О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" стал другим

Slon.Ru сравнил работу компании в 2009 году с показателями конкурентов

"Аэрофлот", что бы о нем ни говорили, совсем неплохо переживает кризис. Особенно, на фоне зарубежных конкурентов: Slon.ru сравнил отчетность "Аэрофлота" с показателями девяти мировых перевозчиков. Главная российская авиакомпания лидирует по приросту прибыли на одного пассажира. Но частные акционеры все равно ею недовольны, утверждая, что деньгами можно было бы распоряжаться поэффективней.

Второе полугодие 2008-го выдалось для "Аэрофлота" не самым удачным. Чистая прибыль по МСФО за один только IV квартал упала в 8,5 раз - до $37 млн. Затраты на операционную деятельность нарастали, как снежный ком: среди ведущих мировых компаний "Аэрофлот" полгода назад лидировал по темпу прироста затрат. А теперь все наоборот - он почти лидер по их сокращению, уступая только United Airlines. Из отчетности "Аэрофлота" за 9 месяцев этого года следует, что издержки по сравнению с аналогичным периодом 2008 года стали меньше на 33,5%.

Авиакомпания действительно рьяно взялась за косты при новом менеджменте. Едва сев в кресло гендиректора "Аэрофлота", Виталий Савельев принялся сокращать штат. О том, что он, мягко говоря, раздут, давно известно. Но прежний руководитель Валерий Окулов, прошедший в "Аэрофлоте" много ступенек карьерной лестницы, начиная с простого штурмана, не решался оптимизировать штатное расписание. У Савельева в этом смысле руки были развязаны. Сокращению подверглись 2000 человек из числа работников пенсионного возраста и управленцев. В "Аэрофлоте" уверяют, что людей, обеспечивающих полеты, увольнения не затронули.

У "Аэрофлота" вообще огромные резервы для сокращения затрат, отмечает начальник аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В то время, как его зарубежные конкуренты "вылизывали" эффективность, перед "Аэрофлотом" стояли несколько другие задачи. Например, захватить как можно большую долю на быстро растущем рынке. Ведь в то время как в Европе объем перевозок прирастал ежегодно максимум на 3 - 5%, то есть в пределах погрешности, в России он увеличивался на 10 - 15% в год. Причем "Аэрофлот" традиционно рос быстрее рынка.

К тому же деньги за пролет над территорией России, которые авиакомпания получает от иностранных перевозчиков, позволяли "Аэрофлоту" вести захват рынка наиболее раскованно, не особо задумываясь об издержках. Потому-то теперь, когда "Аэрофлот" действительно их начал сокращать, эти действия наиболее заметны по сравнению с зарубежными перевозчиками. Но несмотря на это, частные акционеры уверены, что авиакомпания сделала не все от нее зависящее, а напротив, взяла на себя новые затраты. Совладелец "Национальной резервной корпорации" Александр Лебедев и член совета директоров "Аэрофлота" приводит в пример таких затрат спонсорство ФК ЦСКА, аренду нового офиса, излишнюю мягкость к компании "Сухой", задерживающей поставку новых самолетов SuperJet, но не платящей за это штрафы.

По его словам, "Аэрофлот" представляет собою машину для исполнения партийных заданий, выдаваемых по звонку из правительственных кабинетов. Потому авиакомпания еще далека от того, чтобы стать по-настоящему эффективной. А аналитик "Тройки Диалог" Кирилл Казанли напоминает, что во многом устойчивость "Аэрофлота" в кризис зависит не только от действий менеджмента по сокращению издержек, но и от пресловутых "пролетных" денег. В них-то и заключается секрет прироста у "Аэрофлота" операционной прибыли и прибыли до налогообложения в пересчете на одного пассажира. Несмотря на довольно существенные темы снижения выручки, у него лучшие показатели среди тех компаний, с которыми Slon.ru его сравнил. Благодаря им и усиленной резке костов "Аэрофлот" в условном рейтинге эффективности десяти авиакомпаний занял четвертое место....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка