Газета
11 июня 2008, 11:51
Мозги пополам
Россия и Украина разделили интеллектуальную собственность на продукцию оборонки
Раздел рисков и роялти
Впрочем, заключение подобного соглашения - формальность. Такие документы подписаны практически со всеми странами, с которыми Россия ведет военно-техническое сотрудничество. Даже с Турцией, несмотря на то что масштабных поставок оружия из России туда не осуществлялось уже 15 лет. В соответствии с соглашением полученные в ходе сотрудничества результаты интеллектуальной деятельности распределяются между участниками с учетом их вклада, зафиксированного в ходе ВТС.
Полученные таким образом права на результаты интеллектуальной деятельности передать кому-то другому ни одна из сторон не может без согласия другой.
Это соглашение направлено в первую очередь на защиту разработчиков военной техники. К примеру, во многих бывших советских республиках до сих пор сохранился солидный запас советского вооружения, которое они могут продавать. Тем не менее заключать контракты на модернизацию этой техники без одобрения конструкторского бюро (большинство из них находится в России) они не могут. Дело в том, что разработчик несет ответственность за конструкторское сопровождение продукции, отвечает за безопасность, а также может продлевать ресурс работы той или иной техники. За это с каждой проданной единицы он получает вознаграждение от производителя - роялти, которое в среднем составляет около 7% от цены.
Точки стыковки
Авиация - ключ к российско-украинскому сотрудничеству в сфере ВТС. Основные украинские предприятия: конструкторское бюро имени Антонова и ОАО "Мотор Сич". Первое является разработчиком самолетов Ан-140 и Ан-148, серийное производство которых сейчас разворачивается в России, в частности на заводе "Авиакор" (входит в группу "Базовый элемент") в Самаре. "Мотор Сич" производит двигатели почти для всех российских вертолетов. В России серийное производство двигателей планирует организовать завод имени Климова.
"Чтобы Россия могла вкладываться в развитие производства, нужно четкое разделение интеллектуальной собственности на основе неизменных правил", - считает руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По словам заместителя гендиректора завода "Авиакор" Алексея Гусева, основные перспективы его предприятия связаны именно с серийным производством регионального Ан-140. В ближайшее время "Авиакор" должен получить сертификат на одну из модификаций этого самолета, что позволит заводу вплотную заняться его производством, продвижением и продажами. "Для Ан-148 такое решение пока не реализовано. Необходима передача документов в Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), чтобы защитить инвестиции российского авиапрома", - считает Пантелеев.
Разъединяющая политика
Технологически предприятия России и Украины в силу общего советского прошлого тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако эта кооперация может быть нарушена по политическим причинам. Например, при вступлении Украины в НАТО. Для более детальных переговоров с руководством Украины на следующей неделе в Киев прибудет генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. "Если Украина вступит в НАТО, Россия будет на корню обрубать сотрудничество c украинскими коллегами", - считает Пантелеев.
"В случае конфликта Украина автоматически откажется поддерживать продукцию, это значит, что моментально прекращается продажа, а эксплуатация ставится под большой вопрос", - говорит эксперт. Межправительственное соглашение - один из видов гарантии или страховки на тот случай, если политические риски станут реальностью. В этом случае Россия сможет самостоятельно выпускать продукцию на базе имеющейся по закону у нее интеллектуальной собственности.
Тем не менее портить отношения с российскими коллегами невыгодно и Украине: Россия - самый крупный рынок сбыта для украинской техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали