О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет лейтенанта Титаренко

В Военно-воздушных силах России в последние годы постепенно растет количество часов налета боевых летчиков. Недавние выпускники военных авиационных училищ гораздо быстрее, чем лет десять назад, становятся "на крыло"

В Военно-воздушных силах России в последние годы постепенно растет количество часов налета боевых летчиков. Результаты в ВВС почувствовали очень скоро: недавние выпускники военных авиационных училищ гораздо быстрее, чем, скажем, лет десять назад, становятся "на крыло".

Лейтенант Алексей Титаренко привычно занимает место в кабине своего МиГ-29. Короткое время до взлета наполнено десятками доведенных до автоматизма действий, проверок аппаратуры и оборудования. Алексей запускает двигатель, начинает выруливать со стоянки на взлетно-посадочную полосу. Воздушный боевой корабль замирает в исходной точке. Как только двигатель набирает максимальные обороты, Титаренко плавно отпускает термошину. Сила освобожденной тяги вдавливает тело летчика в кресло. Крылатая машина начинает свой изящный бег с ускорением по "бетонке". Как только набирается заданная скорость, летчик берет ручку управления на себя и земля стремительно уходит из-под самолета. В сердце пилота приходит непередаваемое чувство человека, начинающего путь в воздушный океан. Еще несколько мгновений, и с набором высоты города и села, дороги и пролески начинают приобретать очертания географической карты. Подобно отцу, подполковнику Александру Титаренко, Алексей направляет свой "МиГ" в бескрайнее небо. Полет проходит в нормальном режиме. На "трансзвук" - на сверхзвуковую скорость - воздушный корабль переходит без видимого напряжения, тренированный организм спокойно справляется с перегрузкой. Полетное задание выполнено. Пора возвращаться на аэродром.

Командир "поющей" второй эскадрильи учебного центра боевого применения ВВС подполковник Юрий Трамбицкий немногословен. Действительно, его эскадрилью называют "поющей", но, скорее, по памяти. Еще недавно три летчика "после боя" брали в руки музыкальные инструменты, выступали даже с концертными самодеятельными программами. Но офицерам пришло время расти по службе. На смену пришли лейтенанты Алексей Титаренко, Евгений Бурухин, Игорь Мищенко. Сейчас, шутит Юрий Григорьевич, впору хоть объявление давать в Краснодарское высшее военное авиационное училище: мол, требуются гитаристы, скрипачи, виолончелисты с дипломами летчиков-истребителей.

Концерты концертами, а полеты полетами. Когда в эскадрилье из 12 летчиков трое лишь в прошлом году надели офицерские погоны, забот командиру явно прибавляется. В ноябре молодые пилоты пришли в учебный центр. А уже в декабре состоялся их первый полет. С начала года налет составил от 17 до 19 часов. Всего же после выпуска лейтенанты провели в воздухе до 30 часов. Много или мало летает молодежь?

- Если сравнивать с советскими временами, то, наверное, общие показатели налета выглядят весьма скромными. Но я бы не стал идеализировать тот, уже прошлый период, - отвечает на мой вопрос командир эскадрильи. - Сейчас мы применяем более совершенные методики обучения. Каждый летный час насыщен до предела заданиями. В принципе нынешнего налета достаточно для качественной подготовки молодых летчиков. Если все будет проходить как сейчас, без сбоев, то лейтенанты Титаренко, Бурухин и Мищенко до конца года сдадут экзамен на квалификацию, им присвоят 3-й класс.

Подполковник Трамбицкий за годы службы пережил непростые времена. Переломный период начала 90-х гг. прошлого века застал его в Красноводске (Туркменистан). Тогда было явно не до боевой учебы, пришлось спасать от приватизации самолеты. Родные "миги" приходилось перегонять в Россию с личного разрешения президента независимого государства. Впрочем, "крылья России" пережили все трудности. Сейчас появилась возможность летать, учить молодежь, готовить надежную смену воздушных защитников Отечества.

- Наш центр располагает универсальными возможностями для подготовки летчиков, - начальник учебного центра боевого применения полковник Игорь Габисов вкратце объясняет предназначение своей части. - С одной стороны, в течение всего года мы обеспечиваем боевую подготовку коллег из других регионов. С другой - сами занимаемся боевой учебой, держим свою часть воздушного щита на южном направлении. Средний налет летчиков в части немалый. Застой в боевой подготовке уверенно преодолевается. Для молодого офицера, особенно выпускника училища, служба в центре - возможность заниматься полноценной боевой работой, расти как летчику истребительной авиации.

Факты красноречивее всяких слов. Командир звена старший лейтенант Владимир Градусов - летчик 1-го класса. Старший летчик-инструктор старший лейтенант Александр Ивашкин менее чем за полтора года после выпуска получил классность, выполнил боевые упражнения - стрельбу ракетой "воздух-воздух", удары по наземным целям, несет боевое дежурство. Александр в разговоре посетовал: в здешних краях погода весной, летом и осенью уж больно хороша. А для сдачи экзаменов на более высокий класс необходимы полеты в сложных метеоусловиях. Вот и приходится, как манны небесной, ждать тумана да низкой облачности для полетов. Заместитель командира эскадрильи капитан Сергей Трунин сейчас готовится к поступлению в Военно-воздушную академию. Его налет за прошлый год составил более ста часов. Для сравнения: недавно в печати появилось сообщение о том, что пилоты-инструкторы ВВС Германии из-за сложностей с поставками авиационного топлива имеют налет до 70 часов. Главное, помимо сохраненной техники и материальной базы, в авиации остались люди, преданные делу служения Отечеству на воздушных просторах. Два брата-близнеца, заместитель начальника центра по летной подготовке полковник Игорь Цебулько и заместитель по воспитательной работе полковник Вячеслав Цебулько, опытные асы, способны научить вчерашних выпускников авиаучилищ и воспитать из них достойную боевую смену. О технической сметке и работоспособности старшего инженера майора Владимира Желтко рассказывают легенды.

Но, может быть, подобная картина наблюдается только здесь, где на узком участке "фронта" сконцентрированы все ресурсы и первоклассные летные кадры?

Несколько дней назад в центр для выполнения программы боевой подготовки с севера России прилетел полк дальних истребителей-перехватчиков. За считанные часы "миги" стремительно проскочили с севера на юг всю европейскую часть России. Кстати, как моряк, был удивлен, что авиаторы называют свои самолеты кораблями. Впрочем, по размерам и боевым возможностям МиГ-31 представляет собой грозный и непобедимый боевой воздушный корабль. Командир полка полковник Владимир Куценко, когда автор этих строк попросил его назвать своих лучших офицеров, произнес, не задумываясь:

- Из летчиков отмечу старшего лейтенанта Марселя Юнусова. МиГ-31 - строгая машина, требует особых навыков пилотирования, не прощает ошибок. В руках же профессионала, мастера он способен творить чудеса пилотирования. Подготовка молодых летчиков на смену опытным пилотам - одна из первейших задач полка. Высококлассные специалисты - штурман майор Алексей Забегаев, техник корабля старший лейтенант Юрий Коноплев.

После крупномасштабных учений на полигоне Ашулук в Астраханской области пилоты занимаются по программе наземной подготовки, изучают теорию, тренируются. В перерывах между занятиями появляется время для спокойной беседы. Молодые авиаторы рассказывают, что здесь, в части, сбываются их самые смелые мечты - летать на современных, лучших в мире самолетах, становиться в строй полноценных боевых летчиков. Словом, они счастливы, обретая крылья.

Ведь только в полете живет самолет и его пилот....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка