Военно-промышленный курьер
11 февраля 2009, 12:42
Беспилотники на Красной Пресне
В московском Экспоцентре прошли специализированная выставка UVS-TECH-2009 и деловой форум
Из-за финансового кризиса на выставку, к сожалению, не приехали такие традиционно занимающиеся разработкой беспилотной техники компании, как "Эникс", "Сокол", "Радар-ММС", "Новик-XXI век" и некоторые другие. Скромнее оказалось и иностранное участие. Тем не менее интересные проекты были.
Одной из таких систем был комплекс "Дозор-4", созданный компанией "Транзас" из Санкт-Петербурга. Интерес к разработкам компании в 2007 году проявила Пограничная служба ФСБ России. Значительная продолжительность полета (около 10 часов) и дальность полета (до 1200 км) делают комплекс весьма привлекательным с точки зрения воздушного патрулирования протяженных участков границы.
В течение 2008 года представители компании несколько раз показывали пограничникам свой аппарат в действии. Полеты проходили на базе летно-испытательного комплекса "Кузнецово", расположенного под Санкт-Петербургом, и на погранзаставе "Джепель" в Дагестане. В обоих случаях "Дозор" показал на практике одно из своих главных качеств - возможность эксплуатации в сложных погодных условиях.
Любопытный проект был предложен компанией "Антиград-Авиа" из Дубны. Это беспилотный грузовик, фактически летающий контейнер, который может быть использован для транспортировки различных грузов. С его помощью, например, можно оперативно доставлять средства первой помощи пострадавшим от стихийных бедствий в труднодоступные районы. Кроме того, компанией разработана уникальная система модификации погоды, базирующаяся на использовании этого БЛА. Как справедливо заметил директор и главный конструктор компании Владимир Соловьев, применение беспилотных летательных аппаратов для разгона облаков намного дешевле использования тех больших самолетов, которые для этого применяются сегодня.
Внушительная линейка беспилотных систем была продемонстрирована на стенде корпорации "Иркут", создающей беспилотники невоенного назначения. В линейку входят аппараты массой от 3 до 860 кг. Помимо беспилотных самолетов недавно в ее составе появились и комплексы с БЛА вертолетного типа массой 45 кг и 80 кг, разработанные совместно со швейцарской фирмой Swiss UAV. Интерес к ним уже проявляют МВД, МЧС, рыбоохрана, пограничники и некоторые другие потенциальные заказчики.
БЛА вертикального взлета-посадки разрабатывают и отечественные компании. "Вертолеты России" работают над несколькими проектами систем БЛА. Один из них - Ка-137 - был представлен посетителям выставки в натуральную величину. Он предназначен для решения широкого круга задач в интересах МЧС, Министерства обороны, а также народного хозяйства. Он способен вести инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку; доставлять экстренные грузы специального назначения; осуществлять трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, а также решать широкий круг других задач.
Говоря о беспилотниках вертолетного типа, нельзя не упомянуть и об аппарате "Ворон", созданном в Московском авиационном институте. На нем впервые в мировой практике в качестве несущего был установлен Х-образный винт, благодаря чему аппарат получил уникальные характеристики. По заявлениям разработчиков, в воздухе разработанный беспилотник ведет себя как спортивная модель, а по устойчивости и тяговитости - как мощный транспортный вертолет.
Эффектную новинку, вызвавшую значительный резонанс в СМИ, - аппарат вертикального взлета-посадки, схожий по виду с "летающей тарелкой", подготовила к выставке компания "Рисса". Это экспериментальная модель, на которой компания намерена отработать технологии создания аппаратов подобного типа. На ее основе планируется создание нескольких аппаратов разного размера. Одни из них по своим массогабаритным характеристикам приближаются к классу "микро". Возможно, разработчики покажут его в действии на авиасалоне МАКС-2009.
Помимо собственно летательных аппаратов на выставке, как отмечалось выше, присутствовали также и различные подсистемы, используемые в составе комплексов. Системы управления БЛА представили компании "Транзас" и "Рисса". Уральский оптико-механический завод привез на выставку несколько своих разработок в области гиростабилизированных оптико-электронных систем наблюдения, которые могут быть потенциально использованы на борту БЛА. Блок обработки изображения и систему обработки изображения продемонстрировал Государственный рязанский приборный завод.
Весьма насыщенная программа отличала и проходящий параллельно с выставкой деловой форум по беспилотным системам, который в этом году проводился при поддержке международной ассоциации беспилотных систем UVS International. С докладами выступили как представители компаний-разработчиков, так и эксплуатанты беспилотных систем. Помимо хозяев форума - россиян среди выступавших была велика и доля иностранцев: представителей Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии, Ирана, США и некоторых других стран. Особое внимание на форуме было уделено нормативно-методическому и организационно-технологическому обеспечению применения беспилотных систем, что является одной из нерешенных проблем, препятствующих широкому использованию беспилотников.
Нельзя не отметить существенный рост интереса к выставке и форуму со стороны посетителей. Среди них все большую долю составляют представители структур, заинтересованных в приобретении беспилотной техники. Не может не радовать интерес к мероприятию среди военных. Так, выставку посетили заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын, первый заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Александр Алешин, представители ГРУ, ФСБ и других силовых структур. Россия сейчас, к сожалению, значительно отстала в оснащении своих Вооруженных Сил подобной техникой, что ярко продемонстрировали прошлогодние события вокруг Абхазии и Южной Осетии. Время наверстывать упущенное.
Выставка и форум проводились в третий раз. Приятно отметить, что они стали традиционными. Во всем мире наблюдается рост применения беспилотных систем. Для координации действий разработчиков, обмена опытом, выработки дальнейших путей развития в мире ежегодно проводятся десятки различных выставок и конференций. Очевидно, что если Россия намерена развивать высокие технологии, а к ним, безусловно, относятся беспилотные системы, такие мероприятия просто необходимы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов