Независимое военное обозрение
25 июля 2008, 12:26
Авиапир во время кризиса
Ближний Восток спас престижный "Фарнборо-2008" от экономического краха
Шейхи скупают лайнеры
По мнению некоторых СМИ, Фарнборо-2008 от краха или, скорее, от казуса спасли хозяева ближневосточных авиакомпаний. Похоже, что только им сейчас выгодно покупать самолеты и возить людей, поскольку своя нефть (читай - керосин) под боком.
Главным лейтмотивом авиасалона по вполне понятным причинам явилась экономичность предлагаемых к продаже воздушных судов. Пожалуй, решающей характеристикой при покупке крылатых машин на Фарнборо-2008 стал уровень расхода топлива. В схватке за заказы схлестнулись два мировых гиганта авиастроения - Boeing и Airbus. Причем ставка делалась именно на экономичность и экологическую безопасность лайнеров.
Начиная с дня открытия выставки, лидирующие позиции занял Airbus, сумев заключить больше контрактов, в том числе и на "зеленые" самолеты. Флагман Airbus - гигант А380 - позиционируется на данный момент как самый экономичный корабль своего класса. Как сообщает пресс-релиз компании, Сингапурские авиалинии уже эксплуатируют этот тип самолетов и на подходе поставки для Арабских Эмиратов.
В первый же день работы салона компания Etihad произвела буквально фурор, приобретя стразу 100 "зеленых" самолетов как у Boeing, так и у Airbus на общую сумму 20,4 млрд. долл. Также у европейских производителей хорошо продавались среднефюзеляжные А350, которые, как и 380-е, позиционируются в качестве экономичных машин. Boeing дышит конкурентом буквально в спину, распродавая в основном лайнеры серии 777s и 737s. И опять же главными покупателями выступили восточные страны. А Китай вообще намерен сделать дальнемагистральный Boeing 777-300ER флагманом перевозок на большие расстояния.
Беспилотники, ракеты, вертолеты и прочее
Что касается показанных на Фарнборо-2008 боевых самолетов, то, например, обозреватель The Guardian Роберт Фокс вообще усомнился в эффективности всего представленного на выставке новейшего и дорогостоящего "военного железа": "Можно подумать, что если для борьбы с афганскими мятежниками нужна вся эта техника, стоящая миллионы фунтов и долларов, то коварные талибы, видимо, здорово поднаторели в искусстве ведения асимметричной войны".
Вероятно, автор из Guardian имел в виду также беспилотные летательные аппараты (БПЛА), действующие и перспективные модели которых продемонстрировали разработчики. На данный момент БПЛА наиболее активно используются для ведения воздушной разведки в Ираке и Афганистане. Есть мнение, что именно за беспилотниками будущее военной авиации. Однако существуют серьезные проблемы с управлением БПЛА. Лишь на первый взгляд оно похоже на компьютерную игру. На самом деле - это непростая задача. О чем свидетельствует, в частности, крушение как минимум трех аппаратов в Ираке. Кстати, компания Raytheon Inc. представила новую систему управления БПЛА, где ставка сделана на погружение оператора в реальность, чтобы он лучше чувствовал самолет и контролировал ситуацию.
Демонстрация БПЛА была менее зрелищна и не столь заметна на выставке, однако беспилотники привлекают все большее внимание. В настоящее время США эксплуатируют около 5000 подобных аппаратов, от них стараются не отставать Великобритания и Израиль. В корпорации Boeing уверены, что за БПЛА - будущее. Об этом говорил глава оборонного департамента компании Джим Олбо: "Вам нужно знать, где располагаетесь вы, а где ваш враг. Это и делает БПЛА востребованными".
Представитель Lockheed Martin отметил, что БПЛА можно использовать и в мирных целях. Но ставка делается все же на военное применение. Следующий шаг в развитии беспилотников - самозащита и ведение боевых действий. Британцы показали на выставке новую и дорогую разработку - БПЛА "Мантис". На нем установлены инфракрасная и обычная камеры, радар и система лазерного наведения ракет. Модели ракет были представлены тут же. На самом деле, "Мантис" не сильно отличается от своих собратьев, но тенденция на вооружения БПЛА как очередной шаг их эволюции присутствует. Также акцент делается на более простое управление и на определенную степень автономности устройства - в некоторых случаях БПЛА может лететь самостоятельно.
На "Мантисе" установлен процессор для обработки данных с радара, что может существенно сократить поток обмена данными с землей и высвободить операторов на пульте управления самолетом. Следующим шагом в развитии этого вида военной авиации видится все большая автономизация и наращивание бортового вооружения. Вопрос лишь в электронной начинке и разделении обязанностей между человеком и, по сути, летающей машиной-убийцей.
Еще более незаметная, но не менее, чем БПЛА, перспективная разработка - так называемые умные ракеты. Официальных сообщений с выставки на эту тему очень немного. "НВО" уже рассказало об испытаниях подобного образца, именуемого "Огненная тень" (Fire Shadow). Похоже, что данные разработки получат продолжение. Так, на выставке в Фарнборо стало известно, что некоторые европейские фирмы заключили контракты на 146 млн. долл., предусматривающие участие в создании британских ракет нового поколения. Речь идет о шести образцах, включая ракету, способную провести в воздухе до 10 часов, прежде чем взорваться. Консорциум европейских компаний помимо обновления британского ракетного арсенала в целом сориентируется на развитие "блуждающего оружия" типа "Огненной тени".
В сфере производства военных вертолетов наиболее широко освещалась деятельность международной компании "Еврокоптер", представившей на выставке модели EC725 и NH90, предназначенные для Министерства обороны Великобритании. Будучи главным поставщиком полицейских и патрульных машин для Соединенного Королевства, "Еврокоптер" теперь, по словам обозревателей, агрессивно наступает на военном направлении.
Тем не менее один из лидеров авиационного рынка - всемогущий Boeing сдавать позиции явно не собирается. Вместе с компанией AugustaWestland американцы будут производить тяжелые транспортные вертолеты CH-47F Chinook для итальянской армии. Модель является глубокой модернизацией основного транспортного винтокрыла американской армии.
Среди концептуальных новинок выделяется разработка компании Sikorsky под названием Х-2. На выставке представили модель новой машины, которая поднимется в воздух в ближайшее время. Вертолет имеет необычную для американских вертолетов соосную систему из двух несущих винтов и хвостового толкающего винта, отчего вертолет слегка смахивает на летающую подлодку. По заявленным характеристикам новое детище от "Сикорского" обещает стать самым быстрым и маневренным вертолетом, предназначенным для выполнения самого широкого круга военных задач.
Еще одной оригинальной разработкой похвастался консорциум Bell-Augusta, показав публике конвертоплан ВА-609 - нечто среднее между самолетом и вертолетом. Он обладает изменяемой плоскостью вращения винтов, расположенных на крыльях. Новый аппарат позиционируется прежде всего как спасательный или медицинский. Скорость и возможность садиться, как вертолет, в том числе и на борт корабля, не исключает в принципе его военного применения. На данный момент ВА-609 проходит испытания и сертификацию. Прототип № 2, представленный в Фарнборо, сам долетел до выставки из Италии.
Очень интересную разработку представила на выставке и шведская компания SAAB. Ее инженеры оснастили турбовинтовой пассажирский самолет SAAB-2000 импульсно-доплеровской РЛС с активной фазированной решеткой с электронным сканированием "Эриай" и системой опознавания "свой-чужой", комплексом РЭБ, датчиками сигнализации о лазерном, радиолокационном облучении и ракетной угрозе, системой выброса ложных целей. Разработка осуществлена по заказу ВВС Пакистана и предназначена для обнаружения воздушных целей на большом расстоянии, их распознавания и сопровождения, а также для координации воздушных сил.
О чем поют двигатели
О делах российских двигателестроителей можно узнать из прошлого номера "НВО". Поэтому остановимся на изделиях иностранных компаний.
Прежде всего на экологию и экономичность своих моторов обращает внимание фирма Pratt & Whitney, которая тесно сотрудничает с Airbus. Например, испытания двигателей, работающих на биотопливе, уже идут полным ходом. В феврале Airbus на одном из А380 испытал новый вид топлива GTL (газ-жидкость). В текущем году один из широкофюзеляжных А340 будет оборудован новым турбовентиляционным двигателем от Pratt & Whitney, которые также намечается поставлять для региональных самолетов Bombardier серии "С". Эта разработка может быть реализована уже в ближайшее время.
Более смелый шаг - двигатели с так называемым открытым ротором, которые позволят на четверть снизить потребление топлива. Появление таких моторов вероятно к 2013 году, поскольку инженерам предстоит решить ряд технических проблем (например, излишняя шумность и вибрация).
Другой крупнейший поставщик авиадвигателей - компания Rolls-Royce - говорит прежде всего о послепродажном обслуживании своих агрегатов. Благодаря контрактам, подписанным в Фарнборо, фирма увеличит доходы от обслуживания и от предоставления новых сервисных услуг. Кстати, 63% от общего дохода Rolls-Royce приходится именно на послепродажное обслуживание в секторе гражданской авиации.
Что же касается продаж двигателей, то компания объявила на выставке о крупном контракте на эксклюзивное оснащение агрегатами многоцелевых военно-транспортных самолетов C-27J Spartan, производимых итальянской компанией Alenia Aeronautica. Контракт на вертолетные двигатели RTM322 для вертолетов NH-90 тоже оказался в руках Rolls-Royce совместно с Turbomeca. Этот тип агрегатов поставляется и для других вертолетов (WAH-64 Apache и EH-101), а его производство развернуто аж в четырех странах. И здесь не обошлось без "зеленых" заявлений. Rolls-Royce, согласно релизу компании, вкладывает вместе со своими партнерами 800 млн. фунтов стерлингов в год в разработку новых технологий. Две трети этих средств идут на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и шумности агрегатов.
Крупные игроки на рынке авиационных двигательных систем General Electric и Snecma анонсировали продление контракта по совместному предприятию CFM International и заключили контракты на 2,7 млрд. долл. Что касается непосредственно двигателей, то GE обеспечили себе контракты на 1,9 млрд. долл. на поставку и обслуживание авиадвигателей опять же в основном для ближневосточных авиакомпаний, заказавших Boeing и Airbus, оснащенные моторами от GE....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов