Военно-промышленный курьер
6 августа 2008, 11:47
Плюсы и минусы отечественного авиапрома
На международном аэрокосмическом салоне "Фарнборо-2008"
Главное внимание организаторами выставки было уделено продвижению на рынок продукции двух основных поставщиков - Boeing и Airbus.
Вместе с тем в очень широком диапазоне была представлена вертолетная тематика и раздел деловой авиации. В военной сфере в основном демонстрировались образцы летательных аппаратов, уже длительное время находящихся в эксплуатации, такие как В-1, "Вулкан", F-16, F-117 и Mirage-2000. Новые образцы, такие как Rafale, F-22, F-35, демонстрировались только в полете и на макетах.
Особый раздел на выставке представляли беспилотные летательные аппараты автономного и дистанционного пилотирования. Соединенные Штаты были представлены двумя прорывными образцами, построенными по технологии "стелс": оперативно-тактического и стратегического класса. Оперативно-тактического - с радиусом до 600 км; cтратегического - с дальностью 22-23 тыс. км и нахождением в воздухе от 24 до 36 часов полета. При этом максимальная высота полета стратегического беспилотника может составлять более 22 км. Указанные средства дозвуковые (М = 0,8-0,9) c достаточно экономичными двигателями, работающими на традиционном топливе.
Зарубежные компании также представили практически все типы вертолетов. Особое внимание заслуживает новый вертолет Сикорского, который воплотил в себе лучшие черты вертолетов, построенных по магистрально-модульному принципу, представляющий собой современный трансформер на основе единой платформы (унифицированная кабина, единая энергетическая установка и базовое навигационное и радиоэлектронное оборудование).
Кроме того, были показаны новые образцы вертолетов известных фирм: Augusta, Bell Helicopter, Robinson и др. Выставка продемонстрировала широкое применение композиционных материалов в конструкции летательных аппаратов, особенно в несущих и корпусных элементах.
Обратила на себя внимание конструкция лопастей воздушных винтов, сделанных из композиционных материалов и отличающихся от принятых традиционных профилей с повышенным коэффициентом эффективности.
В большом количестве была представлена малая авиация. При этом подчеркивалось, что при удорожании топлива эта авиация может стать альтернативой региональной.
Телевидение и информационные службы выставки ежедневно очень много внимания уделяли самолетам региональной авиации. Президент Франции и премьер-министр Канады сами рекламировали региональный самолет фирмы Bombardier (Канада, конкурент Superjet).
Свои разработки в этом классе представили Китай, Индия, Бразилия, Япония, а также фирмы Boeing и Airbus. При таком широком типаже региональных самолетов место для Superjet в мировой классификации выглядит весьма скромно.
На фоне широкомасштабных достижений западных фирм успехи отечественного авиапрома выглядели недостаточно убедительно, что свидетельствует об отсутствии понимания стратегии развития. Налицо отход от базовых положений в структуре и организации авиапрома и принижение роли и места отечественных разработчиков и изготовителей, что и привело к отсутствию на выставке реальных образцов.
При этом Россия и Украина могли бы продемонстрировать на выставке свой полноразмерный ряд летательных аппаратов мирового уровня и класса, таких как Ил-96-400, Ту-204/214, Ту-334, Ан-148, Ан-140, Бе-200 и ряда других, которые способны составить конкуренцию на мировом рынке.
То же самое отмечается и в области вертолетостроения.
Выводы:
- Выставка подтвердила конкурентоспособность летательных аппаратов, созданных в России, на Украине, по всем показателям, включая летно-технические данные, а также современный уровень энергетических установок и бортового радиолокационного и навигационного оборудования.
- В сфере вертолетостроения считаю ошибочным полный отказ от разработок собственных силовых установок и переход на заимствование иностранных двигателей.
- Выставка продемонстрировала значительное отставание отечественного авиапрома в области разработки и создания автономных дистанционно пилотируемых летательных аппаратов разведывательного и боевого назначения.
- Представленные конструкции, изготовленные с применением композиционных материалов и материалов с повышенными физико-химическими свойствами, способные работать в агрессивных средах, подтвердили отставание отечественной промышленности в этой сфере.
- Демонстрация силовых установок летательных аппаратов, по моему мнению, не выявила значительного отставания отечественных авиадвигателей в технологической и конструктивной областях.
- Показатели топливной эффективности, заявленные на выставке, не конкретизировались, не уточнялись условия, при которых они получены. В связи с этим объективно оценить реальные характеристики силовых установок не представилось возможным.
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов