Финансовые Известия
20 мая 2008, 11:50
А джет-то и вправду супер!
Впервые поднялся в воздух Superjet 100
- У меня нет слов! Я очень счастлив и удовлетворен сегодняшним днем и нашим с вами самолетом, - едва спустившись с трапа после завершения испытательного полета, заявил шеф-пилот компании "Гражданские самолеты Сухого" Александр Яблонцев. - Спасибо всем, кто встречал, болел, работал и поддерживал. Всем, кто был вместе с нами все эти годы.
Эмоции летчика Яблонцева понятны. Sukhoi Superjet - символ возрождения отечественного авиапрома. Это первый принципиально новый и полностью российский самолет, созданный с момента распада СССР. Кроме того, он еще и единственный способный на равных конкурировать с продукцией ведущих мировых авиапроизводителей. В России он заменит устаревшие Ту-134 и Ту-154. На Западе будет теснить Boeing и Airbus. Общая стоимость проекта, разрабатываемого с начала 2000-х годов, составляет $1,4 млрд. И мы первые из целого ряда конкурентов предлагаем продукт подобного класса. Машина только начала испытания, а у фирмы "Сухой" уже есть портфель твердых заказов на покупку десятков "джетов", как от отечественных, так и от иностранных компаний.
Концептуально лайнер нельзя назвать оригинальным. На фирме "Сухой" - больше известной в стране и мире своими непревзойденными истребителями семейства Су-27 и Су-30 - не стали изобретать велосипед и пошли по вполне отработанному на Западе пути: взяли самое лучшее, что есть на рынке, и интегрировали на свою платформу. В итоге ускорились сроки разработки машины, упростилась процедура ее испытаний и сертификации. А заодно рынок получил понятный и предсказуемый для специалистов продукт. Российский самолет создавался "коллективно". Например, общее руководство проектом осуществляет американский Boeing. Немецкий Liebherr вместе с российским "Теплообменником" создавали системы кондиционирования и управления полетом. Двигатель для самолета SAM-146 создали российское НПО "Сатурн" и французская Snecma - мировой монополист по двигателям для магистральных авиалайнеров.
Хотя самобытные нюансы, выгодно отличающие Superjet от конкурентов, в машине все-таки есть. В гражданском подразделении фирмы "Сухой" - "Гражданские самолеты "Сухого" (ГСС) говорят, что от аналогов Superjet отличается прежде всего экономичностью. Дальше идет максимальный комфорт и беспрецедентная безопасность пассажиров. То есть человек, совершив дальний перелет и пересев из комфортабельного дальнемагистрального лайнера, скажем, в "Шереметьево" в "маленький" региональный самолет, чтобы лететь в Уренгой, не почувствует никакой разницы. Салон эконом-класса в Superjet такой же по объему, как и у дальнемагистрального Boeing или Airbus. Между креслами достаточно расстояния, чтобы свободно вытянуть ноги даже очень высокому пассажиру, да и локтями толкаться с соседями не придется.
Глава компании "Сухой" Михаил Погосян рассказал, что на самолете реализованы ранее не применявшиеся в гражданской авиации схемы обеспечения безопасности. Это - полностью электронное и интеллектуальное управление машиной. Система автоматизации управления полетом позволяет в 20 заданных аварийных ситуациях выйти из всех. У иностранных машин показатели не превышают 10-14 случаев из тех же 20 заданных.
Безопасность машины "Известиям" удалось проверить во время прошлогоднего аэрокосмического салона МАКС-2007. Тот же шеф-пилот компании "Гражданские самолеты Сухого" Александр Яблонцев на тренажере пилотской кабины Superjet не только рассказал, но лично продемонстрировал, что, например, машину невозможно свалить в штопор. Даже если пилот резко потянет на себя джойстик - ручку управления и сбросит газ, самолет не станет падать. На Superjet нельзя пикировать, нельзя выполнить мертвую петлю или сделать резкий разворот с углом более 35 градусов. Электроника скорректирует "ошибку" и не позволит пилоту подобной самодеятельности. В итоге полет на Superjet будет ничуть не опасней поездки на рейсовом автобусе.
Первый полет нового самолета значим и по другой причине. В сентябре 2007 года на церемонии первой выкатки Superjet 100 тогда первый вице-премьер Сергей Иванов пообещал: новый самолет "встанет на крыло" до конца года. Не получилось. Сроки пришлось отодвинуть. Некоторые зарубежные, да и российские эксперты поторопились предсказать "полный провал проекта". Теперь ясно, что проект не просто жив, а начинает работать. Все последние десятилетия Россия только строила самолеты, "рожденные" в СССР (довольно скромно -по 1 проценту на мировом рынке). Теперь начинает создавать новые.
Технико-технические характеристики среднемагистральных самолетов
"Суперджет-100" (Россия)
- Цена: 27-28 млн долл.
- Дальность полета: 3,0-4,7 тыс. км
- Скорость: 850 км/ч
- Вместимость: 75-95 пассажиров
- Запас топлива: 7490 кг
- Цена: 30 млн долл.
- Дальность полета: 4,6 тыс. км
- Скорость: 850 км/ч
- Вместимость: 106 пассажиров
- Запас топлива: 7000-8000 кг
- Цена: 23-25 млн долл.
- Дальность полета: 3,5 тыс. км
- Скорость: 850 км/ч
- Вместимость: 75 пассажиров
- Запас топлива: 8000 кг
Как родилось имя Superjet 100 в корпорации "Сухой" говорить не любят - "зачем открывать нашу профессиональную кухню посторонним". Тем не менее "Известия" выяснили, что название было предложено одной английской фирмой, профессионально занимающейся поиском новых брендов и ребрендингом. Англичане предложили идею "Сверхсамолета-100" главе "Сухого" Михаилу Погосяну. Ему идея понравилось - в названии должна быть отражена вся идеология самолета (суперкомфорт, супербезопасность, суперпараметры) и при этом сочетание слов, "имя" должно быть знакомо всему миру, "с ходу ловиться", "падать на слух". Особенно это важно для позиционирования самолета на мировом рынке. Вот так и появился проект "джета" (в переводе с английского "реактивный самолет") с претензией на super. Остается надеяться, что название не подведет производителя.
"Сотый" - уже хит сезона
Холдинг "Сухой" уже имеет 73 заказа на самолет и 31 опцион: "Аэрофлот" (30 самолетов), Финансовая лизинговая компания (10 самолетов), авиационный альянс AiRUnion (15 самолетов), "Дальавиа" (6 самолетов), итальянская ItAli (10 самолетов), армянская Armavia (2 самолета). Примерная стоимость одного самолета $28 млн. Это на 15 процентов ниже цены самолетов семейства Embraer - главного конкурента "Сухого" на рынке. Общий объем заключенных контрактов превышает 50 млрд рублей. Как отмечал ранее гендиректор холдинга "Сухой" Михаил Погосян, программа "Суперджет-100" окупится после поставки на рынок 300 самолетов. Всего до 2024 года предполагается построить 800 самолетов. Как отмечают эксперты, успех с началом полетных испытаний в Комсомольске-на-Амуре может привести к росту заказов на новую машину....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов