Коммерсантъ
15 февраля 2010, 08:37
Заказчиков для МС-21 ищут на границе
Российский авиапром готов согласиться с временной отменой ввозных пошлин на иностранные самолеты для тех, кто закажет отечественные. В ОАК рассчитывают таким образом обеспечить сбыт будущего самолета МС-21
ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) вновь предлагает правительству временно удешевить ввоз иностранных самолетов для авиакомпаний, которые заказывают российские воздушные суда. Об этом сообщил глава "ОАК - гражданские самолеты", вице-президент дивизиона гражданской техники корпорации "Иркут" Владимир Смолко. Главная цель - защитить проект перспективного самолета МС-21, который сейчас разрабатывают ОАК и "Иркут". "Поставки МС-21 начнутся в 2016 году, и наличие сравнительно нового парка А320 и Boeing 737 приведет к отсутствию клиентов даже при достижении лучших технических характеристик",- полагает господин Смолко.
Чтобы "создать в 2016-2018 годах искусственный вакуум в целевой нише для МС-21", он предлагает предоставлять отсрочки по уплате 20-процентных таможенных пошлин на сопоставимые по количеству мест иностранные самолеты на срок до пяти лет тем перевозчикам, которые закажут российские самолеты в 2011-2013 годах. Владимир Смолко пояснил "Ъ", что для реализации схемы придется заключать инвестсоглашения с участием правительства. Он уверяет, что в новой схеме учтен "весь негативный и позитивный опыт попыток реализации схем освобождения от пошлин "Аэрофлота" и "Трансаэро". ОАК предлагает включить в качестве стороны договора лизингодателя и производителя российской техники, чтобы нарушение одной из сторон давало право расторгнуть его любому из участников, а в случае вины перевозчика - взыскать с него сумму таможенных льгот.
"Аэрофлот" по инвестсоглашению с Минэкономразвития от 1998 года в обмен на беспошлинный ввоз самолетов заказал шесть пассажирских Ил-96-300 на $1,075 млрд, но не стал оплачивать их, ссылаясь на нарушения условий договора с производителем "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). В 2008 году высшая судебная инстанция признала вину "Аэрофлота" в срыве контракта. Перевозчик переоформил его на шесть грузовых Ил-96Т. Но и эти самолеты компания отказалась принимать, ссылаясь на несоответствие техзаданию. Теперь обязательства можно "закрыть" заказом на SuperJet-100. В "Аэрофлоте" утверждают, что все документы уже согласованы в Минэкономразвития и вице-премьером Сергеем Ивановым, но не подписаны по не зависящим от перевозчика техническим причинам.
В случае с "Трансаэро" КАПО имени Горбунова просто не смогло выполнить заказ (из десяти самолетов Ту-214 с окончанием поставок в 2007 году перевозчик получил прошлой осенью только третий), а участвовавшая в сделке Финансовая лизинговая компания оказалась в центре скандала о хищениях госсредств.
Собеседники "Ъ" в лизинговых компаниях сомневаются, что предложенная ОАК система заработает. "Выбор типа самолета - чрезвычайно важное и ответственное решение для авиакомпании, результаты которого будут играть роль долгие годы",- отмечают в одной из зарубежных лизинговых компаний, добавляя, что появление в парке самолета нового типа влечет расходы не менее $5 млн и еще большие затраты на наладку техобслуживания. В ИФК считают, что инвестсоглашения можно заключать лишь на готовые сертифицированные самолеты: иначе незначительные изменения летно-технических характеристик, которые неизбежно возникают, повлекут расторжение контракта со стороны заказчика, и пошлины взыскать с авиакомпании будет уже нельзя.
Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев полагает, что инициатива ОАК - вынужденный ответ на требования заказчиков. Так, "Атлант-Союз" подписал контракт на 45 Ту-204 и Ан-148, но также и на поставку 6 Boeing 737NG. "Если не облегчить бремя для авиакомпании, находящейся далеко не в лучшей финансовой форме, судьба крупного контракта может оказаться под вопросом",- отмечает эксперт. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что даже временное освобождение от пошлин нужно в условиях кризиса всем перевозчикам. По его мнению, сейчас влияние государства на авиаотрасль гораздо сильнее, чем раньше, и увиливать от исполнения обязательств по контрактам на российские самолеты перевозчики не смогут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей