Интерфакс
5 февраля 2009, 17:08
Нечеловеческий фактор
Военный вертолет Ми-24 потерпел катастрофу в Саратовской области, все члены экипажа погибли. Основная версия крушения - техническая неисправность машины
К месту авиакатастрофы сразу же была направлена комиссия Минобороны и ВВС. Между тем, в штаб округа информация о происшествии поступила с задержкой. "Командование поздно сообщило нам о происшествии. Можно сказать, утаивали информацию", - сообщил "Интерфаксу" представитель военно-следственного управления СКП РФ по Приволжско-Уральскому военному округу Сергей Парфенов.
По предварительной информации, крушение вертолета произошло по техническим причинами. "Судя по обнаруженным на месте падения обломкам вертолета можно сделать вывод, что он начал разрушаться еще в воздухе. Поэтому предварительно можно сделать вывод, что катастрофа произошла по технической причине. Хотя комиссия не исключает и все другие возможные версии", - сообщили "Интерфаксу-АВН" в комиссии. Окончательный вывод будет сделан после детального изучения "черных ящиков" вертолета.
На месте трагедии обнаружены тела всех трех членов экипажа Ми-24. В результате катастрофы погибли командир экипажа лейтенант Илья Карташев, летчик-инструктор Сергей Сафонов, бортовой техник старший лейтенант Ринат Хубеев. Как сообщили "Интерфаксу" в гарнизоне при Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков, высокопоставленных должностных лиц на борту не было. "Полет был учебный, готовили инструкторов", - отметили в гарнизоне. Все погибшие - недавние выпускники училища.
После завершения доследственной проверки военная прокуратура Саратовского гарнизона возбудила по факту крушения вертолета уголовное дело по ст.351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, создана следственно-оперативная группа и продолжается осмотр места происшествия. В состав комиссии, которая расследует причины катастрофы, входят представители Минобороны России и ВВС.
Еще во вторник командование Военно-воздушных сил РФ в связи с катастрофой наложило временный запрет на полеты вертолетов Ми-24, сообщил помощник главкома ВВС РФ подполковник Владимир Дрик. По его словам, после расследования обстоятельств катастрофы будут выработаны соответствующие рекомендации.
Между тем, согласно информации, которой обмениваются на сайте военного училища бывшие и настоящие курсанты СВВАУЛ, у вертолета произошел отрыв лопасти. Практически все участники форума сетуют на изношенность учебных машин. "Молодые ребята рвутся в небо осуществить свою мечту, а на чем летать? Вертолеты старше этих ребят… На чем летаем? Когда же обновление новой техники?", - вот типичное сообщение форума.
"Техника в Пуге конечно старая, и ее необходимо обновлять", - резюмирует один из выпускников училища.
В принципе, Ми-24 считается достаточно надежной машиной. Еще в 2002 году начальник службы безопасности авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Солнцев заявлял, что лишь два из десяти авиапроисшествий с вертолетами Ми-24 вызваны отказами техники. В остальных случаях виновником авиапроисшествий был человеческий фактор.
При этом начальник службы безопасности авиации еще в шесть лет назад подчеркивал, что доля новой авиационной техники в авиационном парке Минобороны составляет не более 20%. Основные типы самолетов, эксплуатирующиеся военным ведомством, пролетали около 20-25 лет, то же самое можно сказать и о вертолетах, заявлял Солнцев.
Кстати, катастрофа Ми-24 - второе происшествие с судами российской военной авиации в текущем году. 15 января в аэропорту Махачкалы произошло столкновение двух Ил-76МД. Погибли четыре члена экипажа одного из самолетов, трое получили тяжелые травмы.
В прошлом году потери российской военной авиации составили 11 самолетов, из них три штурмовика Су-25 и один бомбардировщик Ту-22М были сбиты в ходе грузино-южноосетинского конфликта.
В 2007 году ВВС России потеряли два самолета МиГ-29, учебный самолет L-39, принадлежавший Краснодарскому высшему военному училищу летчиков, бомбардировщик Су-24М и три вертолета: два Ми-8 и Ми-24. Вертолет Ми-24 Дальневосточного объединения ВВС и ПВО 25 августа при посадке в Амурской области в результате внезапного порыва ветра накренился, задел винтом землю и упал, получив серьезные повреждения. Экипаж не пострадал.
В 2006 году в российских вооруженных силах произошло десять авиационных происшествий, в том числе две - с вертолетами Ми-8. В частности, 11 сентября вертолет армейской авиации, перевозивший высокопоставленную военную комиссию, разбился в районе поселка Южный, в 5 километрах южнее Владикавказа. В сложных погодных условиях машина врезалась в склон горы. Из 15 человек на борту погибли 11, остальные получили серьезные ранения.
В 2005 году в авиации российских силовых ведомств разбились шесть самолетов и пять вертолетов. В 2004 году в ВВС России произошли две катастрофы (вертолет Ми-8 и дальний бомбардировщик Ту-22М3), а также две аварии (фронтовой бомбардировщик Су-24 и учебно-тренировочный самолет Л-39. В 2003 году в ВВС РФ произошло 11 авиационных происшествий: семь катастроф и четыре аварии. Было потеряно два вертолета Ми-24, два вертолета Ми-8, два истребителя МиГ-29, а также по одному самолету МиГ-25, Л-39, Су-24, МиГ-31 и Ту-160.
Созданный на МВЗ им.М.Л.Миля транспортно-боевой вертолет Ми-24 (экспортное обозначение Ми-35) является одним из самых известных аппаратов своего класса. Он состоит на вооружении свыше 30 стран, принимал непосредственное участие почти в полусотне конфликтов и считается одним из самых "повоевавших" вертолетов мира. Вертолет сконструирован по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеет убирающееся в полете шасси и два турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА.
Возвращаясь к последней авиакатастрофе, можно сказать, что, учитывая возраст вертолетов, на которых проходят обучение курсанты и пилоты, подобная трагедия не является неожиданностью. Изношенность техники, стоящей на вооружении российской армии, давно уже стала притчей во языцех. Необходимость перевооружения армии и, в первую очередь, военной авиации, очевидна. Хочется надеяться, что руководство страны сможет найти ресурсы для переоснащения ВВС России уже в ближайшее время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2024
Международный аэропорт Шереметьево стал партнёром XXIII встречи Авиационного пресс-клуба
Декабрь 4, 2024
Госкорпорация Ростех выступит официальным партнёром XXIII встречи Авиационного пресс-клуба
Декабрь 4, 2024
"Аэрофлот" представит участникам Авиационного пресс-клуба информационные проекты
Декабрь 4, 2024
Минниханов посетил Казанский авиазавод и провел заседание Совета директоров АО "Туполев"