владимира Путина о состоянии ГЛОНАСС, отрапортовал: "Завтра на Байконуре состоится пуск ракетоносителя "Протон-М". Тем самым мы увеличим до 18 количество космических аппаратов системы ГЛОНАСС, что позволит нам покрыть всю территорию РФ до конца этого года".
Но что-то здесь не так. Во-первых, за 6 суток до конца года технически невозможно ввести запущенные КА в режим функционирования. Во-вторых, орбитальная группировка в составе 18 КА не может обеспечить решение задач позиционирования с требуемой надежностью и точностью. Математическое моделирование, проведенное в ряде НИИ, показало, что надежное позиционирование при 18 КА, равномерно расположенных на орбитах, в открытой местности (при углах закрытия горизонта до 10 градусов) возможны не более чем в 70% случаев. При углах закрытия примерно 30 градусов (строения, горная местность и т.п.) определение местоположения с достаточной точностью, из-за плохого расположения "созвездия" КА относительно пользователя маловероятно, а при углах закрытия меньших или равных 40 градусам задача решения не имеет.
Но вот 23 января 2008 года состоялось заседание коллегии Роскосмоса, на котором Сергей Иванов - уже 11 месяцев не министр обороны, а просто первый вице-премьер - обрушился с критикой на руководителей Российского космического агентства за недопустимое сегодняшнее состояние ГЛОНАСС. Неожиданно Сергей Борисович заявил, что не так все обстоит хорошо, как он говорил на протяжении 2005-2007 годов. Особо было отмечено, что состав орбитальной группировки КА не обеспечивает 100-процентную доступность ГЛОНАСС "на территории России". (В составе системы 23 января функционировало только 13 КА). "На российском рынке не появилась отечественная конкурентоспособная навигационная аппаратура. Очевидны упущения при проектировании ФЦП-ГЛОНАСС", констатировал первый вице-премьер.
Что же произошло? Почему Сергей Иванов неожиданно сказал правду о состоянии Глобальной навигационной спутниковой системы? Можно предположить, что достоверную информацию он получил только накануне заседания коллегии от специалистов, непосредственно решающих проблемы ГЛОНАСС.
Описываемые события проходили на фоне указа президента РФ № 638 от 17 мая 2007 года "Об использовании ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ". Содержание указа неадекватно современному состоянию ГЛОНАСС, которое показано в выступлении Сергея Иванова. Три первых пункта указа повторяют положения, изложенные в ряде постановлений правительства, начиная с 1993 года. Что касается четвертого пункта, то тратить четыре года на разработку очередной ФЦП до корректировки ФЦП 2006-2011 годов, представляется нецелесообразным.
Можно заключить следующее. Налицо - всеобщая озабоченность и коллективная безответственность. Некоторые руководители представляют состояние ГЛОНАСС весьма поверхностно, получая приукрашенную информацию от должностных лиц. Иметь достоверные данные от специалистов (инженеров, научных сотрудников и т.п.), непосредственных разработчиков и пользователей ГЛОНАСС они считают ненужным.
Как тут не вспомнить историю России и некоторых ее правителей, которые не гнушались обращаться за советом к рядовым специалистам. В период их правления Россия становилась сверхдержавой, а после их ухода опускалась до уровня второстепенной страны.
Создается впечатление, что нет руководящих документов, в которых были четко поставлены обоснованные требования, предъявляемые к ГЛОНАСС, и задачи, которые должны быть решены при развертывании и развитии сегментов этой системы.
Существующее отношение к проблемам ГЛОНАСС недопустимо. Россия может полностью потерять независимость в области спутниковых систем позиционирования и навигации.
В экспресс-обзоре ЦСП ЦНИИмаш (выпуск 28, 2007 год) приведена статья из газеты New York Times, в которой отмечается: "Может быть, дни холодной войны и миновали, но сегодня Россия и США схватились в другой битве - научно-технической, в связи с монополией США на спутниковую навигацию". Наверное, это так. Следует признать, что если не будут приняты срочные меры - новый подход и даже прорыв в решении проблем ГЛОНАСС, то Россия эту битву с позором проиграет.
В данной статье я хочу предложить некоторые пути решения проблем ГЛОНАСС.
Исходя из своего практического опыта военного инженера-геодезиста, а также потому, что ГЛОНАСС моя "болевая точка". Будучи войсковым офицером, прослужившим 11 лет на должностях, связанных с артиллерийской разведкой (обнаружить цель и определить ее точные координаты), пройдя "школу" участника больших тактических учений в период 1945-1955 годов, стратегической операции "Анадырь" (Куба, 1962 год), я очень остро чувствую, что значит ГЛОНАСС для Вооруженных сил России.
В ноябре 1999 года по телевизору увидел сюжет из Чечни - 12 растерзанных трупов наших парней из разведгруппы лежат на снегу (ошибка в ориентировке, выход в зону действий бандформирований, гибель в неравном бою). Этот сюжет меня потряс, и я дал клятву - до конца моих дней бороться за ГЛОНАСС. Поэтому на протяжении восьми лет, пользуясь пониманием и добрым отношением ко мне моих начальников, по собственной инициативе написал три статьи в газету "Независимое военное обозрение", направил два обращения руководителю Роскосмоса, два обращения в Совет безопасности РФ и два президенту РФ. В своих статьях и обращениях я предлагал возможные пути решения проблем ГЛОНАСС.
Считаю, что на данном этапе крайне необходим прорыв в решении этих проблем.
Замысел прорыва
В первую очередь необходимо рассмотреть причины, которые пока продолжают сдерживать становление ГЛОНАСС. Проще это делать с учетом положительного опыта развертывания американской "Навстар"-GPS. И не надо этого стесняться.
Основная причина - это отсутствие должного управления и контроля за программой развития ГЛОНАСС.
В начале 1970-х годов ее заказчиком являлось Главное управление космических систем (ГУКОС) Минобороны СССР. После выдачи технического задания (ТЗ) разработчику (3-й Главк Минобщемаша), встал вопрос - кто будет куратором программы от военного ведомства? Однако вопрос не был решен и ГЛОНАСС в течение нескольких лет оставался практически без контроля со стороны заказчика. В последующем курирование работ по ГЛОНАСС было возложено на военно-космические силы. Однако в 1989 году Минобороны начало переговоры о передаче управления системой Российскому авиационно-космическому агентству. В Генштабе Вооруженных сил РФ в тот период не нашлось военных специалистов, понимающих значение ГЛОНАСС для армии и флота. Постановление правительства РФ от 29 марта 1999 года № 346 утвердило "Положение о разграничении ответственности федеральных органов исполнительной власти за поддержание, использование и развитие ГЛОНАСС". Как заметил бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин: "Мы, военные, были всего лишь пользователями, точно так же как и в США". Но в последнем генерал-полковник ошибается - с GPS все обстоит по-другому.
Начиная с 1973 года, когда программы военно-воздушных и военно-морских сил США были объединены в общую национальную программу "Навстар"-GPS, ею руководит Пентагон.
В декабре 2004 года президент Соединенных Штатов Джордж Буш подписал директиву, определяющую политический курс американского правительства в отношении средств координатно-временного обеспечения. Директивой определено, что основным источником финансирования программы GPS являются фонды Министерства обороны США. В заключительном разделе документа детально определены обязанности министерств и ведомств в плане обеспечения функционирования, применения и усовершенствования средств координационно-временного обеспечения при головной роли Пентагона.
Именно по инициативе Минобороны США было рекомендовано использование сигналов GPS для гражданских лиц и снято ограничение на использование сигналов повышенной точности. В 2002 году появилось сообщение о возвращении в бюджет Пентагона первых миллиардов долларов от продажи GPS-аппаратуры и услуг.
Примерно в таком же плане необходимо изменить отношение к управлению ГЛОНАСС. Поскольку она должна в первую очередь стать системой боевого обеспечения всех видов и родов Вооруженных сил России, контроль за выполнение ФЦП "ГЛОНАСС" должен оставаться за Министерством обороны РФ как главным заказчиком этой системы.
Следует образовать при Министерстве обороны РФ дирекцию ФЦП развития ГЛОНАСС, которая бы являлась штабом, организующим выполнение и контроль всех необходимых мероприятий во главе с директором, обладающим правом прямого доклада о состоянии ГЛОНАСС высшему руководству страны. Директору должна оказываться помощь в его служебной деятельности со стороны руководителей управлений Генштаба и Минобороны, командующих видами и родами ВС РФ.
Необходимо до конца 2008 года провести коррекцию действующей ФЦП "ГЛОНАСС" 2006-2011 годов, в которую должны быть включены целевые задачи с указанием конкретных результатов и сроков их выполнения. Для обоснования этих задач целесообразно под руководством дирекции организовать проведение рабочих совещаний с участием специалистов, где путем дискуссий и "мозгового штурма" также рассмотреть вопросы, относящиеся к созданию и развитию ГЛОНАСС нового поколения.
В частности, необходимо рассмотреть и принять решение по следующим вопросам: пути повышения надежности и увеличения сроков постоянного функционирования космических аппаратов "ГЛОНАСС" до 20 лет; о необходимости развития орбитальной группировки до шести плоскостей и 48 КА с целью обеспечения высокоточного позиционирования в условиях закрытой местности при больших углах закрытия горизонта; проблемы радиоэлектронной безопасности и независимости системы; о целесообразности исключения из состава КА "ГЛОНАСС-К" таких "пассажиров", как система спасения "Коспас", система определения местоположения ядерных взрывов; системы межспутниковой связи. (По последнему пункту предвижу бурные возражения. Автор статьи готов и желает принять участие в дискуссиях на любом уровне по вышеперечисленным вопросам.)
Перспективы рынка
Рынок ГЛОНАСС-технологий мы давно потеряли. Пока решение этой проблемы целесообразно начать в двух направлениях.
Первое - создание региональных и локальных систем непрерывного спутникового контроля устойчивости инженерных потенциально опасных объектов и деформаций (подвижек) земной поверхности в сейсмоопасных районах на основе использования ГЛОНАСС. В ЦНИИмаш разработан проектный облик системы, основным элементом которой являются однотипные унифицированные наземные терминалы - "активный репер" (АР). Организация серийного производства терминала АР позволила бы создать единую основу для развертывания различных видов дифференциальных систем, то есть образовать единую технологическую основу наземного сегмента ГЛОНАСС для широкого круга пользователей.
Большой поддержкой этого направления явилось бы постановление правительства РФ о необходимости усиления контроля устойчивости потенциально опасных инженерных сооружений и изучения сейсмической активности с использованием ГЛОНАСС.
Второе - разработка и серийное производство бытовых ГЛОНАСС-приемников для пользователей, которых устроит недорогой прибор, обеспечивающий точность позиционирования в системе геодезических координат СК-95 в абсолютном (номинальном) режиме измерений на уровне десятков метров, а в относительном - на уровне дециметров. Пользователям приемников должны предлагаться топографические карты с нанесенной координатной сеткой. Единый комплект, включающий карманный ГЛОНАСС-приемник и набор крупномасштабных топографических карт на конкретные районы общей стоимости не дороже телефона сотовой связи, с удовольствием приобретут миллионы россиян.
Однако массовый выпуск отечественной ГЛОНАСС-аппаратуры для пользователей не пойдет до тех пор, пока ее потенциальные производители не поверят в полное восстановление орбитальной группировки навигационной системы.
Важной проблемой остается достаточное финансирование программы ГЛОНАСС. Система дорогая, но она судьбоносна для нашей страны и особенно для Вооруженных сил в настоящее время и в будущем. Ожидается, что в обозримой перспективе достижение конечных целей войн и вооруженных конфликтов в основном будет достигаться за счет технического и информационного превосходства над противником - путем подавления его систем государственного и военного управления, навигации, в связи и других критически важных структур. В этой борьбе навигационные системы будут занимать особое место.
В связи с этим при перераспределении средств, предусмотренных на реализацию федеральных космических программ до 2020 года, наиболее приоритетным направлением следует признать программу ГЛОНАСС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали