Военно-промышленный курьер
8 июля 2009, 12:02
"Колибри" для ближнего боя
Российские авиационные боеприпасы востребованы на внешнем рынке
Взять, к примеру, входящий в Концерн ПВО "Алмаз-Антей" Московский научно-исследовательский институт "Агат", разработчика радиолокационных головок самонаведения (РГСН) ракет, предназначенных для борьбы со средствами воздушного нападения. По традиции, институт демонстрирует на крупных международных выставках не плакаты или модели, а "живые" головки в металле. Не стал исключением и салон Le Bourget 2009, причем большая часть показанных здесь РГСН - новые разработки "Агата".
Как и боевые самолеты, РГСН, созданные специалистами института, делятся на поколения. В этом году на Le Bourget 2009 были представлены головки пятого поколения. По словам генерального конструктора МНИИ "Агат" Иосифа Акопяна, они полностью цифровые, принятый РГСН сигнал преобразуется в цифру на первой промежуточной частоте и дальше вся его обработка идет только в цифре. Такое решение позволило добиться весьма заметного снижения массо-габаритных характеристик РГСН, недаром изделия "Агата" считаются самыми компактными среди всех конкурентов в мире. Модельный ряд РГСН пятого поколения от МНИИ "Агат" выполнен применительно к трем типовым калибрам. Для ракет малой дальности калибром 150 мм предназначена РГСН с условным названием "Колибри". Эта головка весит всего 8 кг - включая все составные части: передатчик, антенну, привод, корпус. Для сравнения можно сказать, что несколько десятилетий назад полуактивная РГСН имела массу 30-40 кг. Второй калибр - 200 мм. Это типичный диаметр для ракет средней дальности класса "воздух - воздух". Наконец, 350 мм - это калибр ракет "воздух - воздух" большой дальности, а для ракет "поверхность - воздух" средней дальности. "Использованием трех типоразмеров наших головок можно закрыть потребность практически по всем классам ракет", - говорит Иосиф Акопян.
Представленные на Le Bourget РГСН "Агата" можно назвать прототипами. Для адаптации к конкретной модели авиационной или зенитной ракеты базовый вариант РГСН необходимо немного изменить, поскольку разные производители авиационных средств поражения или систем ПВО используют разные механические и электрические интерфейсы. Но это не столь важно, поскольку основные элементы конструкции: вычислительная система, программное обеспечение, механика будут едиными для всех типов ракет. Как заявил генеральный конструктор "Агата", "из представленных трех типоразмеров головок нет ни одной, которая не была бы использована в конечных образцах в интересах как отечественных, так и зарубежных заказчиков".
Еще одна российская компания, работающая с крупнейшими фирмами - разработчиками и производителями авиационной техники, - ГНПП "Базальт". На Le Bourget 2009 предприятие представило 16 образцов продукции (8 из них - в виде макетов), которые относятся к средствам авиационного поражения. Среди них стоит выделить унифицированную планирующую бомбовую кассету калибра 500 кг ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К. Кассета предназначена для круглосуточного и всепогодного применения. Она обеспечивает поражение бронетехники, средств ПВО, пунктов управления и военных сооружений, имеющих тепловой или радиолокационный контраст относительно подстилающей поверхности в условиях естественных и искусственных помех с высоты от 100 до 10 000 метров при сбросе с самолета, летящего со скоростью 700-1100 км/ч. Дальность применения с высоты 10 тысяч метров составляет около 50 км. То есть ПБК-500У можно использовать, не входя в зону поражения объектовой ПВО противника. В базовом варианте кассета оснащается инерциальной системой наведения и спутниковой коррекции, работающей как с GPS, так и с ГЛОНАСС. Спутниковая коррекция требуется лишь при сбросе кассеты на максимальной дальности. Самоприцеливающиеся боевые элементы СПБЭ-К предназначены в первую очередь для поражения танков с верхней полусферы. Они оснащены комбинированными координаторами цели, обеспечивающими наведение по тепловым и радиолокационному каналам. Бронепробиваемость обеспечивает поражение любой из ныне существующих целей, включая объекты с комбинированной броней.
Как известно, в начале мая на должность генерального директора ГНПП "Базальт" был назначен Александр Рыбас. Его главная задача на новом месте - вывести "Базальт" из тяжелого экономического состояния и сформировать холдинг, в который войдут 14 профильных предприятий разных форм собственности - как ФГУП, так и акционерные общества. По словам Александра Рыбаса, в последние два года предприятие имело очень хороший оборонный заказ, у его изделий есть значительные экспортные перспективы. По результатам 2008 г. до 85% продукции было выпущено в рамках ГОЗ, такое же соотношение поставок на внутренний и внешний рынки должно сохраниться и в 2009-м. Поэтому весьма печально, что "Базальт" оказался в тяжелой финансовой ситуации, при этом обусловленной отнюдь не финансово-экономическим кризисом, а управленческими ошибками прежнего руководства.
Еще один холдинг, создание которого также должно завершиться в течение 2009 г., это корпорация авиаприборостроения. В холдинг под эгидой Ростехнологий вошли концерн "Авионика", "Авиаприбор-холдинг", корпорация "Аэрокосмическое оборудование", а также около 35 других предприятий, в том числе и государственных, которым предстоит акционирование. Как отметил Гиви Джанджгава, генеральный директор концерна "Авионика", смысл объединения российских прибористов в том, чтобы проводить единую политику, иметь общую кооперацию. На Le Bourget 2009 концерн "Авионика" представил свои последние разработки поколения 4++: комплексы БРЭО для Су-35, Ка-52 и для МиГ-35, который участвует в объявленном Индией тендере на 126 многоцелевых истребителей. Главной задачей предприятия на выставке, по словам его руководителя, было провести ряд переговоров с зарубежными партнерами, в том числе с компанией SAGEM, с которой планируется создание совместного предприятия. Это необходимо для эксплуатации в ВВС РФ бывших "алжирских" истребителей МиГ-29СМТ. Концерн "Авионика" участвует в тендере на создание БРЭО и для "надежды" российского авиапрома, лайнера МС-21. По этому направлению концерн работает в кооперации с западными компаниями. Для них обязательным условием участия в этом проекте является создание совместных предприятий на территории России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов